Наталья Альбрехт отвечает на 6 неудобных вопросов к S-составляющей алюминиевого бизнеса
ESG-повестка продолжает играть важную роль в развитии крупного российского бизнеса. Причем S-составляющая — всевозможные социальные проекты и вопросы условий труда — в новых экономических условиях выходят на первый план. О развитии комфортных городов, работе с молодыми людьми, сохранении здоровья сотрудников и защите прав женщин рассказывает Наталья Альбрехт, заместитель гендиректора по управлению персоналом компаний «Русал» и En+.
Вопрос 1. Как развиваются города присутствия «Русала»? Насколько их проблемы небезразличны компании?
Н. А.: Оценивать состояние населенных пунктов, где «Русал» является ключевым предприятием, нам помогает Индекс устойчивого развития городов ответственности — диагностический инструмент, разработанный нашими специалистами на основе методологии ВЭБ.РФ. В целом индекс показывает, что уровень удовлетворенности населения в городах присутствия компании составляет 6,7 балла из 10. Средний балл в других городах, за которыми наблюдает ВЭБ.РФ, равен 5,9.
Наша основная задача сегодня — повысить качество жизни на всех территориях присутствия компании, чтобы люди не уезжали из родных мест из-за проблем с экологией или, скажем, из-за того, что в городе не хватает парков. В 2023 году на основе индекса мы определили 11 проблемных территорий с наименьшими баллами. Например, в Ачинске есть пробелы в системе образования, в Бокситогорске не хватает общественных и культурных пространств, в Каменск-Уральском нет продвинутой стоматологии для детей. К решению этих проблем «Русал» подходит системно. Например, выделяет гранты на проекты с кумулятивным эффектом, а не на точечные улучшения.
Над системным улучшением городов мы работаем в связке с местными властями, сообществами и экспертами. Так, мы пригласили специалистов консалтинговой компании, которая занимается городским планированием. Это позволяет разработать комплексный документ по развитию города, который будет принят всеми вовлеченными сторонами. Такой план развития уже реализуется в Ачинске, а в данный момент команда приступила к работе над документом для Саяногорска.
Вопрос 2. Есть ли шанс у сотрудника, работающего на заводе, стать топ-менеджером?
Н. А.: На некоторые позиции просто невозможно найти человека на рынке труда. Например, мы не можем взять извне директора по производству. Так что его нужно растить внутри компании, начиная прямо с рабочих специальностей. И большинство управляющих директоров наших предприятий начинали свой карьерный путь с самых начальных позиций.
У нас есть кадровый резерв, в который может войти любой сотрудник компании. Для каждого участника резерва разрабатывается индивидуальный план развития, включающий стажировки и обучение в ведущих вузах.
Кроме того, мы запустили программу «Лидеры «Русала». В ее первый набор вошли 200 сотрудников из различных дивизионов и дирекций корпорации. Для них разработана программа комплексного развития управленческих компетенций, по итогам прохождения которой ребята вырастут профессионально и смогут выйти на новый карьерный уровень. А «Русал» как компания сформирует команду долгосрочного резерва, которая целенаправленно зай мется реализацией различных бизнес-проектов.
Вопрос 3. Интересна ли работа в «Русале» молодым людям?
Н. А.: Мы активно работаем над тем, чтобы привлекать молодежь в инженерные и производственные специальности. Причем начинаем искать таланты еще на этапе школьного обучения: наши партнеры из Иркутского национального исследовательского технического университета и Сибирского федерального университета читают школьникам курсы по математике, химии и физике в рамках проекта «Русал-класс». Кроме того, мы ежегодно проводим масштабный образовательный фестиваль для детей «Русал ФестивAL#Наука» и всероссийскую олимпиаду «13 элемент. ALхимия будущего» для учеников 8–11 классов в двух форматах: межпредметная олимпиада и защита учебно-исследовательской работы.
Компания также участвует в федеральной программе «Профессионалитет» и на уровне среднеспециальных учебных заведений занимается целевой подготовкой рабочих кадров. Так, 1 сентября в образовательных кластерах Свердловской и Иркутской областей 275 студентов приступили к обучению по разным специальностям.
На уровне вузов («Русал» сотрудничает с СФУ, СибГИУ, ИрНИТУ, УГГУ, УрФУ и др.) для подготовки молодых специалистов организован целевой набор студентов. Также совместно с En+ мы реализуем стипендиальную программу не только для талантливых, но и для социально активных студентов. В этом году в ней примут участие 177 молодых специалистов из 56 образовательных учреждений.
Кроме того, у нас есть программа «Новое поколение» для выпускников вузов до 27 лет. Они могут пройти трехмесячную (для рабочих специальностей) или полугодовую (для инженерно-технического персонала и руководителей) стажировку на предприятиях «Русала» под руководством опытных наставников. Как результат — получить предложение о работе в компании.
Вопрос 4. Занимаются ли промышленные гиганты поддержкой здоровья сотрудников?
Н. А.: По итогам 2022 года компания направила 1,27 млрд руб. на различные мероприятия по поддержке здорового образа жизни сотрудников. Среди них — бесплатные тренажерные залы на промышленных площадках, дотации на обеды для всех сотрудников, регулярные медицинские осмотры для работников, которые задействованы на производственных участках с вредными условиями труда.
У нас также работает ООО «Русал Медицинский Центр» (РМЦ). Это 11 филиалов и семь обособленных подразделений, расположенных в разных городах присутствия компании. Ввиду того, что врачей узких специальностей не хватает в большинстве из этих городов, «Русал» организовал их отправку в РМЦ вахтовым способом. Теперь любой желающий может попасть на прием к пульмонологу, аллергологу, эндокринологу или кардиологу. Также в планах РМЦ развитие новых проектов — по здоровому питанию и телемедицине.
Вопрос 5. Обращает ли крупный бизнес внимание на психологическое состояние сотрудников?
Н. А.: Да, еще в 2022 году на фоне последствий пандемии и геополитических потрясений у части наших сотрудников появился запрос на психологическую поддержку. В ответ на него РМЦ открыл горячую линию. Причем поговорить с психологом могут как непосредственно работник компании, так и члены его семьи.
Основная цель этого проекта — сохранить или восстановить позитивный настрой работника. Мы видим, что поддержка востребована, а сотрудники ценят возможность обсудить свою ситуацию или проблему с профессиональным психологом.
Вопрос 6. Распространено мнение, что металлургия — это не женская отрасль. Как обстоят дела на самом деле? Какова роль женщин в «Русале»?
Н. А.: В нашей компании работает много женщин. Среди рабочих их доля превышает 20%, среди специалистов — женщин больше 55%. При этом в последние годы постепенно растет доля женщин-руководителей среднего звена (с 20,1% в 2020 году до 21,7% в 2022 году) и высшего звена (с 16,6 до 18%).
В нескольких наших регионах присутствия действуют женские советы. Это уникальные для российской промышленности объединения. Они следят не только за соблюдением прав женщин на предприятиях, но и за тем, комфортно ли им работать в командах, где много мужчин. Советы разрабатывают предложения по мерам поддержки женщин в разных жизненных ситуациях. Например, помогают женам релоцируемых сотрудников «найти себя» на новом месте или запустить собственный проект.