Наука возвращать
Пытаясь остановить утечку мозгов, государство отправляет талантливую молодежь бесплатно учиться за рубеж с условием впоследствии отработать в России. Насколько успешны такие программы?
Кто-то в детстве мечтал о полете в космос, а я — учиться в Англии, — говорит Маргарита Пашкина, изучавшая теплоэнергетику и теплотехнику в МЭИ, а затем продолжившая обучение в Университете Шеффилда по специальности «энергетика и организация производства». — И действительно, в Англии меня научили главному — думать и анализировать».
Маргарита Пашкина — участница программы «Глобальное образование». Это основная российская госпрограмма, направленная на «репатриацию талантов, сохранение и приумножение высококвалифицированных кадров». Говоря проще, ее цель — остановить утечку мозгов из страны.
Маргарита Пашкина сейчас вернулась, проходит полугодовую оплачиваемую стажировку в компании «Русал»: «Меня пригласили в стажерскую программу «Новое поколение». В случае успешного прохождения стажировки буду зачислена полноценным сотрудником». На вопрос, повлияла ли программа на ее планы на будущее, Маргарита Пашкина отвечает, что пока уезжать не собирается.
Молодые на чемоданах
В Глобальном индексе конкурентоспособности талантов Международной бизнес-школы INSEAD, цель которого — оценить ресурсы и усилия, затрачиваемые государствами на развитие человеческого капитала, Россия вошла в топ-10 стран в разделе «Эмиграция изобретателей». В развитых странах в отличие от России высокий спрос на высококвалифицированных работников, предпринимателей, исследователей, которые получают там все условия для повышения качества жизни и профессионального роста.
«Самый высокий уровень эмигрантских настроений — среди студенческой молодежи, — отмечается в докладе «Эмиграция из России в конце ХХ — начале ХХI века» Комитета гражданских инициатив. — Реализуется этот потенциал через учебную и трудовую эмиграцию».
Китай, столкнувшийся с той же проблемой, на протяжении последнего десятилетия ежегодно отправлял 30% студентов учиться за рубеж за счет бюджетных средств и добился успеха: 70–80% участников программы возвращения, окончив учебу за границей, приезжали домой и работали на родине, приводят данные эксперты The Boston Consulting Group в докладе «Россия-2025: от кадров к талантам».
Для большинства студентов обучение за пределами России недоступно по финансовым причинам, даже если уехать хочется.
Государственные российские программы позволяют молодым талантам получить качественное образование за рубежом и предлагают применить эти знания в России.
Три варианта от государства
В России, отмечает Ирина Абанкина, директор Института развития образования НИУ ВШЭ, действуют три основные федеральные программы финансирования обучения за рубежом: «Глобальное образование», «Стипендия президента РФ для аспирантов и студентов» и «Программа исходящей международной академической мобильности».
«Стипендия президента» — для проявивших себя в науке или обучении студентов и аспирантов. Ежегодная квота на эти стипендии — 100 человек (60 аспирантов и 40 студентов). «Программа исходящей международной академической мобильности» предусматривает кратковременные стажировки, в основном в развивающиеся страны. В 2016 году на стажировки было направлено более 520 человек в 21 страну. Больше всего одобренных заявок — в Китай: в 2016 году их было 175.
Самая масштабная, реально способная решить проблему обучения и возвращения в страну квалифицированных специалистов программа «Глобальное образование», которая начала работу с октября 2014 года.
С момента запуска программы на участие в конкурсе была подана 2991 заявка, победителями конкурсного отбора «Глобального образования» стал 691 человек. «Важно учитывать, что один кандидат может подать несколько заявок в рамках одного конкурсного отбора, отказываться от участия в отборе, переходить из одного отбора в другой — отсюда такое большое число заявок», — уточняет Анна Гетманская, руководитель программы «Глобальное образование».
В 2017 году обучение завершат 113 человек. В 2018 году работодатели получат еще 218 специалистов в разных сферах (в программе пять направлений, хиты — инженерия и педагогика).
Участники могут получить гранты на обучение в 288 вузах из 32 стран мира. Учебные заведения отобраны по принципу присутствия в топ-300 в двух из трех мировых образовательных рейтингах: QS, Шанхайском рейтинге и Times Higher Education.
Максимальная сумма гранта по программе «Глобальное образование» составляет 2,763 млн руб. в год. Для участия в конкурсном отборе необходимо представить документы, в том числе приглашение от выбранного вуза. «Решение о победителях принимаются на заседании наблюдательного совета, — говорит Анна Гетманская. — Заявки на участие подаются через официальный сайт, победители определяются на основании электронной очереди с учетом рейтинга. При прочих равных условиях выиграет тот, кто раньше подал заявку. Если кандидат не стал победителем в текущем конкурсном отборе, он может подать заявку на следующий отбор — они проводятся несколько раз в год».
Участник обязан не менее трех лет после завершения обучения работать в российских организациях. В случае нарушения обязательств по трудоустройству ему придется уплатить штраф в двукратном размере от суммы предоставленного ему гранта.
В числе партнеров «Глобального образования» — более 700 компаний: 46% — промышленные предприятия, 25% — образовательные учреждения, 18% — научные организации, 6% — организации социальной сферы, 5% — медицинские организации.
2,763 млн руб. в год составляет максимальная сумма гранта по программе «Глобальное образование»
Что мешает программе
По мнению экспертов, программа «Глобальное образование» достаточно эффективна, но все же это не панацея.
«Да, студенты возвращаются, чтобы работать в России, — говорит Ирина Абанкина. — Многие компании с госучастием — например, «Роснано», «Ростех» — сформировали пул рабочих мест, куда готовы брать ребят, окончивших магистратуру за рубежом в рамках программы. Главный риск уже в течение нескольких лет — недостаточная востребованность программы у самих претендентов». По данным организаторов программы, около 18% победителей конкурсного отбора отказываются от подписания соглашения и получения гранта.
Ирина Абанкина называет четыре причины отсутствия спроса.
Первая — слабое знание иностранных языков, особенно выпускниками технических вузов из регионов.
Студентам иногда мешает и то, что магистерские программы и докторантура попадают на возраст, когда у многих появляются семьи, и приходится выбирать: оставаться с семьей или уезжать за границу.
Работа во время учебы в вузе — еще одна причина недостаточной востребованности программы. «Исследование, проведенное нами и среди работодателей, и среди студентов, показывает, что ключевой момент успешной карьеры — начало работы еще во время учебы в вузе, — говорит Ирина Абанкина. — Очень немногие готовы потерять ее, выключиться из процесса карьерного роста».
Тех же, кто планирует продолжение карьеры за рубежом, смущает необходимость трехлетней отработки в России: впрочем, на таких студентов программа и не рассчитана.
Фото: Getty Images Russia