Незабытое поколение
В чем смысл и выгода в поддержке старого софта и устройств
В это трудно поверить, но до сих пор движением поездов в Германии управляет ОС Windows 3.11, выпущенная в начале 1990-х. Под стать немецким машинистам около 5% владельцев компьютеров по всему миру работают с неподдерживаемыми версиями Windows, а порядка 70% обладателей мобильных девайсов пользуются устаревшими версиями Android. При этом чиновники в разных странах и крупнейший авиапроизводитель хранят важную информацию на давно забытых дискетах. Разбираемся, почему зависимость от вчерашних технологий — это не всегда плохо и как регуляторы рынка заставляют компании продлевать жизнь устройствам позапрошлых поколений.
«Окна» в прошлое
Многие компании и госпредприятия по всему миру продолжают использовать устаревшие IT-системы и оборудование. Например, немецкая компания Deutsche Bahn работает с операционной системой MS-DOS и ее графической оболочкой Windows 3.11 для управления сетью железных дорог. На ней работает система для машинистов, которая демонстрирует техданные скоростных поездов в реальном времени. Система считается критически важной.
Проблема заключается в том, что MS-DOS поддерживалась Microsoft до 2006 года, а Windows 3.11 — и вовсе лишь до 2001 года. Сейчас сложно найти системных администраторов, которые могли бы обеспечить работу этих систем.
Однако Deutsche Bahn работает с таким софтом, поскольку он совместим с системами старых поездов — ICE 1 и ICE 2, которые выпустили в 1991 и 1995 году. Для того чтобы перейти на современные компьютеры и софт, требуется заменить и сами поезда.
Этот пример далеко не единственный. Самолеты Boeing 747 получали обновления навигационных данных на 3,5-дюймовых дискетах, пока американская компания не решила отказаться от их производства в 2022 году. По данным отраслевого портала Travel Radar, аналогичным образом работает обновление систем на бортах Boeing 737.
Министерство обороны США до 2020 года применяло дискеты для координации ядерных сил страны, а японское правительство до 2024 года требовало от министерств обмениваться документами только на таких носителях. В обоих случаях от дискет пришлось отказаться лишь из-за того, что их производство сильно сократилось и носителей перестало хватать.
Почему компании и госструктуры сознательно предпочитают пользоваться старыми технологиями? Дело в том, что первые операционные системы не поддерживали удаленные обновления, поэтому вероятность зависаний и иных сбоев у них гораздо ниже, а современные хакерские атаки «по воздуху» не представляют для них угрозы.
Законное продление жизни
Сложнее обстоит ситуация с медицинскими устройствами и имплантами. Например, в 2022 году сотни пациентов с имплантом сетчатки Argus II компании Second Sight остались без поддержки из-за того, что обанкротившаяся компания прекратила обслуживать устройства. До этого пациенты неоднократно обвиняли производителя в том, что он выпустил некачественные импланты. Теперь им нужно выбрать: сохранить прикрепленный к глазу нерабочий имплант или же взять на себя риски, связанные с его удалением сторонней организацией. Сбои в работе Argus могут привести к полной потере зрения и мешать таким процедурам, как МРТ.
Люди и организации делают выбор в пользу конкретной компании часто из-за регуляторных требований. Например, в США производители должны пройти сертификацию со стороны Управления по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA). Однако требования регулятора не содержат конкретных формулировок по поводу технической поддержки медицинских девайсов. Также в них не прописаны обязательства компаний при банкротстве или в иных ситуациях. После нескольких громких инцидентов FDA пытается решить проблему. Регулятор в 2024 году представил список из первых 39 устройств, которые утверждены для программы полного жизненного цикла поддержки.
Отдельная проблема — расплывчатые формулировки в законодательстве разных стран, которые оговаривают срок службы таких устройств. В частности, в европейском и американском законодательстве расходятся трактовки термина «конец срока службы» (EOL).
Все это приводит к тому, что у пользователей медицинских устройств нет законодательно закрепленных гарантий. Показательная история — многолетний скандал с некачественными имплантами в ЕС. Местным пациентам предлагали не прошедшие необходимые испытания и сертификацию импланты бедра Zimmer, робопротезы RoboDoc, импланты стимуляции мозга Brio и другие. Эти устройства ломались, вызывали травмы и даже смерти, но после судебных процессов, длившихся несколько лет, пострадавшие получали лишь небольшие компенсации.
В Китае регулирование медицинских изделий выстроено строже. Срок службы таких устройств регламентируется отдельным документом — Руководством по технической экспертизе срока службы активных медицинских изделий. Согласно ему уже на стадии регистрации медицинских изделий компании должны доказать, что они прослужат именно столько лет, сколько указано в документации.
В России большую часть рынка медтехники и устройств занимает импортная продукция, а на ввоз такого оборудования не распространяются санкции. При этом для импорта требуется зарегистрировать его в государственном реестре медицинских изделий, предоставив сертификаты качества и соответствия, которые уже выдали зарубежные регуляторы. Таким образом, гарантия на эти устройства и условия их ремонта соответствуют зарубежным. Кроме того, в 2023 году Росздравнадзор разрешил использовать для ремонта медтехники неоригинальные запчасти.
Право на ремонт и поддержку
В сфере потребительской электроники в последние годы намечаются позитивные тенденции: многие производители добровольно продлевают срок поддержки различных устройств и даже дают право на самостоятельный ремонт. Так поступила Apple, которая в 2021 году открыла доступ к оригинальным запчастям, инструментам, руководствам по ремонту и диагностике своей продукции по всему миру. Владельцы устройств компании могут купить запчасти в течение 5–10 лет с момента прекращения продаж линейки. Некоторые крупные компании заключают партнерства со специалистами по ремонту, чтобы продлить срок службы своих девайсов. Этот путь выбрали Lenovo, Motorola, Valve, Samsung и Google.
Принимаются и законы, закрепляющие право на ремонт. Ряд американских штатов требует, чтобы компоненты, руководства и другая необходимая информация были доступны в течение семи лет после релиза любого продукта стоимостью более $100. В ЕС в 2023 году одобрили новые правила, которые требуют оснащать смартфоны, ноутбуки и другую технику съемными аккумуляторами для их легкой замены. Также теперь вендоры должны бесплатно заменять или ремонтировать некачественные устройства в течение двух лет после продажи, а после ремонта срок гарантии продлевается на 12 месяцев.
В России, несмотря на санкции и параллельный импорт, продолжает работать закон «О защите прав потребителей». Он предусматривает, что покупатель может потребовать от продавца, импортера или производителя отремонтировать или заменить устройство, если оно сломалось или работает со сбоями. Такие претензии можно предъявлять в период гарантийного срока или срока годности товара.
Отдельные стартапы начинают производить полностью модульную технику — ее элементы можно заменить дома без специального оборудования. Нидерландская компания Fairphone выпустила уже пятое поколение модульных смартфонов с пятилетней гарантией, операционные системы которых будут обновлять на протяжении десяти лет.
Еще один путь — предлагать бесплатную замену устаревших устройств или давать купоны со скидками на покупку новых. Крупные компании идут на такие меры и при устаревании программного обеспечения девайсов, даже если гарантийный срок поддержки истек.
Однако в случае с софтом поддержка устройств не может быть бесконечной, поскольку требования к «железу» растут вместе с добавлением новых опций. Ресурс с характерным названием Endoflife отслеживает сроки поддержки различных программ и операционных систем. Для обновлений безопасности этот период обычно не превышает восьми лет.
Также компании могут поддерживать устаревший софт, но на платной основе. Microsoft предложила такой вариант компаниям, работающим на системах с Windows 10, официальная поддержка которой прекратится в 2025 году.
«Умные» дома и глупые ошибки
Самая плачевная на сегодняшний день ситуация наблюдается в сфере устройств «умного» дома. Производители не всегда строят под них свои собственные экосистемы, поскольку это долго и дорого. В этом случае они не могут гарантировать бесперебойную работу даже новых гаджетов. С подобной проблемой столкнулись пользователи экосистемы «Сбера», когда в 2022 году китайская Tuya отключила им доступ к своему облаку из-за риска вторичных санкций. Новые устройства не подключались через приложение «Сбер Салют», хотя старые продолжали работать. «Сберу» пришлось заняться разработкой своего облака, а клиенты несколько месяцев не могли пользоваться устройствами.
Еще одна проблема связана с закрытием компаний. В 2022 году так поступил производитель Insteon. Тогда компания отключила сайт, фирменное приложение и серверы, а ее клиенты остались с неработающими устройствами. Проблема решилась спустя полгода благодаря тому, что Insteon выкупило сообщество энтузиастов. Чтобы восстановить работу устройств, пользователям нужно купить новый хаб для управления «умным» домом и ежемесячную подписку.
Отдельная проблема кроется в совместимости протоколов «умного» дома, на которых работают устройства разных производителей. Компании пытаются внедрить в свои системы поддержку универсального протокола Matter, с которым в рамках «умного» дома могли бы работать устройства Apple, Google, Phillips и другие. Однако полной совместимости между девайсами нет до сих пор, и пользователи сталкиваются с ошибками в работе «умного» дома при попытке перевести его работу на этот протокол.
Поддержка на перспективу
В сфере техники проблема устаревания решается путем замены и переработки неработающих устройств. Большинство производителей предлагают сдать старую технику в обмен на скидку. Подобные программы есть и у продавцов гаджетов. Кроме того, дистрибьюторы развивают направление утилизации бытовой техники, в том числе крупногабаритной.
Ведущие бренды выпускают новые продукты с использованием переработанных материалов. Lenovo, Dell и Nokia предлагают смартфоны и ноутбуки с элементами из переработанного пластика и алюминия. Одновременно они развивают технологии, которые позволят устройствам служить дольше. Например, отрасль устройств для хранения данных начинает производить накопители нового типа, которые работают вдвое дольше обычных жестких дисков, до 30 лет, и при этом производят в несколько раз меньше выбросов углерода.
Компании пока неохотно продлевают сроки поддержки программ. Microsoft агрессивно продвигает для пользователей новую ОС Windows 11 с функциями искусственного интеллекта, хотя большинство пользователей предпочитают работать с Windows 10. Вероятно, эту ситуацию смогут изменить законодатели. В ЕС в 2024 году заработал закон о цифровых рынках (DMA), который требует от крупных поставщиков софта и ОС создавать более открытые и конкурентные экосистемы.