Новые маршруты экономики
Запуск международного аэропорта и развитие туристических направлений, в том числе и таких необычных, как экскурсии на промпредприятия, обозначают новую точку экономического роста в Калужской области
Привлечение туристов — для Калуги затея не новая. Еще в начале 2000-х годов в регионе появились такие масштабные туристические проекты, как «Этномир», «Парк птиц», «Никола-Ленивец». Новым стимулом развития отрасли стал запуск в 2015 году регионального международного аэропорта. Сейчас Калугу с Москвой связывают несколько ежедневных рейсов (после пересадки в столичном аэропорту пассажиры, как правило, продолжают полет по любым маршрутам); востребованы и рейсы в Санкт-Петербург, Сочи, Екатеринбург и Калининград, Казань, Минеральные Воды и Краснодар, а также международные чартеры. Гендиректор аэропорта Салават Кутушев объясняет, что калужские воздушные ворота удобны как жителям самого региона, так и соседней Тульской области и даже ближайшим районам Подмосковья. Недавно для привлечения в туриндустрию региона инвестиций и увеличения туристического потока было создано областное Агентство по развитию туризма.
Традиционные направления
Регион богат памятниками истории, прежде всего религиозными. Речь, например, о монастыре Оптина пустынь, ПафнутьевоБоровском, Шамординском и Мещовском монастырях. Директор туристско-информационного центра «Калужский край» Даниил Кузнецов замечает, что памятники православной культуры «интересны не только верующим, но и туристам, которые увлекаются культурой и архитектурой». Городок Таруса, где в разные периоды времени жили и творили Сумароков, Чехов, Куинджи, Суриков, Рахманинов, Бальмонт, Мандельштам, Бродский, Окуджава, Паустовский, Рихтер, Ахмадулина, Цветаева, Ватагин, Заболоцкий, сегодня имеет статус природно-архитектурного заповедника и привлекает до 100 тыс. туристов в год. В числе традиционных маршрутов также фигурируют дома-музеи основоположника космонавтики Константина Циолковского в Боровске и Калуге, трехэтажная белокаменная усадьба Гончаровых в поселке Полотняный Завод, где до замужества жила супруга Александра Пушкина Наталья Гончарова. В Калужской области жил маршал Георгий Жуков: в городе Жукове расположен его мемориальный музей.
Гостей привлекает и событийный туризм, в том числе уже больше десяти лет проходящее в ландшафтном парке «Никола-Ленивец» мероприятие «Архстояние». Речь о крупнейшем в Европе фестивале ландшафтных арт-объектов. Неплохо знают туристы и калужский фестиваль «Мир гитары», который пройдет в этом году в 22-й раз. Стоит упомянуть и мероприятия реконструкторов, например фестиваль древнерусских сражений «Воиново поле» или «Великое стояние на реке Угре», посвященное событиям 1480 года, положившим конец ордынскому игу. Последний фестиваль пройдет в июле на территории охраняемого ЮНЕСКО национального парка «Угра» площадью 98,6 тыс. га. Во Владимирском скиту монастыря Свято-Тихонова пустынь расположен музей-диорама «Великое стояние на реке Угре».
Необычные места
По данным Агентства по развитию туризма Калужской области, в 2018 году регион посетили 2,5 млн туристов. Лидирует по популярности этнографический парк «Этномир» (ежегодно его посещают около миллиона гостей), но в области есть и небольшие уникальные музеи. Так, в 2016 году в Обнинске заработал Музей атомной энергетики, созданный на базе первой в мире АЭС. При поддержке региональных властей открылся первый в РФ музей бумаги «Бузеон». Еще один эксклюзивный объект — музей мусора «Му Му» — занимает 1000 кв. м в одном из бизнес-парков. Здесь выставлены, например, сделанный из отходов автопортрет итальянского художника Дарио Тирони, чьи работы висят в отелях Four Seasons, американский макет тихоокеанского лайнера MV Georgic и насекомые, выполненные из транзисторных плат. «Главный материал коллекций — использованные вещи, абсолютный мусор, а главная идея — разумное потребление», — поясняет директор музея Ирина Клочкова. В 2018 году число гостей «Му Му» удвоилось и достигло 50 тыс. человек.
Занимательная реиндустриализация
Областная администрация внедряет программу посещения заводов школьниками как элемент системы профориентации. Туры по предприятиям организуют и предприниматели. «В моде познавательный тренд», — объясняет перспективы промышленного туризма Ирина Клочкова, активно продвигающая такие туры. По ее мнению, традиционный маршрут по монастырям или национальным паркам хорошо бы дополнить поездкой на автозавод или сыродельню. У Ирины Клочковой есть договоренности с местными пивзаводами, фармацевтами Berlin Farma и производителем одежды Bosco di Ciliegi о турах, однако она сетует, что многие предприятия «с трудом отходят от запретов и строгих режимов охраны», и призывает производственников ориентироваться на дрезденский завод Volkswagen, где для туристов специально выстроен отдельный стеклянный цех.
Развитию туризма способствует и гостиничный «бум» в области, изначально вызванный реиндустриализацией региона: в 2000-х годах здесь появились десятки отелей, в том числе международных сетей Sheraton, Hilton, Best Western и SK Royal.
«Региону есть чем удивить туристов»
Татьяна Каледина, генеральный директор Агентства по развитию туризма Калужской области
В Калужской области создана благоприятная инвестиционная среда и, как следствие, хорошо развита инфраструктура гостеприимства. Наш регион идеален для туров выходного дня, сюда «убегают» от суеты больших городов. Кроме того, сейчас в принципе благоприятная ситуация для развития внутреннего туризма — россияне стали больше путешествовать по стране, больше интересоваться ее историей и культурой. Задача агентства как раз в том, чтобы правильно использовать этот интерес для региона — направить сюда инвестиции и привлечь туристов. Совместно с муниципалитетами мы выработали схему поддержки инвестиционных проектов в сфере туризма по нескольким направлениям. Так, агентство консультирует инвестора по проекту, подбирает участки, помогает с документами, организует встречу с собственниками участков, если эта земля частная. Одной из самых востребованных у предпринимателей мер поддержки на данный момент является помощь агентства в получении субсидий.
Что касается туристического потока, то здесь перед нами стоит амбициозная задача увеличить его за пять лет до 3,5 млн человек в год. Это непросто, ведь в область приезжает немало гостей из московской агломерации — любознательные и требовательные туристы, которые многое видели и ценят комфорт. И мы очень активно работаем, чтобы удовлетворить эти требования. В регионе 188 коллективных средств размещения, в том числе есть сетевые отели, горнолыжный комплекс, вейк-станция, уникальные тематические музеи, ландшафтные и этнографические парки. Мы хорошо понимаем, что по большей части это частные проекты и в наших интересах делать все, чтобы бизнесу было комфортно развиваться в регионе. Для отрасли в целом важно, чтобы в туристическую сферу приходили инвестиции, создавались новые объекты — инфраструктурные и культурные. Кроме того, мы прилагаем максимум усилий для развития новых для нашего региона туристических форматов — промышленного, образовательного, медицинского туризма. А значит, важно выстроить партнерские взаимоотношения бизнеса и власти в целях формирования новых туристских продуктов, которые смогут в конечном счете привлечь в наш регион и новые инвестиции, и новых туристов.
Фото: Тимур Иванов для РБК, пресс-служба