Новый черный
Осознание того, какой вред наносит индустрия luxury природе и человеку — от производства до потребления, привело к спросу на вещи, произведенные этичным способом и без нанесения ущерба окружающей среде. Потребителю стало важно знать, из чего это сделано, кем, где и какими усилиями. Интерес превратился в моду на экоориентированные продукты.
По данным отчета, опубликованного агентством McKinsey совместно с Business of Fashion в 2018 году, поколение миллениалов (и не только они) чаще только на словах поддерживают идею sustainability, а на практике покупают там, где ниже цены, а не более ответственное производство. 69% потребителей заявляют о том, что для них имеет значение пометка eco-friendly на бирке, тем не менее только 34% готовы платить больше за эти слова («чистое производство» в действительности требует больших затрат). Однако не учитывать настроения ответственных потребителей уже нельзя.
И действительно. Курс на экологию и этичное отношение к животным и планете озвучивают все больше компаний. Золото и бриллианты теперь должны быть «чистыми». Мех объявлен вне закона: в 2018 году об отказе от использования в коллекциях натурального меха заявили даже ведущие модные дома — сначала Gucci, следом Chanel, причем не только от меха, но и от кожи экзотических животных. На очереди в черный список: любая натуральная кожа и хлопок. Например, на выращивание хлопка, необходимого только для одной футболки, тратится 2,7 тыс. литров.
Пока полноценной замены натуральным материалам нет, модный мир учится перерабатывать и переупаковывать старые вещи. Поиски новых материалов между тем активно ведутся. Гиганты Kering и LVMH раздают гранты химикам и биологам, экспериментирующим с экологически безвредным производством текстиля. Группа Kering также спонсирует исследовательскую sustainability-лабораторию London College of Fashion. При каждом крупном вузе, обучающем дизайну одежды, сегодня есть инновационная лаборатория, работающая на стыке биологии и химии, которая занимается экспериментами с биоразлагаемой тканью, экологичными красителями и создает моющие средства на основе поедающих грязь микробов.
Пластиковые носители
У моды на эко есть свои амбассадоры: например, актриса Эмма Уотсон на постоянной основе носит самые экологичные наряды. Для посещения Met Gala в 2016 году она выбрала платье Calvin Klein из переработанных пластиковых бутылок и даже ведет специальный Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) таких нарядов @the_press_tour.
Натуральнее хлопка
Новые материалы еще не доведены до совершенства. Прямо сейчас есть заново созданный натуральный материал, к которому уже давно обращаются дизайнеры от массмарок до высоких домов, — органический хлопок. Он выращивается без химикатов, на его обработку требуется втрое меньше воды и вдвое меньше топлива. Единственный его недостаток — дороговизна. Осталось ответить на вопрос самому себе: мы готовы платить за эко?
Фамильные, но не старомодные
Самое знаменитое «переупакованное» украшение — помолвочное кольцо Меган Маркл, выполненное по дизайну принца Гарри ювелирами Cleave & Co из переплавленного золота; два из трех бриллиантов в нем принадлежали принцессе Диане.
Свежевыжатая ткань
Salvatore Ferra gamo шьет платья из ткани, изготавливаемой из волокон апельсина. Для ее создания нужны апельсиновые корочки, оставшиеся после приготовления свежевыжатого сока. В разработке, кстати, принимала участие лаборатория Мирославы Думы Fashion Tech Lab.
Винтажное построение
«Переделка» популярна в дизайне интерьеров. В ход идут старые оконные рамы, поношенная мебель, деревянные полы, рамы картин. Самый успешный отечественный пример бизнеса, построенного на этой концепции, — бренд Like Lodka. Основатели придумали «собирать» предметы интерьера из старых индонезийских рыбацких лодок.
Органичная Стелла
Стелла Маккартни — главный форвард экологического движения в моде — активнее других экспериментирует с новыми материалами. Например, в ее коллекции весна—лето-2019 присутствуют «крокодиловые» лоферы, они выглядят как настоящие, но сделаны из дышащей экорезины. Вообще Стелле удалось на разных уровнях подать искусственные материалы в самом респектабельном виде. Для Adidas она создает вещи из переработанного пластика. И давно работает с искусственным шелком — так называемым паучьим шелком (или microsilk), аналогичным натуральному по химическому составу и прочности. В составе ткани — дрожжи, ферментированные в сахаре и воде.
Мода на пластик
Главный враг всего живого — пластик в модной индустрии обычно упоминается в позитивном контексте, он здесь оказался как в элитном пункте для сбора мусора. Здесь придумывают, как его красиво переработать. Например, шведский концерн H&M уже шесть лет экспериментирует, создавая инновационное волокно для одежды из пластиковых отходов. В 2018 году основой коллекции Conscious Exclusive стало волокно Econyl — из переработанных нейлоновых рыбацких сетей и лески. В таких платьях голливудские звезды не брезгуют выходить на красные дорожки (их регулярно надевают Оливия Уайлд, Наталья Водянова и Ванесса Паради).
Новая жизнь старых вещей
Другой экотренд — переупаковка старого. Поиск винтажных тканей, залежавшихся на складах с 1940– 1950-х годов, — самый модный и креативный способ бороться за экологию. Новый материал не производится вовсе, а значит, сохраняются ресурсы, и «карбоновый след» у этой одежды значительно меньше. Плюс такие вещи рождаются уже с историей. Американский дизайнер Эмили Боде делает мужскую коллекцию из антикварных тканей — стеганых одеял, старых полотенец, скатертей, обивки мебели и винтажных индийских тканей.
Бессмертные кроссовки
Компания Nike несколько лет назад приступила к созданию подошвы из пластиковых бутылок (уже продано более миллиона пар; вообще Nike — лидер в использовании recycled-материалов при производстве обуви и одежды). Сношенные кроссовки компания принимает в магазинах по всему миру на переработку, а дальше измельчает в мелкую крошку, из которой делают покрытия для детских игровых и спортивных площадок.
Фото: Emily Bode. TASS, Фотобанк Лори, DR. REX