Почему индустрия моды встраивается в зеленую экономику

РБКModa

Новый черный

Текст: Наталья Филатова

Осознание того, какой вред наносит индустрия luxury природе и человеку — от производства до потребления, привело к спросу на вещи, произведенные этичным способом и без нанесения ущерба окружающей среде. Потребителю стало важно знать, из чего это сделано, кем, где и какими усилиями. Интерес превратился в моду на экоориентированные продукты.

По данным отчета, опубликованного агентством McKinsey совместно с Business of Fashion в 2018 году, поколение миллениалов (и не только они) чаще только на словах поддерживают идею sustainability, а на практике покупают там, где ниже цены, а не более ответственное производство. 69% потребителей заявляют о том, что для них имеет значение пометка eco-friendly на бирке, тем не менее только 34% готовы платить больше за эти слова («чистое производство» в действительности требует больших затрат). Однако не учитывать настроения ответственных потребителей уже нельзя.

И действительно. Курс на экологию и этичное отношение к животным и планете озвучивают все больше компаний. Золото и бриллианты теперь должны быть «чистыми». Мех объявлен вне закона: в 2018 году об отказе от использования в коллекциях натурального меха заявили даже ведущие модные дома — сначала Gucci, следом Chanel, причем не только от меха, но и от кожи экзотических животных. На очереди в черный список: любая натуральная кожа и хлопок. Например, на выращивание хлопка, необходимого только для одной футболки, тратится 2,7 тыс. литров.

Пока полноценной замены натуральным материалам нет, модный мир учится перерабатывать и переупаковывать старые вещи. Поиски новых материалов между тем активно ведутся. Гиганты Kering и LVMH раздают гранты химикам и биологам, экспериментирующим с экологически безвредным производством текстиля. Группа Kering также спонсирует исследовательскую sustainability-лабораторию London College of Fashion. При каждом крупном вузе, обучающем дизайну одежды, сегодня есть инновационная лаборатория, работающая на стыке биологии и химии, которая занимается экспериментами с биоразлагаемой тканью, экологичными красителями и создает моющие средства на основе поедающих грязь микробов.

Пластиковые носители

У моды на эко есть свои амбассадоры: например, актриса Эмма Уотсон на постоянной основе носит самые экологичные наряды. Для посещения Met Gala в 2016 году она выбрала платье Calvin Klein из переработанных пластиковых бутылок и даже ведет специальный Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) таких нарядов @the_press_tour.

Натуральнее хлопка

Новые материалы еще не доведены до совершенства. Прямо сейчас есть заново созданный натуральный материал, к которому уже давно обращаются дизайнеры от массмарок до высоких домов, — органический хлопок. Он выращивается без химикатов, на его обработку требуется втрое меньше воды и вдвое меньше топлива. Единственный его недостаток — дороговизна. Осталось ответить на вопрос самому себе: мы готовы платить за эко?

Фамильные, но не старомодные

Самое знаменитое «переупакованное» украшение — помолвочное кольцо Меган Маркл, выполненное по дизайну принца Гарри ювелирами Cleave & Co из переплавленного золота; два из трех бриллиантов в нем принадлежали принцессе Диане.

Свежевыжатая ткань

Salvatore Ferra gamo шьет платья из ткани, изготавливаемой из волокон апельсина. Для ее создания нужны апельсиновые корочки, оставшиеся после приготовления свежевыжатого сока. В разработке, кстати, принимала участие лаборатория Мирославы Думы Fashion Tech Lab.

Винтажное построение

«Переделка» популярна в дизайне интерьеров. В ход идут старые оконные рамы, поношенная мебель, деревянные полы, рамы картин. Самый успешный отечественный пример бизнеса, построенного на этой концепции, — бренд Like Lodka. Основатели придумали «собирать» предметы интерьера из старых индонезийских рыбацких лодок.

Органичная Стелла

Стелла Маккартни — главный форвард экологического движения в моде — активнее других экспериментирует с новыми материалами. Например, в ее коллекции весна—лето-2019 присутствуют «крокодиловые» лоферы, они выглядят как настоящие, но сделаны из дышащей экорезины. Вообще Стелле удалось на разных уровнях подать искусственные материалы в самом респектабельном виде. Для Adidas она создает вещи из переработанного пластика. И давно работает с искусственным шелком — так называемым паучьим шелком (или microsilk), аналогичным натуральному по химическому составу и прочности. В составе ткани — дрожжи, ферментированные в сахаре и воде.

Мода на пластик

Главный враг всего живого — пластик в модной индустрии обычно упоминается в позитивном контексте, он здесь оказался как в элитном пункте для сбора мусора. Здесь придумывают, как его красиво переработать. Например, шведский концерн H&M уже шесть лет экспериментирует, создавая инновационное волокно для одежды из пластиковых отходов. В 2018 году основой коллекции Conscious Exclusive стало волокно Econyl — из переработанных нейлоновых рыбацких сетей и лески. В таких платьях голливудские звезды не брезгуют выходить на красные дорожки (их регулярно надевают Оливия Уайлд, Наталья Водянова и Ванесса Паради).

Новая жизнь старых вещей

Другой экотренд — переупаковка старого. Поиск винтажных тканей, залежавшихся на складах с 1940– 1950-х годов, — самый модный и креативный способ бороться за экологию. Новый материал не производится вовсе, а значит, сохраняются ресурсы, и «карбоновый след» у этой одежды значительно меньше. Плюс такие вещи рождаются уже с историей. Американский дизайнер Эмили Боде делает мужскую коллекцию из антикварных тканей — стеганых одеял, старых полотенец, скатертей, обивки мебели и винтажных индийских тканей.

Бессмертные кроссовки

Компания Nike несколько лет назад приступила к созданию подошвы из пластиковых бутылок (уже продано более миллиона пар; вообще Nike — лидер в использовании recycled-материалов при производстве обуви и одежды). Сношенные кроссовки компания принимает в магазинах по всему миру на переработку, а дальше измельчает в мелкую крошку, из которой делают покрытия для детских игровых и спортивных площадок.

Фото: Emily Bode. TASS, Фотобанк Лори, DR. REX

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Из рук в руки Из рук в руки

15 лет российского футбола в историях пяти клубов

Forbes
Пятнадцать лет спустя Пятнадцать лет спустя

Как с момента появления издания в России изменилась страна и герои Forbes

Forbes
Утилизация с риском Утилизация с риском

Как устроена переработка опасных отходов

РБК
С почином! С почином!

Дизайнер Томас Физант оформил для молодой семьи их первый собственный дом

AD
Повелители мусора Повелители мусора

Как устроен бизнес региональных операторов

РБК
Капитан пустыни Капитан пустыни

Жизнь погонщика верблюдов в марокканских песках похожа на жизнь моряка

Вокруг света
Эволюция капитализма Эволюция капитализма

Могут ли появиться новые миллиардеры в России

Forbes
Зеленые воротнички Зеленые воротнички

Как корпорации заботятся об окружающей среде

РБК
Токсичный заряд Токсичный заряд

Кто и зачем перерабатывает батарейки и аккумуляторы

РБК
Леди в черном Леди в черном

То, о чем мечтает прекрасная половина мира, — норма жизни у женщин Милана

Вокруг света
Подход к отходам Подход к отходам

Как оренбургский бизнес научился зарабатывать на раздельном сборе мусора

РБК
Взаимное опыление Взаимное опыление

Онлайновый бизнес учится, чтобы пойти в офлайн

Forbes
Абсолютная влажность Абсолютная влажность

Любятинка – личность разносторонняя: она и блогер, и фитнес-тренер, и певица

Maxim
Приключения Чеболя в России Приключения Чеболя в России

Samsung сам начал продавать смартфоны в интернете. Не поздно ли?

Forbes
Порт, контейнер и гандбол Порт, контейнер и гандбол

Сергей Шишкарев выращивает национального транспортного чемпиона

Forbes
Земляные работы Земляные работы

Зачем бывший зампред «Газпрома» купил 11 500 га на новом шелковом пути

Forbes
Лоно природы: 8 женских скульптур Лоно природы: 8 женских скульптур

Художники всех эпох воспевают красоту женского тела

Вокруг света
История с географией История с географией

Дизайнер Хайме Берьестайн организовал в барселонской квартире настоящий Париж

AD
Зов джунглей Зов джунглей

Дизайнер Мария Ватолина оформила в Подмосковье деревянный дом

AD
Дарига Назарбаева: «Ежегодно в Китае рождается по одному Казахстану» Дарига Назарбаева: «Ежегодно в Китае рождается по одному Казахстану»

Сенатор Казахстана об основных вызовах, стоящих перед Евразией и Казахстаном

Forbes
Голография и жизнь Голография и жизнь

Виталий Пономарев создал стартап и решил заняться проблемой долголетия

Forbes
Вся правда о блондинках …и о мужчинах, которые от них без ума Вся правда о блондинках …и о мужчинах, которые от них без ума

Ветреные и не слишком умные, блондинки — жертвы множества стереотипов

Вокруг света
Счастье в будущем Счастье в будущем

Автоматизация процессов и «человеческая аналитика»

Forbes
Игра престола Игра престола

В один из дней 927 года в Вечном городе снова было неспокойно

Вокруг света
Здравствуй, семья Здравствуй, семья

Модель Лили Олдридж и ее муж Калеб Фоллоуилл показали нам свой новый дом

AD
Болотная площадь Болотная площадь

Как городские парки и скверы могут помочь избежать затопления улиц

Forbes
Технологии движения Технологии движения

Как будет проводиться реабилитация больных в будущем?

Forbes
Интеллект без границ Интеллект без границ

Как найти свое место в международном технологическом бизнесе

Forbes
Кубок огня Кубок огня

Производитель декоративных уличных очагов компании Firecup

Forbes
Под сенью сакуры в цвету Под сенью сакуры в цвету

«Вокруг света» поговорил с гейшей и многое понял о мудрости традиций

Вокруг света
Открыть в приложении