«Обязательства в отношении ESG не могут быть одноразовыми или односторонними»
Известные предприниматели и визионеры — о современных социальных и экологических вызовах для бизнеса
Энн Финукейн, вице-председатель Bank of America
«Компании, которые действительно живут по принципам ESG, менее волатильны и имеют более высокую прибыль. У них может быть больше удовлетворенных клиентов. С точки зрения управления рисками ESG — хороший ориентир, причем не только для вашей компании, но и для окружающей среды. Ваши ведущие инвесторы спрашивают вас: что вы делаете для окружающей среды, нейтральны ли вы к выбросам углерода? Каковы ваши социальные контракты с вашими сотрудниками, насколько хорошо вы к ним относитесь, насколько хорошо вы им платите? Каков ваш отпуск по уходу за ребенком, по беременности и родам? Что вы делаете в области психического здоровья? — и так далее. С другой стороны, каковы ваши методы управления этой компанией?
Пять лет назад если и говорили об ESG, то только в полупустой комнате в последние минуты встречи с инвесторами. Сейчас об этом спросит каждый третий, уже даже есть индикаторы соответствия ESG. Но главное — ESG становится одним из ключевых показателей того, какая вы компания».
Сара Берноу, партнер McKinsey & Company
«Устойчивое развитие и ESG становятся все важнее для сотрудников и покупателей, в особенности миллениалов. А если компании согласовывают свои ценности с ценностями сотрудников, это, вероятно, внесет положительный вклад в корпоративную культуру — ведь люди будут работать там, где разделяют то, что для них значимо».
Александр Шохин, президент Российского союза промышленников и предпринимателей
«Многие компании по-разному понимают отчетность по ESG. Большинство ведут нефинансовую отчетность, куда входят экология, здоровье на рабочем месте и т.д. В связи с модой на ESG они стали переименовывать свои нефинансовые социальные отчеты в отчеты по ESG. <...>
Считается, что если вы используете термин ESG, то должны раскрыть перечень стандартов и методик, на основе которых эта отчетность сделана. Нужно работать над тем, чтобы сформировать эти стандарты, научиться их оценивать и ориентировать компании на их соблюдение. Если политика есть и соответствует стандарту, но вдруг у компании происходит утечка топлива, не надо ее сразу наказывать. Нужно проанализировать, где произошел сбой, и дать исправиться. Это необходимо для того, чтобы система штрафов по экологии и нарушению стандартов устойчивого развития не превратилась в новую статью бюджетных доходов».
Андреа Бониме-Бланк, генеральный директор GEC Risk Advisory
«Для меня «устойчивость» явно относится к экологической стороне ESG, а культура — к управлению. Вообще, ESG охватывает широкий спектр взаимосвязанных проблем, которые, однако, многие могут назвать неважными для бизнеса. Но на самом деле они имеют ценность как в финансовом, так и в репутационном отношении. Компании, которые учитывают свои риски и опираются на ESG, лучше справляются с управлением и могут реагировать на вызовы, а это становится уже долгосрочным преимуществом».
Дэн Шульман, президент и генеральный директор PayPal
«Понятно, что капитализм нуждается в обновлении: люди уже не верят, что система работает на них. Нужно подняться над собственными интересами, но как это сделать, если каждый день приходится сводить концы с концами? Решение заключается в том, чтобы руководители бизнеса хотели не только зарабатывать деньги, но и учитывать положение сотрудников, клиентов, окружающей среды. Нужно занять моральную позицию. <...>
Мы в PayPal отстаиваем ценности, стремимся демократизировать финансовые услуги, действуем — у нас есть миссия. Мы ставим своих сотрудников в центр внимания, потому что они самое большое конкурентное преимущество. Мы работаем в рамках показателей ESG, каждого в отдельности. Понимаем, что существуем внутри своего сообщества, от которого нельзя отделиться, потому что сейчас важно не остаться изолированной компанией. <...>
Лидеры бизнеса больше не могут утверждать, что прибыль и цель противоречат друг другу: в нашей реальности одно, наоборот, усиливает действие другого. Подход с участием большего количества сторон становится все более важным для масштабирования инноваций и воздействия. Мы должны работать вместе и развивать новые возможности для сотрудничества в государственном, частном и некоммерческих секторах, чтобы продвигать общие приоритеты в области ESG».
Николай Иванов, управляющий директор по реализации государственных программ развития и лесной политике, Segezha Group
«В мире есть множество разных подходов к ESG — по разным признакам, в том числе по уровню развития стран. Для блока наименее развитых государств — особые условия, помощь по реализации климатической повестки напрямую прописаны в Парижском соглашении по климату. Но при этом 17 целей устойчивого развития ООН в рамках реализации концепта об ответственности перед будущими поколениями одобрены всеми государствами — членами ООН и легли в основу страновых стратегий. Если проанализировать подходы таких крупных игроков, как США, Китай, страны ЕС, то там, безусловно, превалирует тема безуглеродного развития, энергетического перехода и борьбы с изменениями климата. Наиболее жесткий вариант — «зеленая» сделка ЕС и директива по трансграничному углеродному регулированию (ТУР). России еще необходимо доработать свою нормативную базу и, возможно, скорректировать подходы к внутреннему регулированию платы и квотирования выбросов парниковых газов.
Вообще, регуляторная политика государства должна поощрять ESG-инициативы и стимулировать движение к «зеленой» экономике, социальному инвестированию и переходу на уровень управления, соответствующий глобальному масштабу задачи. При условии ESG-трансформации можно ожидать роста экономики — ускоренного, но не моментального. Это займет 10, 15, 20 и более лет для стран с разным уровнем развития. У России — не более 15 лет».
Билл Гейтс, основатель Microsoft Corporation
«В разговоре про изменения климата постоянно возникает один вопрос: как бизнес может помочь? Чтобы избежать климатической катастрофы, нужно по-другому вести бизнес, иметь мужество идти на риски, к которым многие CEO не готовы и которые не поощряются инвесторами. Тем не менее у бизнеса действительно есть шанс повлиять на ситуацию, хотя сделать это непросто. Например, инвесторы могут снизить стоимость капитала для необходимых технологий, тем самым помогая новаторам вывести свои инновации на рынок. Компаниям же под силу выбрать более экологичное сырье или инструменты для создания продуктов. <...>
Нам нужно серьезно заняться инвестициями в чистую энергию. Страны, которые больше всего делают для развития инноваций в этой области, станут домом для следующего поколения прорывных компаний. В это нужно вкладываться, даже если вы не согласны с тем, что люди вызывают изменения климата, за которыми — непреодолимые катастрофические изменения. Так же как и революция персональных компьютеров, переход к чистой энергии — это совместные усилия правительств и частного сектора».
Алексей Куприянов, руководитель блока «Корпоративно-инвестиционный бизнес», инвестиционный банк «Синара» (ПАО «СКБ-банк»)
«Последние глобальные тенденции говорят о том, что отсутствие ESG-трансформации может негативно сказаться на экономическом росте и, наоборот, привлечение ESG-финансирования будет способствовать ускорению развития. На примере эмитентов из ЕС можно видеть, что компаниям, имеющим высокий ESG-рейтинг, проще привлекать финансирование.
Сейчас многие индустриальные компании озаботились повышением своих ESG-рейтингов и значительные средства вкладывают в сокращение вредных выбросов и внедрение международных практик в области управления бизнесом. В России, например, достаточно сильно развита социальная составляющая, но инициативы в области экологии и корпоративного управления пока еще в зачаточном состоянии. Соответственно, необходимо сокращать углеродный след, а также внедрять механизмы управления, отражающие интересы инвесторов и акционеров.
На горизонте нескольких лет велика вероятность увидеть рост рейтинга российских компаний и, как следствие, интереса зарубежных инвесторов к ним. На федеральном уровне необходимы законодательные меры, направленные на стимулирование инвестиций в области ESG-развития, а также препятствующие нарушению социальной политики, согласующейся с концепцией ESG».
Пол Тюдор Джонс, основатель хедж-фонда Tudor Investment Corporation
«Когда вы говорите, что единственная забота компании — прибыль, это дает право не обращать внимания на гендерное и расовое неравенство, на неравенство в оплате труда. Не обращать внимания на целый ряд социальных факторов, которые в конечном итоге являются фундаментом сильного и динамичного общества. А ведь социальные связи положили начало новой форме современного капитализма».
Лоренс Финк, главный исполнительный директор компании BlackRock
«В 2020 году мы увидели, как многие компании с лучшими ESG-инициативами превосходили своих конкурентов, и развитие этого направления будет продолжать стимулировать интерес инвесторов. Говоря об ESG, вопросы расовой справедливости, экономического неравенства и включенность в сообщество часто классифицируют как социальные задачи, хотя не совсем корректно проводить такую резкую грань между категориями. Например, изменение климата уже давно влияет на сообщества с низкими доходами: это относится к социальным проблемам (S) или к проблеме окружающей среды (E)? Вовсе не имеет значения, к какой категории отнести современные вызовы, — важна только информация, благодаря которой мы понимаем их и их взаимодействие друг с другом».
Жан-Паскаль Трикуар, генеральный директор Schneider Electric
«Основная задача нашей стратегии — построить бизнес и компанию, отвечающие принципам устойчивого развития. Покупатели, сотрудники, партнеры и инвесторы никогда еще не были так сфокусированы на ESG. Обязательства в отношении ESG не могут быть одноразовыми или односторонними: компании, правительства, частные лица — все могут внести свой вклад в то, чтобы сделать мир более экологичным и инклюзивным. Это и определяет следующие шаги каждой компании».
Хэнк Смит, руководитель инвестиционной стратегии в The Haverford Trust Company
«По сути, для инвестора ESG — это возможность управлять позитивными изменениями в обществе, ведь на самом деле существуют определенные экологические, социальные и корпоративные факторы, влияющие на бизнес. Учитывая все это, инвесторы получают более целостное представление о компаниях, а это может позволить снизить для них риски и раскрыть возможности».
Мария Негрет-Грусон, управляющий директор и портфельный менеджер в Artisan Partners LP
«ESG — это не только про «делать добро прямо сейчас». Эти принципы важны — причем почти жизненно важны — для многих стран с развивающейся экономикой. ESG — это также не про деление на «хорошо» или «плохо», такие критерии нецелесообразны с точки зрения долгосрочной перспективы, ведь путь компании — это путешествие. Инвесторам стоит не думать об установленных критериях, не стоит сразу отвергать организацию, если она пока что чему-то не соответствует. Нужно грамотно оценить ее прошлое, настоящее и будущее. Только так можно определить ландшафт устойчивого развития компании».
Илон Маск, генеральный директор Tesla Motors
«Политические партии, раса, вероисповедание и религия не имеют значения. Устойчивое развитие перевешивает все это. Если мы не решим проблему с окружающей средой, нас ждет провал. Смысл Tesla — ускорение появления устойчивой энергетики, чтобы мы могли представить себе далекое будущее, оставаясь при этом в прекрасном настоящем. Вот что значит «устойчивый». Это не какая-то глупая штука для хиппи, это важно для всех».
Источники: BlackRock, Bloomberg, CNBC, Fast Company Magazine, Financial Times, Forbes, Institutional Investor, PayPal, PRNewswire, Segezha Group, The Asset, Toppan Vintage/Mergermarket, Toppan Vintage/Mergermarket, YourStory, инвестиционный банк «Синара», РБК
Фото: Wikipedia, Олег Яковлев / РБК, Cuneyt Karadag / Getty Images, Bennett Raglin / Getty Images, Stefan Wermuth / Bloomberg via Getty Images, Marlene Awaad / Bloomberg via Getty Images, пресс-служба, Wikipedia