Объединенные решения
Как корпоративный мир переживает бум продуктов для внутренних коммуникаций
Различные компании инвестируют в развитие внутренних коммуникаций. Разбираемся, как изменилась эта сфера за последние годы в России и мире.
Зачем нужны инструменты внутренней коммуникации
Корпоративные коммуникации, помимо средств взаимодействия с внешней аудиторией, включают в себя набор инструментов и каналов для обмена информацией внутри компании. Чем лучше сотрудники понимают, к кому им обращаться с вопросами, тем быстрее может идти работа и тем меньше вероятность попасть в кризисную ситуацию. Да и лояльность работника к таким компаниям выше.
Сегодня общение коллег между собой и с руководством чаще всего происходит в виртуальном формате — все меньше офисных работников получают бумаги на подпись или распечатывают отчеты для шефа. По оценкам компании «Тензор», одного из операторов кадрового электронного документооборота (ЭДО), уже более 4 тыс. российских компаний перешли на него или начали процесс внедрения. К 2025 году 80% фирм, где в штате больше 50 человек, будут использовать ЭДО.
Внутренние коммуникации включают в себя и телефонную связь, и почту, и переговорные комнаты, и даже совместное редактирование документов. За полтора года многие вендоры перестали работать в России: Microsoft, SAP, Atlassian, Oracle, AWS, ESET, EPAM, Autodesk, Cisco, IBM, Nvidia — это далеко не полный перечень. Компании, которые пользовались их продуктами, столкнулись с необходимостью заново искать технические решения для работы. Например, сервисами SAP пользовались такие корпоративные гиганты, как «Сбер», РЖД, «Росатом» и ЛУКОЙЛ.
Рынок инструментов для внутренних коммуникаций значительно изменился за последние несколько лет. Можно выделить семь значимых тенденций, которые влияют на развитие корпоративной коммуникации.
1Коммуникация в компаниях стала дистанционной
После пандемии не все бизнесы вернулись в офисы: по оценке Forbes, 16% компаний в мире работают полностью удаленно. А согласно недавнему опросу Superjob, 40% россиян скорее уволятся, чем вый дут с удаленки обратно в офис. В любом случае для коммуникации чаще требуются новые инструменты, а не просто свободная переговорка.
Электронную почту компании комбинируют с менее формальными способами коммуникаций — видео-конференц-связью и мессенджерами. Но не всегда этот процесс проходит гладко — в государственных организациях появляются регламенты, ограничивающие использование личных мессенджеров, иностранных файлообменников или сервисов онлайн-документов. При этом корпоративные аналоги еще не установили или они работают нестабильно. Получается, что сотрудник вынужден либо нарушать внутренние правила, решая рабочие вопросы, например в Telegram, либо ограничиваться одним-двумя каналами общения, что создает дискомфорт и повышает текучку кадров.
2Рабочая коммуникация стала более защищенной
Истории с утечками данных заставляют компании выбирать наиболее защищенные инструменты для рабочих вопросов. Всего пять-семь лет назад такого количества хакерских атак не было — сегодня же с ними сталкиваются десятки крупных компаний, а соответствующие новости появляются почти каждую неделю.
Противостоять злоумышленникам и сохранить корпоративные секреты помогают мессенджеры с шифрованием или средства видео-конференц-связи по защищенному каналу. Через них решать бизнес-вопросы значительно безопаснее, чем по WhatsApp, исходный код которого компания не раскрывает (в отличие от Telegram) — так что заверениям о безопасности можно верить на слово, но проверить их не представляется возможным.
Утечки зачастую связаны с хакерскими атаками на базы данных, но причиной утери информации могут стать и методы социальной инженерии: психологические манипуляции и техники, за которыми стоит злой умысел. К ним относят, в частности, фишинговые письма, когда отправитель не тот, за кого себя выдает. Ответственность рядовых сотрудников и тех, кто взаимодействует с чувствительными данными, высока, особенно в телекоммуникациях, финансовой и нефтегазовой отраслях.
В России, где в таких компаниях, а также в госсекторе трудятся миллионы людей, учатся противостоять не только классическим кибератакам, но и потенциальным атакам с применением квантовых компьютеров. И хотя на данный момент мощности квантовых компьютеров для взлома современных систем шифрования недостаточно, в ближайшие несколько лет все может измениться. В 2023 году DION — продукт компании НОТА — стал первой в России платформой видео-конференц-связи, способной противостоять атакам с применением квантовых компьютеров. Разработчики в пилотном режиме интегрировали в DION квантово-устойчивый VPN компании QApp, основанный на криптографической библиотеке с семью отечественными алгоритмами постквантового шифрования. Сегодня это один из пилотных кейсов мирового уровня по интеграции новых технологий в популярный ВКС-сервис.
Требования компаний растут по мере роста числа утечек. С каждым новым инцидентом бизнес формирует новые запросы к сфере безопасности. Работодатели настраивают многофакторную аутентификацию, делают политики доступа к данным более строгими, обучают сотрудников элементарным правилам кибербезопасности.
3Приложения для делового общения становятся технологичнее
Практически у всех крупнейших сервисов для видеозвонков, в частности Google Meet, есть опция размытия фона. Кроме того, приложения для видеоконференций поддерживают все большее число участников на встречах и позволяют созваниваться командам на 100, 500, тысячи человек.
Некоторые приложения для делового общения предлагают функцию расшифровки аудиосообщений. В Telegram это часть премиум-подписки, а в корпоративном мессенджере от «Яндекса» — одна из стандартных функций.
4Для внутренних коммуникаций используют искусственный интеллект
Чтобы проинформировать сотрудников или, наоборот, получить от них какую-то информацию, проще настроить бот, чем созваниваться с каждым или отправлять рассылку. Появляются чаты на основе ИИ. Так, виртуальные секретари протоколируют встречи, а после присылают систематизированные тезисы беседы. Например, компания — разработчик одноименной CRM-системы Salesforce заявила, что интегрирует такой чат в деловой мессенджер Slack.
5Корпоративные коммуникации становятся более этичными
Свод правил, регламентирующих, как вести себя в компании, может быть собран в этический кодекс — это существенно упрощает кадровую и управленческую работу. Такой есть, например, у Apple — документ фиксирует принципы, по которым сотрудники могут вести свои социальные сети, а также санкции в случае распространения коммерческой тайны.
Выстроенная культура общения, когда каждый работник знает, куда ему обратиться по интересующему вопросу, повышает лояльность сотрудников и положительно сказывается на имидже организации. Когда коллегу можно найти в справочнике — например, в корпоративной базе данных, описывающей структуру и принципы работы компании, — вероятность ошибок сводится к минимуму, а сотрудник экономит уйму времени. Организации, которые не заботятся об этичных, стройных и прозрачных коммуникациях, уже считаются архаичными.
6Внутренние коммуникации собраны в одном месте
Компании выбирают единые платформы, где и хранят информацию, и решают повседневные рабочие задачи, и информируют сотрудников. Например, до того, как компания Microsoft прекратила работать в России, бизнес активно использовал ее инструмент Teams. Это объединенная платформа, пространство для коллективной работы, которое включало необходимые команде ресурсы. Когда вендор ограничил доступ к технической поддержке и запретил продлевать лицензии, процесс коммуникации во многих компаниях усложнился — стройную систему пришлось выстраивать заново из того, что было доступно.
«На российском рынке не так много игроков, которые в полной мере смогли бы заменить решение Microsoft. DION — продукт компании НОТА — приближается к этому, объединяя все решения на одной платформе. Мы не стремимся в точности повторить успех Microsoft, а лишь опираемся на их опыт, но работаем с современными технологиями, например искусственным интеллектом», — рассказывает Анна Кузякина, коммерческий директор платформы корпоративных коммуникаций DION.
7Работодатели следят за временем и мотивацией сотрудников
Разнообразие систем и средств контроля действительно впечатляет — от элементарных ERP-систем до самых жестких решений, отслеживающих каждый клик мышью. Компания может выбрать технологическое решение на свой вкус и получить контроль за потоками информации, относящимися к ее работе в той мере, в которой ей это нужно. Например, к безопасным подключениям, отслеживаемым действиям, разграничению доступа к информации, контролю за утечками на уровне автоматизации. Кроме того, новейшие системы учета времени могут интегрироваться с IP-телефонией, календарями, POS-терминалами и турникетами, записывать звонки и встречи, а после собирать на базе этого единый отчет, как сотрудник провел рабочий день.
Российский рынок внутренних коммуникаций быстро растет. На него выходят даже самые крупные в стране игроки. Причина очевидна — иностранные продукты нужно чем-то заменять.
В госсекторе импортозамещение идет быстрее, чем у частных компаний, выяснили эксперты Центра компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий. Это объясняется стремлением в короткий срок снизить зависимость от ПО из других стран. Многие компании закупают отечественный софт и при этом продолжают использовать зарубежные продукты.
Если тенденции к импортозамещению сохранятся, то в ближайшем будущем функциональность российских продуктов и пользовательский опыт, который они предоставляют, приблизятся к тем, что давали ушедшие западные вендоры. Тогда клиенты будут выбирать отечественные решения не потому, что другие варианты недоступны, а сознательно, исходя из конкурентоспособности и удобства при использовании. Пока же собственный рынок ПО для внутренних коммуникаций в России только формируется.