Если ты хочешь лидерства, то должен бежать вдвое быстрее других

РБКHi-Tech

От большого к малому

Автор: Георгий Макаренко

В эпоху прорывных технологий, чтобы сохранить свое место на рынке, нужно идти в ногу со временем. Но если ты хочешь лидерства, то должен бежать вдвое быстрее других. Источником свежих идей и нестандартных решений для крупного бизнеса становятся стартапы. Правда, активно сотрудничают с ними пока не более 50 компаний из списка топ-1000 российского бизнеса.

Цифровой барьер

С каждым днем требования потребителей становятся все более притязательными: им уже недостаточно просто услуги или товара, они хотят получать их как можно быстрее, при этом ждут от бизнеса индивидуальных предложений. Помочь решить эту проблему может цифровая трансформация предприятия, в чем и заключается суть Четвертой промышленной революции, или, иными словами, Индустрии 4.0. Используя ее элементы — искусственный интеллект, big data, автоматизацию и другие, бизнес может наладить или даже заново создать каналы коммуникации с клиентами, партнерами и всем обществом. Речь идет не просто об инвестициях в новую экономику как самоцели, но и о последующем преобразовании своих товаров, услуг и всей операционной модели предприятия.

В начале 2019 года аналитики консалтингового агентства Accenture предсказали скорое наступление постцифровой эры — когда весь бизнес так или иначе будет вестись с использованием цифровых технологий. Их применение больше не будет фишкой бизнеса — без новых, продвинутых инструментов уже нельзя будет привлечь клиентов.

Задача бизнеса сегодня заключается в том, чтобы как можно скорее выйти на рубеж, отделяющий цифровой мир от постцифрового. Без доступа к инновационным идеям, наработкам и продуктам компания рискует оказаться среди отстающих и в конечном итоге исчезнуть. Так, ставка на устаревшие технологии довела легендарную компанию Kodak до банкротства в 2012 году. Пропасть между передовыми и отстающими фирмами, которую называют цифровым разрывом, будет только расти.

Пониженное давление конкуренции

Уже сейчас во многих крупных компаниях, даже тех, чей бизнес напрямую не связан с ИТ и цифровизацией, вводятся должности директора по цифровым технологиям, директора по инновациям и так далее. Подобные позиции в штатном расписании, отмечают аналитики консалтингового агентства Odgers Berndtson, пришли в традиционный бизнес из технологических стартапов. Соответственно, набираются специалисты на эти должности оттуда же — из небольших технологически развитых компаний.

Сотрудничество со стартапами как источником кадров, информации и ценных наработок становится критически важным для современного бизнеса. При этом и сами молодые инновационные предприятия нуждаются в крупном бизнесе, который обеспечит поддержку начинаниям.

В 2019 году венчурный инвестор Алексей Соловьев инициировал исследование «Стартап Барометр» — опрос более 500 российских предпринимателей-стартаперов. По его результатам выяснилось, что 80% опрошенных так или иначе заинтересованы в сотрудничестве с корпорациями, которые они рассматривают преимущественно как стратегических партнеров (41% респондентов) или как своих клиентов (37%). Но пока со стороны крупных компаний стартаперы видят ограниченный интерес к своей работе. Лишь 5% заявили, что степень заинтересованности корпораций в их деятельности очень высокая, тогда как 9% опрошенных не видят к себе никакого интереса.

Крупный бизнес для инновационных стартапов — это в первую очередь источник денег (72% ответов), связей (60%) и помощи с продвижением продукта (50%).

Из топ-1000 российских компаний по объему выручки в лучшем случае лишь 50 активно работают со стартапами, рассказал РБК Дмитрий Калаев, директор «Акселератора ФРИИ» (Фонд развития интернет-инициатив): во многих отраслях не так сильно чувствуется давление конкуренции и снижение спроса, так что менеджеры пока не видят смысла в поиске сторонних разработок. «Лидируют по привлечению стартапов банки, ретейлеры и телекоммуникационные компании, а это именно те отрасли, где рынок уже целиком охвачен и где маржинальность бизнеса невысокая, — объясняет Калаев. — В таких условиях ты либо снижаешь цены, либо выходишь с инновационными предложениями. И здесь как раз нужна помощь стартапов».

Вкус к поглощениям

Классический пример того, как крупный бизнес сотрудничает со стартапами, — это прямые инвестиции. Компания финансирует небольшой инновационный бизнес, внедряя затем его практики в свою экосистему. Например, весной 2018 года Альфа-банк инвестировал в компанию CardsMobile, планируя с помощью наработок стартапа улучшить свое мобильное приложение. Сумма сделки не раскрывается, но по ее итогам Альфа-банк получил пакет в размере 25% CardsMobile.

На Западе, в отличие от России, широко распространена практика постепенного вхождения корпорации в бизнес стартапа, говорит Калаев. Вначале корпорация приобретает миноритарную долю, чтобы «подсмотреть» бизнес-модель, а если проект оказывается стратегически важным и его нужно поскорее перехватить у конкурентов, уже готовит сделку по поглощению (покупка 51% компании и более).

Другой способ сотрудничества со стартапами — через фонды и акселераторы. Например, с начала 2017 года розничная компания X5 Retail Group сотрудничает с ФРИИ для поиска новых интересных разработок. Если у стартапа есть проект, напрямую относящийся к ретейлу (ускорение и улучшение обслуживания клиентов, оптимизация логистики, развитие онлайн-продаж), он может подать заявку на участие в конкурсе. Победители, начав работать с X5, получают доступ к огромной базе данных компании, сама розничная сеть тестирует внешние наработки в своем бизнесе, финансирование же обеспечивает ФРИИ.

Миллионеры из «песочницы»

Есть и другой метод взаимодействия со стартапами — промежуточный между поглощением и работой через посредника. Летом 2018 года «МегаФон» запустил новый формат сотрудничества с небольшими инновационными фирмами, который назвал «бизнес-технологической песочницей». Это территория экспериментов на платформе «МегаФона»: компания сама принимает заявки от стартапов, детально анализирует их в несколько этапов и в конце принимает решение о внедрении самых интересных концепций в свою операционную деятельность.

По данным «МегаФона», за первый год работы «песочницы» в их поле зрения попали проекты более чем от тысячи компаний, из которых 578 стартапов было детально изучено. Первичный отбор прошло лишь около половины из них (54%), а все этапы утверждения преодолели 38 проектов, 19 из которых уже завершены и три масштабируются в компании.

Результативность работы со стартапами для корпораций и венчурных фондов примерно сопоставима, отмечает Калаев: из всех заявленных проектов в среднем 3–5% выглядят подходящими, результат дают 1–2%.

Большое значение имеет и скорость внедрения: на поиск и структуризацию идеи «МегаФон» дает себе месяц, на реализацию проекта — еще три. Специально созданный совет топ-менеджеров ежемесячно отбирает и утверждает стартапы, а курируют внедрение проектов эксперты из операционных подразделений, напрямую заинтересованные в новых идеях.

«Большинство заявок корпорации отсеивают либо потому, что проект находится на слишком ранней стадии и за несколько месяцев его не запустить и не протестировать, либо из-за недостаточной весомости для заказчика: если стартап предлагает миллиардному бизнесу инновацию, которая нарастит выручку на пару миллионов. «Проще отказать, — считает Дмитрий Калаев. — Здесь важно дать стартаперам обратную связь, показать, что, как и когда они могут улучшить».

Среди успешных пилотов, прошедших «песочницу» за последний год, «МегаФон» выделяет следующие:

• Роботизация call-центра. Здесь партнерами «МегаФона» выступили стартапы Neuro.net и Just AI. По заранее сформированному списку роботы обзванивали клиентов, предлагая подключить ту или иную услугу. В случае с обоими партнерами конверсия звонков в продажи составила 40%, что сопоставимо с показателями «живых» операторов.

• Речевая аналитика. Система речевой аналитики позволяет автоматизировать контроль качества звонков, оценивает качество работы операторов и измеряет удовлетворенность клиентов. Пилот проводился совместно с компанией Speech Analytics и теперь масштабируется в компании.

• Развитие чат-ботов. Проект компании Data Monsters по обработке больших данных помог «МегаФону» автоматизировать и упростить процесс классификации клиентских обращений, что повысило качество работы чат-бота.

• WiFi-радары в ретейле. Совместно с компанией Hot-Wifi «МегаФон» провел анализ трафика клиентов в салонах связи для улучшения обслуживания потребителей и формирования лучшего целевого предложения для продаж.

Еще до запуска «песочницы» у «МегаФона» было немало технологических новинок собственной разработки. С 2014 года компания создавала виртуального помощника «Елена», работа которого основана на технологии распознавания и синтеза речи SpeechKit от «Яндекса». Ключевая особенность «Елены» заключается в том, что это первый на российском рынке телекоммуникаций робот-консультант, работающий по принципу омниканальности, то есть единый интегрированный продукт, доступный клиенту сразу по всем каналам. Чтобы с помощью «Елены» уточнить баланс счета, подключить или отключить пакет услуг, пользователь может написать СМС, позвонить, связаться с роботом через личный кабинет и так далее.

Официально запуск «Елены» состоялся весной 2018 года, а вскоре «МегаФон» представил другой собственный продукт — роботаюриста LegalApe 2.8, для создания которого использовались инновации в сфере нейросетей и машинного обучения. На Петербургском международном экономическом форуме в мае 2018 года LegalApe 2.8 сразился со специалистом по частному праву Романом Бевзенко, уступив тому со счетом 178:243. Недостаток Legal Ape 2.8 заключается в излишне формализованном подходе к ответу на вопрос, поэтому в новом поколении робота-юриста «МегаФон» планирует реализовать большую гибкость машинного мышления.

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Расчеты на будущее Расчеты на будущее

Какие новые технологии вычислений придут на смену классическим компьютерам

РБК
Игры патриота Игры патриота

Почему Александр Туголуков хотел продать «Библио-Глобус» британской Thomas Cook

Forbes
Слово редактора Слово редактора

На самом деле, нет более открытых миру людей, чем яхтсмены

Y Magazine
Шалость удалась Шалость удалась

В квартире дизайнера Дага Мейера поселились образы и воспоминания из его детства

AD
Георг, сад, Барселона Георг, сад, Барселона

Барселонская квартира с прямыми отсылками к Гауди и модерну

AD
В порядке исключения В порядке исключения

Дом фотографа Владимира Глынина по проекту Зураба Арабидзе

AD
Карманные банки Карманные банки

Кто переносит в простые смартфоны сложные финансовые инструменты

РБК
Заповедные люди Заповедные люди

Зачем сотрудники Саяно-Шушенского заповедника бродят по глухой тайге?

Вокруг света
Принять как данные Принять как данные

Почему извлечь пользу из big data получается не у всех?

РБК
Искусная отмычка Искусная отмычка

Как экспорт культурных ценностей помогает российским бизнесменам вести бизнес

Forbes
Новые городские Новые городские

Особые дети взялись за краски, чтобы изменить собственную жизнь своими руками

Seasons of life
В хорошей форме В хорошей форме

Совокупное состояние участниц рейтинга богатейших женщин страны — $9,9 млрд

Forbes
Пунктуальность высокого полета Пунктуальность высокого полета

С ростом рынка авиаперевозок требуются новые меры контроля регулярности полетов

РБК
Домик Эли Домик Эли

Два полюса в одной светлой квартире на Петроградке

Seasons of life
Кризисное управление Кризисное управление

О плавании первой русской антарктической экспедиции 1819–1821 годов

Вокруг света
Борьба с «врагами народа» Борьба с «врагами народа»

От древнеримских проскрипций до наших дней

Наука и жизнь
Как укрепить бренд и завоевать пассажира Как укрепить бренд и завоевать пассажира

Конкуренция требует от перевозчиков новых идей по повышению узнаваемости бренда

РБК
Чай по-менделеевски Чай по-менделеевски

Кулинарные истории

Наука и жизнь
Норма крепости Норма крепости

Forbes впервые оценил надежность российских застройщиков

Forbes
Семь мифов о сэре Уинстоне Черчилле: V значит Victory Семь мифов о сэре Уинстоне Черчилле: V значит Victory

Правда и мифы об Уинстоне Черчилле

Вокруг света
Рожденные побеждать Рожденные побеждать

Александр Кохановский создал одну из самых успешных киберспортивных команд

Forbes
Любовь, лето, любовь Любовь, лето, любовь

Есть слова, которые можно повторять бесконечно

Seasons of life
Возвращение в эдем Возвращение в эдем

Стейси Курос воссоздала в австралийском колониальном доме дух старой Европы

AD
Банковская пятилетка: консолидация, «Базель III» и уход в розницу Банковская пятилетка: консолидация, «Базель III» и уход в розницу

Последние годы кардинально изменили ландшафт банковского сектора

РБК
Цвет земли Цвет земли

Berberlodge — больше похожий на крошечную деревушку, чем на отель

Seasons of life
Попали в окружение Попали в окружение

Дизайнеры Илья и Светлана Хомяковы оформили квартиру в Дюссельдорфе

AD
Диво дивное Диво дивное

Дивногорье завораживает уже одним своим названием

Seasons of life
«Полёт журавля слышен издалека» «Полёт журавля слышен издалека»

В Китае всегда придавали огромное значение умению владеть кистью

Наука и жизнь
Ягодки впереди. Как Wildberries стала лидером на рынке e-commerce Ягодки впереди. Как Wildberries стала лидером на рынке e-commerce

Крупнейший онлайн-ретейлер России родился из нежелания молодой мамы сидеть дома

РБК
Небомореоблака Небомореоблака

Лаконичный дом в Португалии — про море, поля, воздух и отдых

Seasons of life
Открыть в приложении