Если ты хочешь лидерства, то должен бежать вдвое быстрее других

РБКHi-Tech

От большого к малому

Автор: Георгий Макаренко

В эпоху прорывных технологий, чтобы сохранить свое место на рынке, нужно идти в ногу со временем. Но если ты хочешь лидерства, то должен бежать вдвое быстрее других. Источником свежих идей и нестандартных решений для крупного бизнеса становятся стартапы. Правда, активно сотрудничают с ними пока не более 50 компаний из списка топ-1000 российского бизнеса.

Цифровой барьер

С каждым днем требования потребителей становятся все более притязательными: им уже недостаточно просто услуги или товара, они хотят получать их как можно быстрее, при этом ждут от бизнеса индивидуальных предложений. Помочь решить эту проблему может цифровая трансформация предприятия, в чем и заключается суть Четвертой промышленной революции, или, иными словами, Индустрии 4.0. Используя ее элементы — искусственный интеллект, big data, автоматизацию и другие, бизнес может наладить или даже заново создать каналы коммуникации с клиентами, партнерами и всем обществом. Речь идет не просто об инвестициях в новую экономику как самоцели, но и о последующем преобразовании своих товаров, услуг и всей операционной модели предприятия.

В начале 2019 года аналитики консалтингового агентства Accenture предсказали скорое наступление постцифровой эры — когда весь бизнес так или иначе будет вестись с использованием цифровых технологий. Их применение больше не будет фишкой бизнеса — без новых, продвинутых инструментов уже нельзя будет привлечь клиентов.

Задача бизнеса сегодня заключается в том, чтобы как можно скорее выйти на рубеж, отделяющий цифровой мир от постцифрового. Без доступа к инновационным идеям, наработкам и продуктам компания рискует оказаться среди отстающих и в конечном итоге исчезнуть. Так, ставка на устаревшие технологии довела легендарную компанию Kodak до банкротства в 2012 году. Пропасть между передовыми и отстающими фирмами, которую называют цифровым разрывом, будет только расти.

Пониженное давление конкуренции

Уже сейчас во многих крупных компаниях, даже тех, чей бизнес напрямую не связан с ИТ и цифровизацией, вводятся должности директора по цифровым технологиям, директора по инновациям и так далее. Подобные позиции в штатном расписании, отмечают аналитики консалтингового агентства Odgers Berndtson, пришли в традиционный бизнес из технологических стартапов. Соответственно, набираются специалисты на эти должности оттуда же — из небольших технологически развитых компаний.

Сотрудничество со стартапами как источником кадров, информации и ценных наработок становится критически важным для современного бизнеса. При этом и сами молодые инновационные предприятия нуждаются в крупном бизнесе, который обеспечит поддержку начинаниям.

В 2019 году венчурный инвестор Алексей Соловьев инициировал исследование «Стартап Барометр» — опрос более 500 российских предпринимателей-стартаперов. По его результатам выяснилось, что 80% опрошенных так или иначе заинтересованы в сотрудничестве с корпорациями, которые они рассматривают преимущественно как стратегических партнеров (41% респондентов) или как своих клиентов (37%). Но пока со стороны крупных компаний стартаперы видят ограниченный интерес к своей работе. Лишь 5% заявили, что степень заинтересованности корпораций в их деятельности очень высокая, тогда как 9% опрошенных не видят к себе никакого интереса.

Крупный бизнес для инновационных стартапов — это в первую очередь источник денег (72% ответов), связей (60%) и помощи с продвижением продукта (50%).

Из топ-1000 российских компаний по объему выручки в лучшем случае лишь 50 активно работают со стартапами, рассказал РБК Дмитрий Калаев, директор «Акселератора ФРИИ» (Фонд развития интернет-инициатив): во многих отраслях не так сильно чувствуется давление конкуренции и снижение спроса, так что менеджеры пока не видят смысла в поиске сторонних разработок. «Лидируют по привлечению стартапов банки, ретейлеры и телекоммуникационные компании, а это именно те отрасли, где рынок уже целиком охвачен и где маржинальность бизнеса невысокая, — объясняет Калаев. — В таких условиях ты либо снижаешь цены, либо выходишь с инновационными предложениями. И здесь как раз нужна помощь стартапов».

Вкус к поглощениям

Классический пример того, как крупный бизнес сотрудничает со стартапами, — это прямые инвестиции. Компания финансирует небольшой инновационный бизнес, внедряя затем его практики в свою экосистему. Например, весной 2018 года Альфа-банк инвестировал в компанию CardsMobile, планируя с помощью наработок стартапа улучшить свое мобильное приложение. Сумма сделки не раскрывается, но по ее итогам Альфа-банк получил пакет в размере 25% CardsMobile.

На Западе, в отличие от России, широко распространена практика постепенного вхождения корпорации в бизнес стартапа, говорит Калаев. Вначале корпорация приобретает миноритарную долю, чтобы «подсмотреть» бизнес-модель, а если проект оказывается стратегически важным и его нужно поскорее перехватить у конкурентов, уже готовит сделку по поглощению (покупка 51% компании и более).

Другой способ сотрудничества со стартапами — через фонды и акселераторы. Например, с начала 2017 года розничная компания X5 Retail Group сотрудничает с ФРИИ для поиска новых интересных разработок. Если у стартапа есть проект, напрямую относящийся к ретейлу (ускорение и улучшение обслуживания клиентов, оптимизация логистики, развитие онлайн-продаж), он может подать заявку на участие в конкурсе. Победители, начав работать с X5, получают доступ к огромной базе данных компании, сама розничная сеть тестирует внешние наработки в своем бизнесе, финансирование же обеспечивает ФРИИ.

Миллионеры из «песочницы»

Есть и другой метод взаимодействия со стартапами — промежуточный между поглощением и работой через посредника. Летом 2018 года «МегаФон» запустил новый формат сотрудничества с небольшими инновационными фирмами, который назвал «бизнес-технологической песочницей». Это территория экспериментов на платформе «МегаФона»: компания сама принимает заявки от стартапов, детально анализирует их в несколько этапов и в конце принимает решение о внедрении самых интересных концепций в свою операционную деятельность.

По данным «МегаФона», за первый год работы «песочницы» в их поле зрения попали проекты более чем от тысячи компаний, из которых 578 стартапов было детально изучено. Первичный отбор прошло лишь около половины из них (54%), а все этапы утверждения преодолели 38 проектов, 19 из которых уже завершены и три масштабируются в компании.

Результативность работы со стартапами для корпораций и венчурных фондов примерно сопоставима, отмечает Калаев: из всех заявленных проектов в среднем 3–5% выглядят подходящими, результат дают 1–2%.

Большое значение имеет и скорость внедрения: на поиск и структуризацию идеи «МегаФон» дает себе месяц, на реализацию проекта — еще три. Специально созданный совет топ-менеджеров ежемесячно отбирает и утверждает стартапы, а курируют внедрение проектов эксперты из операционных подразделений, напрямую заинтересованные в новых идеях.

«Большинство заявок корпорации отсеивают либо потому, что проект находится на слишком ранней стадии и за несколько месяцев его не запустить и не протестировать, либо из-за недостаточной весомости для заказчика: если стартап предлагает миллиардному бизнесу инновацию, которая нарастит выручку на пару миллионов. «Проще отказать, — считает Дмитрий Калаев. — Здесь важно дать стартаперам обратную связь, показать, что, как и когда они могут улучшить».

Среди успешных пилотов, прошедших «песочницу» за последний год, «МегаФон» выделяет следующие:

• Роботизация call-центра. Здесь партнерами «МегаФона» выступили стартапы Neuro.net и Just AI. По заранее сформированному списку роботы обзванивали клиентов, предлагая подключить ту или иную услугу. В случае с обоими партнерами конверсия звонков в продажи составила 40%, что сопоставимо с показателями «живых» операторов.

• Речевая аналитика. Система речевой аналитики позволяет автоматизировать контроль качества звонков, оценивает качество работы операторов и измеряет удовлетворенность клиентов. Пилот проводился совместно с компанией Speech Analytics и теперь масштабируется в компании.

• Развитие чат-ботов. Проект компании Data Monsters по обработке больших данных помог «МегаФону» автоматизировать и упростить процесс классификации клиентских обращений, что повысило качество работы чат-бота.

• WiFi-радары в ретейле. Совместно с компанией Hot-Wifi «МегаФон» провел анализ трафика клиентов в салонах связи для улучшения обслуживания потребителей и формирования лучшего целевого предложения для продаж.

Еще до запуска «песочницы» у «МегаФона» было немало технологических новинок собственной разработки. С 2014 года компания создавала виртуального помощника «Елена», работа которого основана на технологии распознавания и синтеза речи SpeechKit от «Яндекса». Ключевая особенность «Елены» заключается в том, что это первый на российском рынке телекоммуникаций робот-консультант, работающий по принципу омниканальности, то есть единый интегрированный продукт, доступный клиенту сразу по всем каналам. Чтобы с помощью «Елены» уточнить баланс счета, подключить или отключить пакет услуг, пользователь может написать СМС, позвонить, связаться с роботом через личный кабинет и так далее.

Официально запуск «Елены» состоялся весной 2018 года, а вскоре «МегаФон» представил другой собственный продукт — роботаюриста LegalApe 2.8, для создания которого использовались инновации в сфере нейросетей и машинного обучения. На Петербургском международном экономическом форуме в мае 2018 года LegalApe 2.8 сразился со специалистом по частному праву Романом Бевзенко, уступив тому со счетом 178:243. Недостаток Legal Ape 2.8 заключается в излишне формализованном подходе к ответу на вопрос, поэтому в новом поколении робота-юриста «МегаФон» планирует реализовать большую гибкость машинного мышления.

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Российская инфраструктура ищет партнеров Российская инфраструктура ищет партнеров

Государственно-частное партнерство стало локомотивом для больших проектов

РБК
Георг, сад, Барселона Георг, сад, Барселона

Барселонская квартира с прямыми отсылками к Гауди и модерну

AD
Вести с полей Вести с полей

Как менялась форма игроков в гольф на протяжении XX века

Forbes Life
Сладкие миллиарды Сладкие миллиарды

Как сестры построили агрохолдинг «Трио» в Липецке с выручкой 17,1 млрд рублей

Forbes
Айс-рекорд Айс-рекорд

Как Валдис Пельш с командой раскопал заброшенные полярные станции

Вокруг света
Борис Пиотровский: «Я помню его высокий рост и сильный голос» Борис Пиотровский: «Я помню его высокий рост и сильный голос»

Внук директора Эрмитажа Бориса Пиотровского унаследовал от деда культурный код

Seasons of life
Зеленые человечки Зеленые человечки

Экологичный дом с садом на крыше, террасами и бассейнами с дождевой водой

AD
Налетай, торопись, покупай живопись Налетай, торопись, покупай живопись

Где покупать современное искусство и коллекционный дизайн

AD
Норма крепости Норма крепости

Forbes впервые оценил надежность российских застройщиков

Forbes
Принять как данные Принять как данные

Почему извлечь пользу из big data получается не у всех?

РБК
«Мы свидетели нового дополненного мира» «Мы свидетели нового дополненного мира»

Подборка высказываний футурологов и предпринимателей об Индустрии 4.0

РБК
Шалость удалась Шалость удалась

В квартире дизайнера Дага Мейера поселились образы и воспоминания из его детства

AD
Доктор Войцеховский Доктор Войцеховский

Как врач решил стать художником

Seasons of life
Семейный взгляд Семейный взгляд

Сестры из Ростова-на-Дону создали бренд детской одежды

Forbes
Наука «Аполлонов» Наука «Аполлонов»

Научно-исследовательская работа «Аполлонов»

Наука и жизнь
Две большие розницы: online vs offline Две большие розницы: online vs offline

Новые технологии и падение доходов изменили потребительское поведение россиян

РБК
Райский язык Райский язык

Мы поговорили с Мариной Степновой о детстве в Кишиневе и о суржике

Seasons of life
Диво дивное Диво дивное

Дивногорье завораживает уже одним своим названием

Seasons of life
Чёрные земли с высоты 700 километров Чёрные земли с высоты 700 километров

Западная часть Прикаспийской низменности известна под названием Чёрные земли

Наука и жизнь
Технологии спасательного круга Технологии спасательного круга

Переход на циклическую экономику позволяет сберегать ресурсы

РБК
Лондон, гуд‑бай Лондон, гуд‑бай

Декоратор Ираклий Зария оформил таунхаус в Лондоне

AD
Терпение и труд Терпение и труд

Шведский фотограф Калле Густафссон сам реконструировал деревянный летний домик

AD
Авария в метро Авария в метро

Немецкий ретейлер Metro Сash & Carry сдает позиции и меняет форматы

Forbes
«Полёт журавля слышен издалека» «Полёт журавля слышен издалека»

В Китае всегда придавали огромное значение умению владеть кистью

Наука и жизнь
Малышка на миллион Малышка на миллион

Самая богатая девушка в мире Кайли Дженнер показала свой дом в Лос-Анджелесе

AD
Попали в окружение Попали в окружение

Дизайнеры Илья и Светлана Хомяковы оформили квартиру в Дюссельдорфе

AD
Цвет земли Цвет земли

Berberlodge — больше похожий на крошечную деревушку, чем на отель

Seasons of life
Народные ремесла Народные ремесла

Основатели сайта о рекламе Adme создали крупнейшую фабрику контента для YouTube

Forbes
Складная женщина Складная женщина

Елена Бондарчук строит отличные склады

Forbes
Живая античность Живая античность

Кому нужны безрукая Венера, безголовая Ника и ряды голов без ушей и носов

Forbes
Открыть в приложении