Как меняются школы и вузы под влиянием искусственного интеллекта

РБКHi-Tech

От помощника в обучении до будущей профессии

Как меняются школы, вузы и образовательные онлайн-платформы под влиянием искусственного интеллекта

Беседовала Елизавета Пирогова

«РБК Тренды» задали экспертам «Яндекса» вопросы о том, как ИИ-инструменты помогают в процессе обучения:

  • Кто и как применяет искусственный интеллект в сфере образования сегодня?
  • Как может выглядеть взаимодействие искусственного и естественного интеллекта в сфере образования в будущем?
  • С чего начать и как организовать внедрение ИИ в образовательный процесс прямо сейчас?

Кирилл Баранников, руководитель направления стратегического развития высшего образования в «Яндекс Образовании»:

Искусственный интеллект — пожалуй, одна из самых обсуждаемых тем в последние два года в образовательной среде. ИИ действительно способен изменить жизнь в вузах. Например, на базе генеративных технологий уже начали запускаться «умные» ассистенты. Политехнический университет Гонконга с середины прошлого года запустил приложение PolyU GenAI App. GPT-бот помогает писать деловые письма, резюмировать и переводить тексты, генерировать код.

Или другой пример: университеты начинают по-другому оценивать работы, которые сделаны с помощью ИИ. В России МГПУ стал одним из первых вузов, который официально разрешил использовать GPT-инструменты. Высшая школа экономики совместно с «Яндексом» первая разработала особый формат выпускной квалификационной работы, созданной в кооперации с YandexGPT. Это уникальный опыт, когда университет сам дает студентам возможность использовать ИИ для решения пула задач — собирать, анализировать и суммировать данные, оформлять работы, генерировать изображения, подготавливать аннотации, освобождая время на творческие задачи.

В ближайшем будущем одним из сценариев может стать использование ИИ в качестве компаньона. В образовании это могут быть как помощники студента, так и ассистенты преподавателя. Например, ИИ-помощники могут генерировать учебные материалы — тексты, изображения, схемы, учебные кейсы. При этом человек получит возможность сфокусироваться на постановке целей, проверке качества, оценке эффективности внедрения новых методов. Фактически ключевой станет роль преподавателя-проектировщика. Так он сможет больше времени уделять нерутинным педагогическим и исследовательским задачам и освободит больше времени на взаимодействие со студентами.

Стартовой точкой для начала использования ИИ может стать ответ на вопрос: «Как это улучшит опыт студентов, преподавателей и исследователей?»

Начать можно с развития ИИ-грамотности студентов и преподавателей. Она включает в себя основы промптинга (общение с большими языковыми моделями), навыки фактчекинга, проверку валидности и применимости результатов нейросети, этику использования генеративных инструментов. Не забудьте договориться внутри команды вуза, в каком объеме и для каких задач студенту уместно использовать ИИ-инструменты. Университеты — это сложные и живые организмы, и внедрение ИИ должно происходить бережно и вдумчиво.

Искусственный интеллект становится не только помощником в обучении, но и предметом исследования, будущей профессией. Только за это лето мы открыли несколько новых программ в этой области. Среди них аспирантура по искусственному интеллекту с уклоном в практику в ИТМО и НИУ ВШЭ, AI360 — первый в России бакалавриат для создателей ИИ-технологий будущего от «Яндекса» и «Сбера». Программа доступна в ведущих вузах страны — ИТМО, НИУ ВШЭ, МФТИ и Университете Иннополис.

Елена Краевская, CEO «Яндекс Учебника»:

Искусственный интеллект может помочь в персонализации школьного образования. Все, что касается обучения софт-скиллам — эмпатии, коммуникации, стрессоустойчивости, умения справляться с конфликтами, — это останется за учителем, потому что лучше человека этому никто не научит. Но там, где нужны «харды» — повторить материал, нагенерировать примеры для отработки навыка и проверить упражнения — в этом поможет персональный нейротьютор. Он может потренировать школьника, закрыть его пробелы, объяснить тему на жизненных примерах еще десятью разными способами, дополняя учителя.

Так, мы в «Яндекс Учебнике» сделали платформу по подготовке к ЕГЭ по информатике. Это тренажер на базе YandexGPT, который в формате диалога поможет ученику разобраться в теме, объяснит ошибки, напомнит пройденный материал. Это очень созвучно тому, что делает учитель на уроке. Есть и другие международные кейсы: например, проект Khan Academy, одна из самых крупных платформ по школьным предметам в мире, переведенная на множество языков. Команда проекта вместе со специалистами OpenAI тоже попробовала запустить диалоговый тьютор, но пока в закрытом тестовом режиме.

Чтобы внедрить искусственный интеллект в образовательный процесс, можно использовать уже существующие продукты. Например, можно придумать урок в формате дебатов и отправить учеников в «Алису» на базе YandexGPT генерировать аргументы и контраргументы. А после этого попросить их найти подтверждение информации в источниках — для тренировки критического мышления.

Илья Курмышев, CEO «Яндекс Практикума»:

Главная задача онлайн-образования — помогать студентам достигать своих целей, например осваивать профессию или расти в карьере. В «Практикуме» мы первые в IT-образовании внедрили и активно применяем две функции на базе GPT: «Уточнить у нейросети» и «Краткий пересказ». Нейросеть может иначе объяснить студентам сложный момент из теории или сделать выжимку из пройденного материала для повторения тем. У нас учатся студенты с очень разным бэкграундом: у кого-то есть математическое образование, а кто-то окончил девять классов и пошел работать. Нам важно, чтобы каждый студент мог разобраться в новой теории и оперативно получить ответ на вопросы.

Самое интересное, что студенты используют GPT не только так, как мы задумали, но и для других задач.

К примеру, один наш студент попросил нейросеть порекомендовать тренажеры для изучения Git — программы для разработчиков. То есть использовал YandexGPT вместо привычного поисковика.

ИИ в обучении — это не замена преподавателя, а его усиление. С помощью ИИ можно адаптировать теорию под темп и уровень студентов, быстро отвечать на вопросы, связанные с теорией, подсвечивать ошибки и помогать их решать — это все про помощь наставнику и освобождение его времени на более креативные и сложные вопросы. Так, у нас в «Практикуме» студент никогда не остается один на один в обучении, рядом с ним куратор, наставник и другие студенты.

Чтобы внедрять ИИ в образовательный процесс, важно работать с барьером и скепсисом, а для этого нужно все больше и больше практики.

Фото: пресс-служба «Яндекс Образования» / пресс-служба «Яндекс Учебника»

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Нереальная любовь Нереальная любовь

Как и почему «эмоциональные» чат-боты стали заменять настоящих партнеров

РБК
Тандыр Тандыр

Тандыры и еду из них можно встретить на всем протяжении Великого шелкового пути

Bones
Разворот с Запада на Юго-Восток Разворот с Запада на Юго-Восток

О создании комплексной системы и развитии аграрной грузовой логистики

Агроинвестор
Дом из дерева Дом из дерева

Деревянный дом — это целый мир со своими правилами, устоями и обычаями

КАНТРИ Русская азбука
Холодец: некoтoрые любят похолоднее Холодец: некoтoрые любят похолоднее

Откуда произошел холодец и как его правильно приготовить?

КАНТРИ Русская азбука
Портал в прошлое Портал в прошлое

Как выглядели туристические точки больше ста лет назад – путешествие во времени

Вокруг света
Урал, любовь моя Урал, любовь моя

5 абсолютно разных граней Большой уральской тропы

2Xplore
Нобелевские премии по физике в контексте истории Нобелевские премии по физике в контексте истории

Как Карл Озеен сделал все, чтобы Эйнштейн получил заслуженную Нобелевскую премию

Наука и жизнь
«Участие бизнеса необходимо  на каждом этапе формирования  кадрового резерва» «Участие бизнеса необходимо  на каждом этапе формирования  кадрового резерва»

О роли бизнеса в создании кадрового потенциала для развития нефтегазовой отрасли

РБК
Как на Дальнем Востоке решают  проблемы кадрового дефицита Как на Дальнем Востоке решают  проблемы кадрового дефицита

Российская экономика активизировалась на азиатском рынке

РБК
Все суета Все суета

Какие предметы использовали художники в качестве символов быстротечности жизни?

Вокруг света
За невидимым щитом За невидимым щитом

Как защититься от космической радиации, чтобы летать к другим планетам?

ТехИнсайдер
Соленое тесто для поделок Соленое тесто для поделок

Что можно смастерить из соленого теста?

КАНТРИ Русская азбука
Меренга-бой Меренга-бой

Немного времени и хороший миксер — залог успеха меренги

Bones
«Что можно было локализовать быстро, мы уже локализовали» «Что можно было локализовать быстро, мы уже локализовали»

О рынке продуктов и решений в области энергетики и автоматизации

РБК
Неуловимые коты Сайлюгема Неуловимые коты Сайлюгема

Как живется снежным барсам и другим животным в алтайских горах

Наука и жизнь
Ангелы прилетели Ангелы прилетели

Мастер-класс по самодельным ангелам, дарящим ощущение праздника и чудес

КАНТРИ Русская азбука
Мёд всему голова Мёд всему голова

Как ухаживают за пчелами и качают мед в усадьбе пасечников

КАНТРИ Русская азбука
Ресторан-перформанс Ресторан-перформанс

Об иммерсивном пространстве, существующем на стыке гастрономии и перформанса

Bones
Фьюзинг: дедовский метод Фьюзинг: дедовский метод

Процесс создания красоты, «фьюзинг», — давняя и довольно традиционная технология

КАНТРИ Русская азбука
Скажи мне, кто твой друг Скажи мне, кто твой друг

Национальные парки, экофермы, питомники с редкими животными: топ-12 таких мест

2Xplore
Умножение делением Умножение делением

Безусловный базовый доход: почему он не станет билетом в безбедную жизнь

РБК
Как растет взаимодействие с Китаем Как растет взаимодействие с Китаем

Китай и Россия на фоне западных санкций стали друг для друга выгодными

РБК
Рационализаторское предложение или изобретение: что регистрировать? Рационализаторское предложение или изобретение: что регистрировать?

Основные преимущества осуществления рационализаторской деятельности

Наука и техника
Как вирус Эпштейна — Барр сближает гены Как вирус Эпштейна — Барр сближает гены

Как инфекция EBV приводит к возникновению лимфом у людей без снижения иммунитета

Наука и жизнь
Согласование времен Согласование времен

Как в средневековой Европе измеряли и воспринимали время

Вокруг света
Наличники (или шоу «Окна») Наличники (или шоу «Окна»)

Почему резные наличники получили распространение именно в России?

КАНТРИ Русская азбука
«Главный вызов — создание нового уровня жизни» «Главный вызов — создание нового уровня жизни»

Алексей Чекунков о том, как решается кадровый дефицит на Востоке

РБК
Расплескалась седина Расплескалась седина

Началась новая волна массового обесцвечивания кораллов в Мировом океане

2Xplore
Молнии над водой Молнии над водой

Как выглядят гонки Formula E1 на электрических лодках с подводным крылом?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении