Как меняются школы и вузы под влиянием искусственного интеллекта

РБКHi-Tech

От помощника в обучении до будущей профессии

Как меняются школы, вузы и образовательные онлайн-платформы под влиянием искусственного интеллекта

Беседовала Елизавета Пирогова

«РБК Тренды» задали экспертам «Яндекса» вопросы о том, как ИИ-инструменты помогают в процессе обучения:

  • Кто и как применяет искусственный интеллект в сфере образования сегодня?
  • Как может выглядеть взаимодействие искусственного и естественного интеллекта в сфере образования в будущем?
  • С чего начать и как организовать внедрение ИИ в образовательный процесс прямо сейчас?

Кирилл Баранников, руководитель направления стратегического развития высшего образования в «Яндекс Образовании»:

Искусственный интеллект — пожалуй, одна из самых обсуждаемых тем в последние два года в образовательной среде. ИИ действительно способен изменить жизнь в вузах. Например, на базе генеративных технологий уже начали запускаться «умные» ассистенты. Политехнический университет Гонконга с середины прошлого года запустил приложение PolyU GenAI App. GPT-бот помогает писать деловые письма, резюмировать и переводить тексты, генерировать код.

Или другой пример: университеты начинают по-другому оценивать работы, которые сделаны с помощью ИИ. В России МГПУ стал одним из первых вузов, который официально разрешил использовать GPT-инструменты. Высшая школа экономики совместно с «Яндексом» первая разработала особый формат выпускной квалификационной работы, созданной в кооперации с YandexGPT. Это уникальный опыт, когда университет сам дает студентам возможность использовать ИИ для решения пула задач — собирать, анализировать и суммировать данные, оформлять работы, генерировать изображения, подготавливать аннотации, освобождая время на творческие задачи.

В ближайшем будущем одним из сценариев может стать использование ИИ в качестве компаньона. В образовании это могут быть как помощники студента, так и ассистенты преподавателя. Например, ИИ-помощники могут генерировать учебные материалы — тексты, изображения, схемы, учебные кейсы. При этом человек получит возможность сфокусироваться на постановке целей, проверке качества, оценке эффективности внедрения новых методов. Фактически ключевой станет роль преподавателя-проектировщика. Так он сможет больше времени уделять нерутинным педагогическим и исследовательским задачам и освободит больше времени на взаимодействие со студентами.

Стартовой точкой для начала использования ИИ может стать ответ на вопрос: «Как это улучшит опыт студентов, преподавателей и исследователей?»

Начать можно с развития ИИ-грамотности студентов и преподавателей. Она включает в себя основы промптинга (общение с большими языковыми моделями), навыки фактчекинга, проверку валидности и применимости результатов нейросети, этику использования генеративных инструментов. Не забудьте договориться внутри команды вуза, в каком объеме и для каких задач студенту уместно использовать ИИ-инструменты. Университеты — это сложные и живые организмы, и внедрение ИИ должно происходить бережно и вдумчиво.

Искусственный интеллект становится не только помощником в обучении, но и предметом исследования, будущей профессией. Только за это лето мы открыли несколько новых программ в этой области. Среди них аспирантура по искусственному интеллекту с уклоном в практику в ИТМО и НИУ ВШЭ, AI360 — первый в России бакалавриат для создателей ИИ-технологий будущего от «Яндекса» и «Сбера». Программа доступна в ведущих вузах страны — ИТМО, НИУ ВШЭ, МФТИ и Университете Иннополис.

Елена Краевская, CEO «Яндекс Учебника»:

Искусственный интеллект может помочь в персонализации школьного образования. Все, что касается обучения софт-скиллам — эмпатии, коммуникации, стрессоустойчивости, умения справляться с конфликтами, — это останется за учителем, потому что лучше человека этому никто не научит. Но там, где нужны «харды» — повторить материал, нагенерировать примеры для отработки навыка и проверить упражнения — в этом поможет персональный нейротьютор. Он может потренировать школьника, закрыть его пробелы, объяснить тему на жизненных примерах еще десятью разными способами, дополняя учителя.

Так, мы в «Яндекс Учебнике» сделали платформу по подготовке к ЕГЭ по информатике. Это тренажер на базе YandexGPT, который в формате диалога поможет ученику разобраться в теме, объяснит ошибки, напомнит пройденный материал. Это очень созвучно тому, что делает учитель на уроке. Есть и другие международные кейсы: например, проект Khan Academy, одна из самых крупных платформ по школьным предметам в мире, переведенная на множество языков. Команда проекта вместе со специалистами OpenAI тоже попробовала запустить диалоговый тьютор, но пока в закрытом тестовом режиме.

Чтобы внедрить искусственный интеллект в образовательный процесс, можно использовать уже существующие продукты. Например, можно придумать урок в формате дебатов и отправить учеников в «Алису» на базе YandexGPT генерировать аргументы и контраргументы. А после этого попросить их найти подтверждение информации в источниках — для тренировки критического мышления.

Илья Курмышев, CEO «Яндекс Практикума»:

Главная задача онлайн-образования — помогать студентам достигать своих целей, например осваивать профессию или расти в карьере. В «Практикуме» мы первые в IT-образовании внедрили и активно применяем две функции на базе GPT: «Уточнить у нейросети» и «Краткий пересказ». Нейросеть может иначе объяснить студентам сложный момент из теории или сделать выжимку из пройденного материала для повторения тем. У нас учатся студенты с очень разным бэкграундом: у кого-то есть математическое образование, а кто-то окончил девять классов и пошел работать. Нам важно, чтобы каждый студент мог разобраться в новой теории и оперативно получить ответ на вопросы.

Самое интересное, что студенты используют GPT не только так, как мы задумали, но и для других задач.

К примеру, один наш студент попросил нейросеть порекомендовать тренажеры для изучения Git — программы для разработчиков. То есть использовал YandexGPT вместо привычного поисковика.

ИИ в обучении — это не замена преподавателя, а его усиление. С помощью ИИ можно адаптировать теорию под темп и уровень студентов, быстро отвечать на вопросы, связанные с теорией, подсвечивать ошибки и помогать их решать — это все про помощь наставнику и освобождение его времени на более креативные и сложные вопросы. Так, у нас в «Практикуме» студент никогда не остается один на один в обучении, рядом с ним куратор, наставник и другие студенты.

Чтобы внедрять ИИ в образовательный процесс, важно работать с барьером и скепсисом, а для этого нужно все больше и больше практики.

Фото: пресс-служба «Яндекс Образования» / пресс-служба «Яндекс Учебника»

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Иван Варжавин: «Наша система, как самолет, может лететь даже на одном двигателе» Иван Варжавин: «Наша система, как самолет, может лететь даже на одном двигателе»

Как Газпромбанк модернизировал расчетный центр — ядро внешних платежных операций

РБК
Игрушка: Петрушка Уксусов Игрушка: Петрушка Уксусов

Символ русского театра кукол — Петрушка

КАНТРИ Русская азбука
Огненная саламандра Огненная саламандра

Мифический «дух огня» с точки зрения биологии

Вокруг света
Еръ: читaем вывески Еръ: читaем вывески

Ер твою направо! — не ругательство, а стремление придать бренду основательности

КАНТРИ Русская азбука
Ярчайшая Ярчайшая

О самой яркой звезде ночного неба — Сириусе

Наука и жизнь
Гжель: сине-бело-голубые Гжель: сине-бело-голубые

Особенности производства гжельской посуды

КАНТРИ Русская азбука
Чай по всем канонам Чай по всем канонам

Как приготовить правильный чай и что при этом важно не упустить из виду

КАНТРИ Русская азбука
«Карту замены ПО полезно выстраивать  как минимум на десять лет» «Карту замены ПО полезно выстраивать  как минимум на десять лет»

Александр Сафиулин о переходе российских компаний на новые цифровые решения

РБК
Заедки, то есть вкусняшки Заедки, то есть вкусняшки

Где рассказывают о русских сладостях — заедках, или верхосытках?

КАНТРИ Русская азбука
Мыловарение: мoем-мoем трубочиста... Мыловарение: мoем-мoем трубочиста...

Натуральное ароматное и красивое мыло несложно сделать в домашних условиях

КАНТРИ Русская азбука
«Что можно было локализовать быстро, мы уже локализовали» «Что можно было локализовать быстро, мы уже локализовали»

О рынке продуктов и решений в области энергетики и автоматизации

РБК
Рационализаторское предложение или изобретение: что регистрировать? Рационализаторское предложение или изобретение: что регистрировать?

Основные преимущества осуществления рационализаторской деятельности

Наука и техника
Успеть за успехом Успеть за успехом

Что такое достигаторство и почему оно опасно хроническим трудоголикам

РБК
Шефы XXI века Шефы XXI века

На кухнях ресторанов все чаще можно встретить молодых шеф-поваров

Bones
Как на Дальнем Востоке решают  проблемы кадрового дефицита Как на Дальнем Востоке решают  проблемы кадрового дефицита

Российская экономика активизировалась на азиатском рынке

РБК
Михаил Михайлов: «Хочется больше честности» Михаил Михайлов: «Хочется больше честности»

Михаил Михайлов о роли шефа в подготовке к открытию ресторана

Bones
Тетёрки: насукали и жуём Тетёрки: насукали и жуём

Приготовление весенних тетерок — это всегда импровизация

КАНТРИ Русская азбука
Убтан для вашей крaсoты Убтан для вашей крaсoты

Секрет красоты и молодости нам раскрывает природа, и один из них — убтан

КАНТРИ Русская азбука
Соленое тесто для поделок Соленое тесто для поделок

Что можно смастерить из соленого теста?

КАНТРИ Русская азбука
Чудеса системы Сатурна: два безумных океана Чудеса системы Сатурна: два безумных океана

Система Сатурна – настоящее собрание диковин и чудес

Наука и техника
Будущее из розетки: чего ждать от электромобилей Будущее из розетки: чего ждать от электромобилей

В каком направлении развивается электротранспорт?

ТехИнсайдер
Юла: кручу-верчу Юла: кручу-верчу

Яркая и шумная юла уже много веков веселит малышню в российских домах

КАНТРИ Русская азбука
Рaки донские Рaки донские

Самых вкусных раков ищите в казацких станицах под Ростовом-на-Дону

КАНТРИ Русская азбука
Вaренье из сосновых шишек Вaренье из сосновых шишек

Питаться шишками каждый день не будешь, но иногда – в самый раз!

КАНТРИ Русская азбука
Тельное из рыбы Тельное из рыбы

Вереница рыбных яств русской кухни продолжается, и тельное тоже в деле!

КАНТРИ Русская азбука
На чём растут «сумки» и «денежки»? На чём растут «сумки» и «денежки»?

Чем примечательны пастушья сумка и ярутка?

Наука и жизнь
Точь-в-точь Точь-в-точь

Достопримечательности России, удивительно похожие на уголки других государств

2Xplore
Танцы на льду Танцы на льду

Пересекаем замерзший Байкал от поселка Усть-Баргузин до Северобайкальска

2Xplore
Чужой, Годзилла, Саурон: в честь кого теперь называют животных Чужой, Годзилла, Саурон: в честь кого теперь называют животных

Новые имена в биологии, которые отсылают к персоналиям или поп-культуре

Наука и техника
Истории со вкусом и запахом Истории со вкусом и запахом

Воспоминания детства. Возможно, это именно то, что мы называем ароматом времени

Знание – сила
Открыть в приложении