Как меняются школы и вузы под влиянием искусственного интеллекта

РБКHi-Tech

От помощника в обучении до будущей профессии

Как меняются школы, вузы и образовательные онлайн-платформы под влиянием искусственного интеллекта

Беседовала Елизавета Пирогова

«РБК Тренды» задали экспертам «Яндекса» вопросы о том, как ИИ-инструменты помогают в процессе обучения:

  • Кто и как применяет искусственный интеллект в сфере образования сегодня?
  • Как может выглядеть взаимодействие искусственного и естественного интеллекта в сфере образования в будущем?
  • С чего начать и как организовать внедрение ИИ в образовательный процесс прямо сейчас?

Кирилл Баранников, руководитель направления стратегического развития высшего образования в «Яндекс Образовании»:

Искусственный интеллект — пожалуй, одна из самых обсуждаемых тем в последние два года в образовательной среде. ИИ действительно способен изменить жизнь в вузах. Например, на базе генеративных технологий уже начали запускаться «умные» ассистенты. Политехнический университет Гонконга с середины прошлого года запустил приложение PolyU GenAI App. GPT-бот помогает писать деловые письма, резюмировать и переводить тексты, генерировать код.

Или другой пример: университеты начинают по-другому оценивать работы, которые сделаны с помощью ИИ. В России МГПУ стал одним из первых вузов, который официально разрешил использовать GPT-инструменты. Высшая школа экономики совместно с «Яндексом» первая разработала особый формат выпускной квалификационной работы, созданной в кооперации с YandexGPT. Это уникальный опыт, когда университет сам дает студентам возможность использовать ИИ для решения пула задач — собирать, анализировать и суммировать данные, оформлять работы, генерировать изображения, подготавливать аннотации, освобождая время на творческие задачи.

В ближайшем будущем одним из сценариев может стать использование ИИ в качестве компаньона. В образовании это могут быть как помощники студента, так и ассистенты преподавателя. Например, ИИ-помощники могут генерировать учебные материалы — тексты, изображения, схемы, учебные кейсы. При этом человек получит возможность сфокусироваться на постановке целей, проверке качества, оценке эффективности внедрения новых методов. Фактически ключевой станет роль преподавателя-проектировщика. Так он сможет больше времени уделять нерутинным педагогическим и исследовательским задачам и освободит больше времени на взаимодействие со студентами.

Стартовой точкой для начала использования ИИ может стать ответ на вопрос: «Как это улучшит опыт студентов, преподавателей и исследователей?»

Начать можно с развития ИИ-грамотности студентов и преподавателей. Она включает в себя основы промптинга (общение с большими языковыми моделями), навыки фактчекинга, проверку валидности и применимости результатов нейросети, этику использования генеративных инструментов. Не забудьте договориться внутри команды вуза, в каком объеме и для каких задач студенту уместно использовать ИИ-инструменты. Университеты — это сложные и живые организмы, и внедрение ИИ должно происходить бережно и вдумчиво.

Искусственный интеллект становится не только помощником в обучении, но и предметом исследования, будущей профессией. Только за это лето мы открыли несколько новых программ в этой области. Среди них аспирантура по искусственному интеллекту с уклоном в практику в ИТМО и НИУ ВШЭ, AI360 — первый в России бакалавриат для создателей ИИ-технологий будущего от «Яндекса» и «Сбера». Программа доступна в ведущих вузах страны — ИТМО, НИУ ВШЭ, МФТИ и Университете Иннополис.

Елена Краевская, CEO «Яндекс Учебника»:

Искусственный интеллект может помочь в персонализации школьного образования. Все, что касается обучения софт-скиллам — эмпатии, коммуникации, стрессоустойчивости, умения справляться с конфликтами, — это останется за учителем, потому что лучше человека этому никто не научит. Но там, где нужны «харды» — повторить материал, нагенерировать примеры для отработки навыка и проверить упражнения — в этом поможет персональный нейротьютор. Он может потренировать школьника, закрыть его пробелы, объяснить тему на жизненных примерах еще десятью разными способами, дополняя учителя.

Так, мы в «Яндекс Учебнике» сделали платформу по подготовке к ЕГЭ по информатике. Это тренажер на базе YandexGPT, который в формате диалога поможет ученику разобраться в теме, объяснит ошибки, напомнит пройденный материал. Это очень созвучно тому, что делает учитель на уроке. Есть и другие международные кейсы: например, проект Khan Academy, одна из самых крупных платформ по школьным предметам в мире, переведенная на множество языков. Команда проекта вместе со специалистами OpenAI тоже попробовала запустить диалоговый тьютор, но пока в закрытом тестовом режиме.

Чтобы внедрить искусственный интеллект в образовательный процесс, можно использовать уже существующие продукты. Например, можно придумать урок в формате дебатов и отправить учеников в «Алису» на базе YandexGPT генерировать аргументы и контраргументы. А после этого попросить их найти подтверждение информации в источниках — для тренировки критического мышления.

Илья Курмышев, CEO «Яндекс Практикума»:

Главная задача онлайн-образования — помогать студентам достигать своих целей, например осваивать профессию или расти в карьере. В «Практикуме» мы первые в IT-образовании внедрили и активно применяем две функции на базе GPT: «Уточнить у нейросети» и «Краткий пересказ». Нейросеть может иначе объяснить студентам сложный момент из теории или сделать выжимку из пройденного материала для повторения тем. У нас учатся студенты с очень разным бэкграундом: у кого-то есть математическое образование, а кто-то окончил девять классов и пошел работать. Нам важно, чтобы каждый студент мог разобраться в новой теории и оперативно получить ответ на вопросы.

Самое интересное, что студенты используют GPT не только так, как мы задумали, но и для других задач.

К примеру, один наш студент попросил нейросеть порекомендовать тренажеры для изучения Git — программы для разработчиков. То есть использовал YandexGPT вместо привычного поисковика.

ИИ в обучении — это не замена преподавателя, а его усиление. С помощью ИИ можно адаптировать теорию под темп и уровень студентов, быстро отвечать на вопросы, связанные с теорией, подсвечивать ошибки и помогать их решать — это все про помощь наставнику и освобождение его времени на более креативные и сложные вопросы. Так, у нас в «Практикуме» студент никогда не остается один на один в обучении, рядом с ним куратор, наставник и другие студенты.

Чтобы внедрять ИИ в образовательный процесс, важно работать с барьером и скепсисом, а для этого нужно все больше и больше практики.

Фото: пресс-служба «Яндекс Образования» / пресс-служба «Яндекс Учебника»

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

«Карту замены ПО полезно выстраивать  как минимум на десять лет» «Карту замены ПО полезно выстраивать  как минимум на десять лет»

Александр Сафиулин о переходе российских компаний на новые цифровые решения

РБК
Все дороги ведут к пирамидам Все дороги ведут к пирамидам

Почему «все боится времени, но время боится пирамид»

Вокруг света
Она вышивает мечты Она вышивает мечты

Самая яркая звезда на небосклоне высокой моды Поднебесной — талантливая Гуо Пей

Y Magazine
«Изменилось только название» «Изменилось только название»

Андрей Пантюхов о том, чего стоило компании расставание с бывшим владельцем

РБК
Пора по барам Пора по барам

Региональные бары все больше интегрируются в российскую культуру путешествия

Bones
Главный экспонат Главный экспонат

Автомобили, на которых люди станут ездить (и даже летать) в ближайшее время

ТехИнсайдер
«В мире произошел переход от лечебных практик к профилактическим» «В мире произошел переход от лечебных практик к профилактическим»

О драйверах рынка БАДов рассказала Марина Камаева

РБК
Расплескалась седина Расплескалась седина

Началась новая волна массового обесцвечивания кораллов в Мировом океане

2Xplore
«Что можно было локализовать быстро, мы уже локализовали» «Что можно было локализовать быстро, мы уже локализовали»

О рынке продуктов и решений в области энергетики и автоматизации

РБК
Молнии над водой Молнии над водой

Как выглядят гонки Formula E1 на электрических лодках с подводным крылом?

ТехИнсайдер
Финифть: мир в стиле мини Финифть: мир в стиле мини

Финифть — это не только женские украшения, но и портреты, пейзажи и иконы

КАНТРИ Русская азбука
Жостово: вaм букетик! Жостово: вaм букетик!

Жостовский расписной поднос — ровесник восстания декабристов

КАНТРИ Русская азбука
Обжиг: привет керамика! Обжиг: привет керамика!

Место, где не просто «горшки обжигают»

КАНТРИ Русская азбука
Урал, любовь моя Урал, любовь моя

5 абсолютно разных граней Большой уральской тропы

2Xplore
Первый премьер императорской России Первый премьер императорской России

Деяния Витте: сталь Транссиба и сохранение русского Дальнего Востока

Знание – сила
Игрушка: Петрушка Уксусов Игрушка: Петрушка Уксусов

Символ русского театра кукол — Петрушка

КАНТРИ Русская азбука
Нейросеть меняет профессию Нейросеть меняет профессию

Каким станет рынок труда под влиянием искусственного интеллекта

РБК
Меренга-бой Меренга-бой

Немного времени и хороший миксер — залог успеха меренги

Bones
В диалоге с цветами В диалоге с цветами

Формы и стили, которые подчеркивают и по-новому показывают красоту цветка

Наука и жизнь
Елей: лей-лей, не жaлей Елей: лей-лей, не жaлей

В каких ситуациях вне храма может помочь чудодейственное масло — елей

КАНТРИ Русская азбука
Любовь наперекор Любовь наперекор

Haval H3 просто обречен на любовь – и плевать на законы физики

ТехИнсайдер
Россия по-итальянски Россия по-итальянски

Все подробности жизни и «невероятных приключений итальянца в России»

2Xplore
Как готовят будущих «айтишников» в столичных школах Как готовят будущих «айтишников» в столичных школах

Как помочь будущему айтишнику найти свое призвание

Наука и техника
И на стволах растут плоды И на стволах растут плоды

Одни фрукты, висят на ветвях, а другие забрались на стволы. Интересно, зачем?

Наука и жизнь
Цветы: цветики-цветочки Цветы: цветики-цветочки

Цветки всех мастей, скроенные вручную из самых разных материалов

КАНТРИ Русская азбука
Над поверхностью Земли Над поверхностью Земли

Существует целое сообщество людей, которым открыто все небо

2Xplore
Щи: вoт она, скрепа! Щи: вoт она, скрепа!

Щи случались на столах наших предков чаще, чем что-либо еще

КАНТРИ Русская азбука
Хайям Аминов: «Наша задача — изучить всю Енисейскую Сибирь» Хайям Аминов: «Наша задача — изучить всю Енисейскую Сибирь»

Хайям Аминов о карьере, бизнесе, сибирских продуктах и душе

Bones
Парадокс Спящей красавицы Парадокс Спящей красавицы

Возможно ли впасть в оцепенение на столетие и потом вернуться к жизни?

Вокруг света
Меледá, или девять связанных колец Меледá, или девять связанных колец

Эта головоломка с кольцами, надетыми на шпильку, известна во многих странах

Наука и жизнь
Открыть в приложении