Как меняются школы и вузы под влиянием искусственного интеллекта

РБКHi-Tech

От помощника в обучении до будущей профессии

Как меняются школы, вузы и образовательные онлайн-платформы под влиянием искусственного интеллекта

Беседовала Елизавета Пирогова

«РБК Тренды» задали экспертам «Яндекса» вопросы о том, как ИИ-инструменты помогают в процессе обучения:

  • Кто и как применяет искусственный интеллект в сфере образования сегодня?
  • Как может выглядеть взаимодействие искусственного и естественного интеллекта в сфере образования в будущем?
  • С чего начать и как организовать внедрение ИИ в образовательный процесс прямо сейчас?

Кирилл Баранников, руководитель направления стратегического развития высшего образования в «Яндекс Образовании»:

Искусственный интеллект — пожалуй, одна из самых обсуждаемых тем в последние два года в образовательной среде. ИИ действительно способен изменить жизнь в вузах. Например, на базе генеративных технологий уже начали запускаться «умные» ассистенты. Политехнический университет Гонконга с середины прошлого года запустил приложение PolyU GenAI App. GPT-бот помогает писать деловые письма, резюмировать и переводить тексты, генерировать код.

Или другой пример: университеты начинают по-другому оценивать работы, которые сделаны с помощью ИИ. В России МГПУ стал одним из первых вузов, который официально разрешил использовать GPT-инструменты. Высшая школа экономики совместно с «Яндексом» первая разработала особый формат выпускной квалификационной работы, созданной в кооперации с YandexGPT. Это уникальный опыт, когда университет сам дает студентам возможность использовать ИИ для решения пула задач — собирать, анализировать и суммировать данные, оформлять работы, генерировать изображения, подготавливать аннотации, освобождая время на творческие задачи.

В ближайшем будущем одним из сценариев может стать использование ИИ в качестве компаньона. В образовании это могут быть как помощники студента, так и ассистенты преподавателя. Например, ИИ-помощники могут генерировать учебные материалы — тексты, изображения, схемы, учебные кейсы. При этом человек получит возможность сфокусироваться на постановке целей, проверке качества, оценке эффективности внедрения новых методов. Фактически ключевой станет роль преподавателя-проектировщика. Так он сможет больше времени уделять нерутинным педагогическим и исследовательским задачам и освободит больше времени на взаимодействие со студентами.

Стартовой точкой для начала использования ИИ может стать ответ на вопрос: «Как это улучшит опыт студентов, преподавателей и исследователей?»

Начать можно с развития ИИ-грамотности студентов и преподавателей. Она включает в себя основы промптинга (общение с большими языковыми моделями), навыки фактчекинга, проверку валидности и применимости результатов нейросети, этику использования генеративных инструментов. Не забудьте договориться внутри команды вуза, в каком объеме и для каких задач студенту уместно использовать ИИ-инструменты. Университеты — это сложные и живые организмы, и внедрение ИИ должно происходить бережно и вдумчиво.

Искусственный интеллект становится не только помощником в обучении, но и предметом исследования, будущей профессией. Только за это лето мы открыли несколько новых программ в этой области. Среди них аспирантура по искусственному интеллекту с уклоном в практику в ИТМО и НИУ ВШЭ, AI360 — первый в России бакалавриат для создателей ИИ-технологий будущего от «Яндекса» и «Сбера». Программа доступна в ведущих вузах страны — ИТМО, НИУ ВШЭ, МФТИ и Университете Иннополис.

Елена Краевская, CEO «Яндекс Учебника»:

Искусственный интеллект может помочь в персонализации школьного образования. Все, что касается обучения софт-скиллам — эмпатии, коммуникации, стрессоустойчивости, умения справляться с конфликтами, — это останется за учителем, потому что лучше человека этому никто не научит. Но там, где нужны «харды» — повторить материал, нагенерировать примеры для отработки навыка и проверить упражнения — в этом поможет персональный нейротьютор. Он может потренировать школьника, закрыть его пробелы, объяснить тему на жизненных примерах еще десятью разными способами, дополняя учителя.

Так, мы в «Яндекс Учебнике» сделали платформу по подготовке к ЕГЭ по информатике. Это тренажер на базе YandexGPT, который в формате диалога поможет ученику разобраться в теме, объяснит ошибки, напомнит пройденный материал. Это очень созвучно тому, что делает учитель на уроке. Есть и другие международные кейсы: например, проект Khan Academy, одна из самых крупных платформ по школьным предметам в мире, переведенная на множество языков. Команда проекта вместе со специалистами OpenAI тоже попробовала запустить диалоговый тьютор, но пока в закрытом тестовом режиме.

Чтобы внедрить искусственный интеллект в образовательный процесс, можно использовать уже существующие продукты. Например, можно придумать урок в формате дебатов и отправить учеников в «Алису» на базе YandexGPT генерировать аргументы и контраргументы. А после этого попросить их найти подтверждение информации в источниках — для тренировки критического мышления.

Илья Курмышев, CEO «Яндекс Практикума»:

Главная задача онлайн-образования — помогать студентам достигать своих целей, например осваивать профессию или расти в карьере. В «Практикуме» мы первые в IT-образовании внедрили и активно применяем две функции на базе GPT: «Уточнить у нейросети» и «Краткий пересказ». Нейросеть может иначе объяснить студентам сложный момент из теории или сделать выжимку из пройденного материала для повторения тем. У нас учатся студенты с очень разным бэкграундом: у кого-то есть математическое образование, а кто-то окончил девять классов и пошел работать. Нам важно, чтобы каждый студент мог разобраться в новой теории и оперативно получить ответ на вопросы.

Самое интересное, что студенты используют GPT не только так, как мы задумали, но и для других задач.

К примеру, один наш студент попросил нейросеть порекомендовать тренажеры для изучения Git — программы для разработчиков. То есть использовал YandexGPT вместо привычного поисковика.

ИИ в обучении — это не замена преподавателя, а его усиление. С помощью ИИ можно адаптировать теорию под темп и уровень студентов, быстро отвечать на вопросы, связанные с теорией, подсвечивать ошибки и помогать их решать — это все про помощь наставнику и освобождение его времени на более креативные и сложные вопросы. Так, у нас в «Практикуме» студент никогда не остается один на один в обучении, рядом с ним куратор, наставник и другие студенты.

Чтобы внедрять ИИ в образовательный процесс, важно работать с барьером и скепсисом, а для этого нужно все больше и больше практики.

Фото: пресс-служба «Яндекс Образования» / пресс-служба «Яндекс Учебника»

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Учебная тревога Учебная тревога

Как устроена система образования в странах Азии и почему она вызывает опасения

РБК
Виталий Алтухов: «Врачи, педагоги, инженеры — они никуда не денутся» Виталий Алтухов: «Врачи, педагоги, инженеры — они никуда не денутся»

Виталий Алтухов о тонкостях профориентации и карьерного трека

РБК
«Евгений Онегин» и «Онегин-блюз» «Евгений Онегин» и «Онегин-блюз»

Михаил Цитриняк о том, сколь творчество А.С. Пушкина созвучно нынешним временам

Знание – сила
А музы не молчат А музы не молчат

Литература и кино в годы Первой мировой войны

Знание – сила
1000 км до рассвета 1000 км до рассвета

Покорители Северного полюса делятся секретами выживания в экстремальных условиях

2Xplore
Мир до Александра. Путешествие начинается… Мир до Александра. Путешествие начинается…

Древний мир, каким его знали греки в канун рождения македонского царевича

Знание – сила
Яичница-глaзунья Яичница-глaзунья

Самое простое и самое великое, что можно представить в кулинарии, – это яйцо

КАНТРИ Русская азбука
Загадочные и грозные посланцы облаков Загадочные и грозные посланцы облаков

Издавна ученые пытались докопаться до сути этого стихийного явления — молнии

Наука и техника
Грамотный подход Грамотный подход

Об особенностях яхтенного детейлинга в беседе с Александром Трощинко

Y Magazine
Из нефти в «нефть» по-менделеевски Из нефти в «нефть» по-менделеевски

Можно ли найти более экологичный и выгодный способ утилизации пластика?

Наука и жизнь
Время собирать камни Время собирать камни

Топ мест в России, где можно увидеть самые захватывающие валуны

2Xplore
Россия и Африка на пути к сотрудничеству Россия и Африка на пути к сотрудничеству

Зачем нам надо изучать Африку как можно лучше и глубже?

Знание – сила
Вы рыбов продаете? Красивое! Вы рыбов продаете? Красивое!

Несколько приятных мест для речного отдыха и этичной рыбалки

2Xplore
«Нaполеон» «Нaполеон»

Еще один псевдопарижанин, павший в бою наших представлений о европейской кухне

КАНТРИ Русская азбука
Семейная история Семейная история

Почему верфь, известная судами для нужд военных, перешла к выпуску парусных яхт?

Y Magazine
О строении нашей галактики О строении нашей галактики

Не все знают, что у Млечного Пути есть два диска со спиральными рукавами

Наука и техника
«Академикам-медикам не нашлось места в зале общего собрания» «Академикам-медикам не нашлось места в зале общего собрания»

Исполнилось 80 лет со дня основания медицинской академии наук СССР

Наука
Мечта сталкера Мечта сталкера

За кораблями, крабами и суровой природой Кольского

2Xplore
Рационализаторская и изобретательская деятельность: влияние на инновации и производство Рационализаторская и изобретательская деятельность: влияние на инновации и производство

Особенности и отличия рационализаторской и изобретательской деятельности

Наука и техника
Умные полимеры в медицине Умные полимеры в медицине

Что такое умные полимеры и почему их использование в медицине так важно?

Наука и жизнь
Цукаты Цукаты

Рассказываем, как, где и когда возникла идея засахаривать фрукты

КАНТРИ Русская азбука
Заливная рыба Заливная рыба

Как сделать заливную рыбу не гадкой? Рассказываем!

КАНТРИ Русская азбука
Продуманный подход вместо запретов Продуманный подход вместо запретов

Собравшиеся на форум ученые и врачи обсуждали проблематику табакокурения

Наука
Вaренье из сосновых шишек Вaренье из сосновых шишек

Питаться шишками каждый день не будешь, но иногда – в самый раз!

КАНТРИ Русская азбука
Оттенки неба Оттенки неба

Существует ли преломление воздуха? Откуда ночью синева и даже желтые оттенки?

Знание – сила
Блины Блины

Блины для нас – это и наше солнце, и целая Вселенная

КАНТРИ Русская азбука
Съестнoе, которого больше нет Съестнoе, которого больше нет

Буква «ъ» – хороший повод поговорить об утраченном, в том числе и в кулинарии

КАНТРИ Русская азбука
Мой прадед, участник Великой войны Мой прадед, участник Великой войны

История генерал-майора Владимир Астафьев, типичного русского офицера

Знание – сила
Эчпочмак Эчпочмак

Иногда визитная карточка может быть и треугольной!

КАНТРИ Русская азбука
Как выбрать лучший парашют? Как выбрать лучший парашют?

Как определить оптимальную форму парашюта для системы спасения полезного груза?

Наука и техника
Открыть в приложении