Попали в сети
В этом году Farfetch отмечает юбилей — ровно десять лет назад португальский программист Жозе Невеш создал онлайн-платформу, которая объединила сотни дизайнеров и бутиков со всего мира. Жозе рассказал РБК о выходе на Ближний Восток и о том, что лучше всего продается в интернете
Как вы думаете, сможет ли онлайн-шопинг со временем заменить офлайн?
— Не думаю, что такое произойдет. Мода — это не видео и не музыка, которые могут существовать в виртуальном мире. Всегда есть такой момент — покупателю хочется зайти в магазин, погрузиться в его атмосферу, потрогать ткань, примерить несколько вариантов и получить консультацию продавца. Особенно это касается премиальных брендов. Именно по всем перечисленным причинам онлайн сейчас — это всего лишь 10% продаж, а офлайн — 90%. В чем я точно уверен, что офлайн начнет работать по другим схемам. К примеру, у бутиков складские комнаты находятся тут же при магазине, и, если покупатель не находит своего размера в зале, у продавца уходит очень много времени на поиски — на этом складе или в другом магазине. Но реальность такова, что покупатели не готовы ждать. Сейчас все происходит быстро — за 30 секунд можно забронировать столик в ресторане, заказать такси или купить билет на самолет. Никто не готов ждать.
— Чем платформа Farfetch отличается от других онлайн-магазинов?
— Прежде всего мы онлайн-витрина, онлайн-агрегатор, то есть мы не закупаем товары у брендов, а служим площадкой для их представления. Второе отличие — наш огромный выбор. На сегодняшний день мы собрали более 800 лучших бутиков и 300 дизайнеров со всего мира. Мы даем нашим покупателям доступ к такому широкому ассортименту, которым не могут похвастаться зачастую даже флагманские магазины. К примеру, если вы не нашли платье своего размера в Европе, то наша система найдет его для вас где-то еще и доставит. Причем это может быть Китай или Лос-Анджелес, но вы этого не заметите, поскольку цена и срок доставки будут те же.
— За что еще Farfetch любят покупатели?
— Помимо большого выбора, за сервис. У нас быстрая доставка и бесплатный возврат, VIP-сервис и консьерж-служба. И что еще важно — весь сервис на родном языке покупателя.
— Было сложно десять лет назад, когда вы только придумали Farfetch, доносить идею платформы до производителей и владельцев магазинов?
— Да, было сложно. Фешен-индустрия очень медленная, и то, как она осуществляет свою деятельность сейчас, не сильно изменилось за это время. Все идет своим чередом — неделя моды, показы, закупки в шоурумах на следующий сезон. Единственная вещь, которая действительно повлияла на ход событий, — это интернет. В это трудно поверить, но у большинства крупных люксовых брендов онлайн-магазины появились всего лишь три года назад. Но их можно понять — Prada, Celine, Bottega Veneta продают не просто вещи, а стиль жизни. Но в последнее время даже самые консервативные марки стали понимать, как важно быть представленными в онлайне.
— В мае вы открыли свое представительство в Дубае. Ближний Восток — довольно сложный рынок, как вы планируете его завоевывать?
— Действительно, рынок сложный, и при этом он является одним из самых крупных в индустрии моды и люкса. Мы начали с того, что запустили сайт на арабском языке, уже заручились поддержкой локальных инфлюенсеров, планируем выпускать капсульные коллекции.
— Что сейчас продается лучше всего на Farfetch?
— На первом месте одежда, на втором — обувь, на третьем — сумки. И потом уже идет все остальное.
Фото: DR