Наблюдается новый рост антропогенного воздействия на атмосферу

РБКJamiyat

Потепление вышло из изоляции

После снижения выбросов парниковых газов во время ограничений, вызванных коронавирусом, наблюдается новый рост антропогенного воздействия на атмосферу.

Текст: Марина Журавлева

Снижение воздействия на окружающую среду в результате замедления экономической активности стало чуть ли не единственным положительным эффектом пандемии COVID-19, отмечают авторы Индекса прогресса по Целям устойчивого развития (SDG Index — Sustainable Development Goals Index) компании SDSN и немецкого Фонда Бертельсмана.

По данным журнала Nature Climate Change, в результате глобального локдауна авиасообщение в среднем сократилось на 75%, деятельность наземного транспорта — на 50%, промышленности и госсектора — на 35 и 33% соответственно, активность в энергосекторе снизилась на 5%. К началу апреля ежедневные глобальные выбросы диоксида углерода (СО2), с накоплением которого в атмосфере наряду с другими парниковыми газами (ПГ) связывают возникновение парникового эффекта и потепление климата, снизились в среднем на 17% по сравнению со средним значением 2019 года. В отдельных странах снижение выбросов во время ограничительных мер, направленных на предотвращение распространения вируса, достигало 26%.

В крупных городах мира резко улучшилось качество воздуха. В европейских городах уровень концентрации диоксида азота (NO2) в марте и апреле упал на 45–50% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, приводят результаты анализа данных со спутника Copernicus Sentinel-5P эксперты Королевского нидерландского метеорологического института.

В Москве, где основным источником загрязняющих веществ является автотранспорт (на него приходится около 90% всех выбросов), по данным ГПБУ «Мосэкомониторинг», в период с 30марта по 20 мая концентрации оксида углерода (СО), диоксида азота и взвешенных веществ РМ10 (мелкодисперсной пыли) вблизи автотрасс были в полтора раза ниже обычного уровня, оксида азота (NO) — в 2,2 раза. В жилых зонах уровень оксида углерода снизился в 1,4 раза, диоксида азота — в 1,8 раза, диоксида серы (SO2) — в 2,1 раза, оксида азота — в 2,2 раза, РМ10 — в 1,6 раза.

Ограничения на передвижение для сдерживания COVID-19 могут сократить глобальные грузовые перевозки на 36% к концу 2020 года — такие оценки влияния пандемии на транспортную отрасль приводят в Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В результате сокращения экономической активности только в транспортной отрасли выбросы диоксида углерода сократятся на 28%. Выбросы углекислого газа от национальных и международных грузовых перевозок могут уменьшиться на треть от объемов выбросов, прогнозируемых без воздействия пандемии, от городских грузовых перевозок — на 14,5%. Наибольшее сокращение грузоперевозок — более чем на 50% — и, соответственно, более серьезное снижение выбросов диоксида углерода — на 54% — ожидается в России и Центральной Азии.

Чуда не произошло

Однако проблема изменения климата связана не с величиной выбросов СО2 в конкретный момент времени, а с накопленной за десятилетия промышленной деятельности человека концентрацией парниковых газов в атмосфере, отмечает старший аналитик Центра энергетики Московской школы управления «Сколково» Юрий Мельников.

Эта концентрация продолжает расти, говорит он: в августе 2018, 2019 и 2020 годов она составляла 407, 410 и 412 ppm соответственно (для условий обсерватории «Мауна-Лоа» на Гавайях). «По аналогии с бассейном, если он уже почти переполнен и переливается, то недолгое прикрытие наполняющего его крана на 25% не даст значимого эффекта. Кран нужно перекрывать полностью», — говорит Юрий Мельников.

Изменение климата не остановилось из-за COVID-19, констатируют представители Всемирной метеорологической организации (ВМО) со ссылкой на межведомственный доклад ведущих научных организаций United in Science 2020: «После временного снижения выбросов, вызванного мерами защиты от COVID-19 и спадом экономической активности, они вновь стали приближаться к допандемическим уровням».

К началу июня этого года глобальные ежедневные выбросы CO2 от ископаемых видов топлива в энергетике и промышленности в основном вернулись на уровень в пределах 5% (1–8%) ниже уровня 2019 года — тогда он достиг 36,7 гигатонны (Гт), что на 62% выше уровня выбросов в начале переговоров по изменению климата в 1990 году, по данным ВМО.

Текущие выбросы CO2 и метана несовместимы с целевыми показателями Парижского соглашения (ограничение роста температуры уровнем 1,5 градуса), уверено научное сообщество.

Период 2016–2020 годов может стать самым теплым периодом в истории наблюдений, говорят в ВМО: глобальная температура будет на 1,1 градуса выше показателя доиндустриальной эпохи (1850–1900 годы) и на 0,24 градуса выше средней глобальной температуры в 2011–2015 годах. На обширных площадях Сибири в первой половине 2020 года наблюдалась продолжительная волна тепла, которая маловероятна без антропогенного изменения климата, отмечают наблюдатели.

Потепление климата приводит к ускорению повышения уровня моря, что оказывает каскадное воздействие на экосистемы и безопасность человека. Растут риски, напрямую связанные с жизнью и здоровьем людей, отмечает Юрий Мельников, в том числе риск роста заболеваний, связанных с волнами жары и холода, загрязнением воды и пищи, переносом инфекций. Кроме того, возникают миграционные риски, риски продовольственной безопасности (засухи и опустынивание земель в основных земледельческих районах России), а таяние вечной мерзлоты нарушает безопасность инфраструктуры — зданий, трубопроводов, дорог и т.д.

По данным ВМО, к 2050 году число людей, подверженных риску наводнений, увеличится до 1,6 млрд человек (сейчас — 1,2 млрд). При этом число людей, проживающих в районах, потенциально сильно нуждающихся в питьевой воде, увеличится с 1,9 млрд в начале — середине 2010-х годов до 3,2 млрд. Согласно прогнозам, изменение климата приведет к увеличению числа регионов, испытывающих нехватку воды, и усугубит ее дефицит.

Вызов времени

В течение последнего десятилетия общий объем выбросов парниковых газов увеличивался на 1,5% в год, говорится в Докладе о разрыве в уровнях выбросов 2019 года Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП). Общий объем ежегодных выбросов парниковых газов, в том числе вследствие изменений в землепользовании, в 2018 году достиг рекордного уровня 55,3 Гт эквивалента CO2.

К четырем основным источникам выбросов парниковых газов авторы доклада относят Китай, США, 28 стран Евросоюза и Индию: на эти государства приходится более 55% общих выбросов за последние десять лет (не считая выбросов в результате, например, обезлесения).

Наибольшая доля выбросов приходится на энергетический сектор и выбросы ископаемого топлива, далее следуют промышленность, лесное хозяйство, транспорт, сельское хозяйство и строительство.

Мировой спрос на энергоносители в этом году снизится на 6%, ссылаются в «Сибуре» на данные Международного энергетического агентства. Это приведет к сокращению выбросов парниковых газов в годовом выражении на 4–8%, или около 2–3 млрд т, говорят в компании. Для сравнения: во время глобальной рецессии 2008–2009 годов этот показатель составил лишь 450 млн т.

При этом для достижения целей Парижского климатического соглашения сокращение выбросов, аналогичное сегодняшнему, необходимо поддерживать ежегодно, что достижимо только путем внедрения чистых технологий, говорят в «Сибуре».

Ни одна из войн, рецессий или пандемий раньше не оказывала такого драматического влияния на выбросы парниковых газов, отмечают в «Сибуре». В ближайшие несколько лет станет понятно, по какому сценарию могут развиваться события и готовы ли государства и бизнесы восстанавливать экономику на основе «зеленых» технологий. Так, например, при выходе из рецессии конца первого десятилетия нового тысячелетия произошел резкий скачок выбросов — на 6% в 2010 году.

Резкое снижение экономической активности — стресс для экономики и социальной сферы, говорит директор программы «Зеленая экономика» WWF России Михаил Бабенко. Чтобы рост благосостояния не приводил к увеличению нагрузки на окружающую среду, по его словам, необходима смена модели производства и потребления. А это так быстро вряд ли произойдет, и при подходе business as usual с восстановлением экономической активности на прежние уровни вернется и загрязнение.

«Зеленый» курс

Евросоюз уже заявил о том, что восстановление экономики после пандемии должно иметь «зеленый» фокус и достижение климатической нейтральности, которое оценивается в €750 млрд, является одним из ключевых пунктов плана ЕС по восстановлению.

В декабре прошлого года ЕС принял «Зеленый пакт для Европы» (Green Deal), призванный превратить Европу к 2050 году в первый климатически нейтральный континент. В рамках документа предусмотрены различные меры, в том числе новые требования к поставщикам еврозоны, в частности введение углеродного налога на ввозимые на территорию региона товары, размер которого будет связан с объемами выбросов CO2 при производстве.

Глобальная промышленность и экономика в целом имеют технологический и ресурсный потенциал, для того чтобы разрешить противоречия между экономическими и экологическими целями, считает аналитик Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Нина Адамова. В 2019 году, по ее словам, в мировом энергопотреблении 60% пришлось на уголь и нефть. «Замещение их, например, природным газом, который в условиях развития рынка сжиженного природного газа и низких глобальных цен стал более доступным, — один из путей решения экологических проблем», — считает аналитик. Другой путь — продолжение развития и внедрения альтернативной возобновляемой энергетики, в которую в ближайшие десять лет, по различным данным, будет инвестировано $1–1,5 трлн (не включая гидроэнергетику).

Green Deal послужит спусковым крючком для аналогичных изменений в странах — торговых партнерах Евросоюза, уверен Юрий Мельников. В России, в частности, по его данным, 47% антропогенных выбросов парниковых газов приходилось на сектор электроэнергетики и теплоснабжения, еще 43% — на промышленность, сжигание топлива в транспортном секторе, а также на выбросы метана при добыче и транспортировке ископаемых топлив. Поэтому стране предстоит повышать энергоэффективность в этих секторах, наращивать доли низкоуглеродных источников в производстве тепловой и электрической энергии, развивать электрический (в том числе водородный) транспорт и декарбонизировать нефтегазовый сектор.

В «Сибуре», например, помимо традиционных решений рассматривают декарбонизацию как возможность развития новых, перспективных технологий прямого улавливания и использования СО2, пиролиза метана, замещения традиционного топлива водородом. «В том числе одним из направлений является утилизация СО2 в теплицы — мы рассматриваем такие опции, в том числе на территории Тюменской области», — отмечают в компании.

«Основа нынешней репатриации — инвестиционная»

Эли Гервиц, президент израильской русскоязычной адвокатской коллегии «Эли (Илья) Гервиц».

Цели устойчивого развития ООН — от климатических до социальных — широко известны, и все же в разных странах есть свои особенности, обеспечивающие стабильность и прогресс. В Израиле с его парадоксальностью во многих аспектах — взять хотя бы тот факт, что это страна чуть старше 70 лет со столицей, которой более 3000 лет, — основой устойчивости является мобильность людей. Израиль — страна меньшинств, при этом русскоязычное меньшинство является самым большим. И эта мозаичная общность позволяет стране стабильно развиваться в непростом окружении.

Какая эмиграция сегодня становится залогом развития Израиля? Мы, как крупнейшая в стране русскоязычная адвокатская коллегия, видим, что в страну едут не те, кто спасается от бедности, а те, кто ищет новые горизонты и вызовы. Основа нынешней репатриации — успешные, состоявшиеся люди, которые едут в Израиль за новыми возможностями. И ищут их на двух полюсах. Первый вид инвестиций самый консервативный — недвижимость. Она за последние 13 лет подорожала более чем вдвое. Второе направление — это хай-тек, конек экономики Израиля. Есть, конечно, в стране и обычное производство, но именно стены жилых домов и высокотехнологичные компании — главные магниты для многомиллионных инвестиций. Именно привлекательность жизни в стране и динамичный хай-тек позволяют Израилю быть центром устойчивого развития в нестабильном Ближневосточном регионе.

Доля стран в мировом выбросе парниковых газов

Источник: Программа ООН по окружающей среде. Доклад о разрыве в уровнях выбросов 2019 года

Фото: Getty Images Russia; пресс-служба

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Дублер человека Дублер человека

Что такое ИИ-агенты, как они устроены и на что способны?

РБК
Заполняя белые места на карте Заполняя белые места на карте

Некоторые ключевые вехи экспедиционной истории РГО

Вокруг света
Слово редактора Слово редактора

На самом деле, нет более открытых миру людей, чем яхтсмены

Y Magazine
Долгий путь от «учебки» к Победе Долгий путь от «учебки» к Победе

В минометной роте любили песни: о поэтах на фронте Отечественной войны

Знание – сила
Малыми силами Малыми силами

Автомобильная экзотика: Urban Hopper Twin и Mini Pickup Twin Kipper

Автопилот
Скромные великаны Скромные великаны

В Португалии больше потерь и сожалений об утраченном величии, чем приобретений

Seasons of life
Лихие 900-е Лихие 900-е

Как выглядит тест-драйв автомобиля Lynk & Co 900 в Китае для иностранных граждан

Автопилот
Лофт для леди Лофт для леди

Интерьер, базирующийся на эстетике индустриальных пространств, однако, воздушный

Идеи Вашего Дома
Ключи от города Ключи от города

Мы даем несколько «точек входа» в Лиссабон, которые помогут понять его

Seasons of life
«Ползи, улитка…» «Ползи, улитка…»

Куда деться от городской суеты? Создать город без суеты!

Вокруг света
Книга как искусство Книга как искусство

На протяжении долгих веков книга являлась главным хранителем информации

Знание – сила
Художники Художники

Рассказ Александра Маркова «Художники»

Знание – сила
Уютный аскетизм Уютный аскетизм

Интерьер в стиле софт-минимализм с органично вплетённой японской темой

Идеи Вашего Дома
Испанские авианосцы на мировом рынке Испанские авианосцы на мировом рынке

Что помогло определиться с основными требованиями к универсальному авианосцу

Наука и техника
Каким ты будешь, городской бус? Каким ты будешь, городской бус?

Ждать ли нам завтра электробусов в каждом городе?

Наука и жизнь
Нижний Новгород: без лишних слов Нижний Новгород: без лишних слов

Нижний Новгород – место, где «заезженные эпитеты» имеют право на жизнь

Вокруг света
Он пережил и многое, и многих… Он пережил и многое, и многих…

Петр Вяземский, князь. О нем вспоминают обычно в связи с А. С. Пушкиным

Знание – сила
Легендарный Понтий Пилат Легендарный Понтий Пилат

Так кто же он был, этот римлянин, взявшийся судить Иисуса?

Знание – сила
«Мои счастливейшие дни…» «Мои счастливейшие дни…»

Понятие гения места, «genius loci» – к Остафьево применимо как нельзя более

Знание – сила
Любовь к животным и санкции Любовь к животным и санкции

Почему рынок кормов — перспективное направление для инвестиций

Агроинвестор
Яркий кадр Яркий кадр

Заказчики этой квартиры оказались большими фанатами кино и поп-арта

Идеи Вашего Дома
Недолгий триумф «арийской физики» Недолгий триумф «арийской физики»

В какой тупик может завести себя наука, если станет служанкой нацизма

Знание – сила
Девятое искусство Девятое искусство

Французы и бельгийцы росли на комиксах до того, как это стало мейнстримом

Вокруг света
Коварный удар из-под земли Коварный удар из-под земли

«Холодная война» стала стимулом для неумеренных планов создателей оружия

Наука и техника
Последняя загадка Пушкина Последняя загадка Пушкина

«Пушкин и Погорелое Городище» – тема, вынесенная на периферию пушкинистики

Знание – сила
«Нечестная» игра Баше «Нечестная» игра Баше

Как найти выигрышную стратегию в игре Баше?

Наука и жизнь
Компьютерное зрение: когда роботы перестали тыкать пальцем в небо? Компьютерное зрение: когда роботы перестали тыкать пальцем в небо?

Зачем нужно компьютерное зрение и какие задачи оно решает в разных сферах

Наука и техника
Жизнь на колесах Жизнь на колесах

Вэнлайф в России – жизнь в поисках смысла, лета и новых впечатлений

Автопилот
Динозавры за Полярным кругом Динозавры за Полярным кругом

Как жили динозавры и их соседи в условиях крайнего Севера или Юга

Наука и техника
A Vida Portuguesa A Vida Portuguesa

«А вы уже были в A Vida Portuguesa?»

Seasons of life
Открыть в приложении