Предприниматели без границ
«В тот момент «надо ехать» было даже круче нынешнего «пора валить», — в разговоре с журналом РБК предприниматель Игорь Рябенький вспоминал массовую постсоветскую волну эмиграции из России. Говорит, что сам ехать никуда не хотел, «было неинтересно, хотел что-то тут делать». Но потом все же уехал — заставили интересы бизнеса. С тех пор прошло 27 лет, Рябенький жил и занимался бизнесом в пяти странах, стал инвестором новых компаний по всему миру и сейчас обосновался в Израиле. До тех пор, пока ему не захочется переехать куда-то еще.
Бизнесмен первой, «кооператорской» волны, Рябенький застал время, когда переезд в другую страну считался отчаянным поступком: выросшие в СССР люди воспринимали аббревиатуру ПМЖ как сожжение мостов, после которого назад пути нет. С тех пор выросли поколения людей, не знавших закрытой границы, — для них смена страны стала хоть и хлопотным, но обыденным приключением. Поток уезжающих жить и работать в другие страны за последние 30 лет стал привычным явлением, усиливаясь в те годы, когда в России случался очередной финансовый или политический кризис.
Но развитие интернета и связанных с ним отраслей бизнеса породило совершенно отдельную категорию людей — предпринимателей, специалистов, профессионалов — которые не хотят связывать свою жизнь с любой отдельно взятой страной. Их проекты связаны с мировой сетью, поэтому не привязаны к конкретной точке на карте, заниматься ими можно из любой страны мира, где есть интернет. Этих людей часто называют «цифровыми кочевниками» — для них дом там, где того требуют интересы дела и где комфортно жить. Перефразируя классику советского кино: они, конечно, иммигранты, но они — не иммигранты.
Тот же Игорь Рябенький начал бизнес в СССР, почти 20 лет руководил бизнесом в Австрии, три года жил и работал в США, теперь обосновался в Израиле, откуда инвестирует в проекты по всему миру и постоянно бывает в России — предпринимателем из какой страны его следует считать? Основатели стартапа Cinemood, ранее известного как «Мультикубик», нацелились на международную экспансию, поэтому с 2016 года живут между Россией и США, время от времени приезжая еще и в Китай, где расположено производство. Уроженец Латвии и человек без гражданства Алекс Ничипорчик из Голландии рулит компанией, выпускающей игры для России, стран СНГ и остального мира. Семья Либерманов изначально прославилась проектом для «Первого канала», а теперь работает в американской соцсети Snapchat.
Российские бизнесмены начали осваиваться за границей в начале 1990-х, но для абсолютного большинства из них «заграница» была местом для будущей пенсии, где пока можно купить особняк или яхту, поселить семью и заезжать время от времени. Масштабировать свой бизнес на весь мир или хотя бы перенести часть его за пределы России они не могут: он держит их здесь, как якорь, станок для печатания денег и одновременно проклятье, связывающее их по рукам и ногам, — бизнес с собой не увезешь, а без пристального внимания владельца он, как правило, обречен.
«Цифровым кочевникам» они должны завидовать — они и завидуют, вкладывая деньги в различные интернет-проекты в надежде получить новый статус и избавиться от «странового» проклятья. Есть большая выгода в том, чтобы построить бизнес в своей стране, обрасти всеми возможными связями и уметь решить любой вопрос. А кочевник сегодня здесь, завтра там, и кто знает, чем для него закончится новый день. Но для него нет границ, и он — свободен.
Фото: Александр Карнюхин для РБК