Природа изменений
Как глобальное потепление отражается на нашей жизни и образе мыслей
К концу века чашка кофе на завтрак может стать роскошью, как и бокал вина на ужин. Да и для ужина будет гораздо меньше мест: под воду уйдут некоторые города и даже страны. Чем грозит изменение климата и что уже попало под «горячую руку» глобального потепления?
Потери
Для зимних олимпиад не будет снега
К 2080 году лишь восемь городов из 21, где ранее проходили зимние Олимпийские игры, смогут принять их вновь. Такой прогноз станет реальностью, если выбросы парниковых газов в ближайшее время значительно не сократятся и останутся на нынешнем уровне.
Интересно, что, даже если цели Парижского соглашения будут выполнены и глобальное потепление удастся приостановить, только 12 бывших столиц зимних Игр снова смогут принять олимпийцев. Инсбрук, Скво-Вэлли, Гармиш-Партенкирхен, Осло, Сараево, Ванкувер, Шамони, Гренобль и Сочи для зимних видов спорта больше не подойдут. В Ванкувере (2010) и Сочи (2014) спортсмены уже жаловались на плохой снег и травмоопасные условия.
Открытые катки придется закрывать
Изменение климата влияет не только на места проведения Олимпийских игр, но и на возможности спортсменов готовиться к ним. Согласно прогнозам, в США к 2050 году на некоторых горнолыжных курортах сезон сократится вдвое. В Канаде к 2090 году количество дней для катания на коньках уменьшится на 34% в Торонто и Монреале и на 19% — в Калгари. И это в стране, где открытые катки — неотъемлемая часть местной культуры. Большая часть населения — взрослые и дети — играют тут в хоккей и считают его важной частью своей жизни. Но с каждым годом поддерживать катки в функциональном состоянии становится сложнее из-за растущих температур.
Жизнь на райских островах превратится в ад
Таяние ледников и повышение уровня Мирового океана уже привело, в частности, к тому, что в 2016 году пять необитаемых островов (размером от 1 до 5 га) архипелага Соломоновы острова буквально смыло морем. На шести других вода захватила большие участки суши, уничтожив на двух из них целые деревни. В начале 2020 года были полностью затоплены два необитаемых острова, входящих в состав индонезийской провинции Южная Суматра, эта же участь грозит еще четырем островам.
В ближайшие годы могут утонуть целые страны Тихоокеанского региона — Тувалу, Науру, Кирибати и некоторые части Маршалловых и Соломоновых островов. Только в этих странах проживают порядка 850 тыс. человек, которые уже задумываются о миграции в более возвышенные районы.
Исследователи представили, как будет выглядеть планета, если весь лед на полюсах и горных вершинах растает. По оценкам ученых, в этом случае уровень Мирового океана поднимется примерно на 65 м. Только в Европе, помимо Лондона и Венеции, под водой окажутся Дублин, Брюссель, Амстердам, Копенгаген, Стокгольм, Рига, Хельсинки и Санкт-Петербург; Стамбул затопит, а Черное и Средиземное моря сольются в одно.
Реки и моря могут остаться без рыбы
Изменение климата и загрязнение окружающей среды, развитие гидроэнергетики и чрезмерный вылов привели к резкому сокращению популяций мигрирующих пресноводных рыб. Лосось, форель, амазонский сом, европейский угорь, дорада и некоторые другие виды рыб обитают в одном месте, а размножаются в другом. Это заставляет их перемещаться между водоемами, условия в которых могут сильно различаться.
С 1970 года во всем мире исчезли 76% мигрирующих пресноводных рыб. Наиболее серьезная ситуация сложилась в Европе, где за последние 50 лет таких рыб стало на 93% меньше. В Латинской Америке и Карибском бассейне популяция сократилась на 84%.
При этом повышение температуры Мирового океана угрожает в целом 60% всех рыб в мире. Океан нагревается слишком быстро, чтобы морские жители успевали эволюционировать для выживания в меняющихся условиях.
Еда потеряет свою ценность
Еще в 2004 году журнал American College of Nutrition опубликовал исследование, в котором ученые проанализировали пищевую ценность 43 садовых культур. Данные Министерства сельского хозяйства США за 1950 год сравнили с показателями 1999-го. Оказалось, что за полвека содержание кальция, железа, витамина С, белка и других важных для жизни нутриентов в большинстве фруктов и овощей снизилось примерно на треть.
Тогда авторы решили, что подобное сокращение питательных веществ объясняется выбором не самых лучших сортов для дальнейшего разведения. Однако сегодня исследователи указывают на связь между потерей ценных компонентов и повышением концентрации углекислого газа в атмосфере.
Диоксид углерода запускает фотосинтез: он необходим растениям, как людям — кислород. Однако при избыточной концентрации СО2 овощи и фрукты начинают усваивать больше углеводов, сахаров и крахмалов в ущерб белку, железу, цинку и другим питательным элементам.
Согласно недавним исследованиям, уже к середине XXI века в продуктах будет наблюдаться катастрофическое снижение железа и цинка. В первую очередь это ударит по жителям развивающихся стран, где растительная диета составляет значительную часть их рациона. Только через одну культуру, рис, чрезмерные выбросы СО2 могут повлиять на здоровье 600 млн человек.
Эспрессо и капучино станут новой роскошью
К 2050 году вдвое сократятся территории, пригодные для выращивания кофейных деревьев. Также есть риск, что к 2080-м годам это растение может полностью исчезнуть в дикой природе. Условия для выращивания кофе весьма специфичны: ему нужна стабильная температура от 17 до 23 градусов и обильные осадки. В особенности капризна арабика, на долю которой приходится 70% мирового производства кофе.
Из-за повышения минимальной температуры только в Танзании урожайность кофе сократилась с 1960-х годов на 50%. От производства кофе в этой стране зависит жизнь 2,4 млн человек. Кроме того, жара создает благоприятную среду для размножения вредителей и распространения болезней на кофейных фермах. В 2012 году от ройи — кофейной ржавчины — пострадала половина плантаций Центральной Америки, а некоторые производители в Гватемале потеряли 85% урожая. Тогда общий ущерб для региона составил около $500 млн, 350 тыс. человек остались без работы. Всего в производстве кофе и его экспорте заняты более 120 млн человек из 70 не самых богатых стран. Большая часть производителей — мелкие фермеры. В одиночку они неспособны адаптироваться к более жаркому и нестабильному климату.
Найти истину в вине будет сложнее
Климатический кризис сильно ударит и по Средиземноморью. Согласно отчету компании McKinsey, в Италии, Португалии, Испании, а также в некоторых регионах Греции и Турции количество осадков в теплый сезон уменьшится на 10% к 2030 году и на 20% — к 2050-му. К середине XXI века засуха может сохраняться в этих районах не менее шести месяцев в году. Многие страны будут испытывать острую нехватку воды, а уже сегодня водный стресс чрезвычайно высок в Марокко и Ливии. Все это повлияет на туризм и сельское хозяйство.
Основной тепловой удар придется на винодельческие районы, поскольку виноградные лозы капризны и чувствительны к колебаниям температуры и осадков. Определенные сорта перестанут расти там, где они процветают сейчас. Например, к 2050 году может пропасть мерло из Бордо. При таких условиях к середине века в Италии, Испании и Португалии винное производство грозит сократиться в несколько раз. Эксперты заявляют, что Средиземноморью стоит немедленно разработать план по адаптации к будущим изменениям. В противном случае климатический кризис лишит сотни миллионов людей привычного уровня жизни, а мировую экономику — триллионов долларов.
Климат «подогревает» конфликты и войны
Исследование Международного института прикладного системного анализа выявило связь между климатом и политикой. Авторы утверждают, что изменение климата — как минимум одна из причин народных восстаний 2010–2012 годов в Тунисе, Ливии, Йемене и других странах «арабской весны».
В качестве отдельного примера ученые рассматривают ситуацию в Сирии, где революция переросла в полномасштабную гражданскую войну. По мнению экспертов, к такому развитию событий привело повышение средних температур в регионе. Из-за затяжной засухи, оскудения почв и дефицита пресной воды сирийцы несколько лет подряд собирали плохой урожай, что заставило сельских жителей переселиться в города. В конце 2000-х годов 60% крестьянских хозяйств в стране пришло в упадок, 80% скота пошло под нож, а 1,5 млн человек (около 7% довоенного населения) сменили место жительства. Тогда города оказались перенаселены, люди не могли найти работу и жилье, росли цены. Все эти события привели к недовольству, протестам, политическому противостоянию, а затем к войне и миллионам беженцев.
Приобретения
Климатический кризис уже серьезно сказывается на жизни общества. Однако он не только разрушает привычный ход вещей, но и меняет наше мировоззрение, государственную политику и бизнес-процессы в лучшую сторону, формируя новую систему отношений между человеком и планетой.
Парижское соглашение
Это договор, принятый на конференции ООН в 2015 году. Участники соглашения (на данный момент 189 стран) обязуются сократить выбросы парниковых газов, адаптироваться к климатическим изменениям, перейти на безуглеродную экономику и наладить обмен зелеными технологиями. Основная цель — не допустить превышения среднегодовой температуры на планете более чем на 2°С от доиндустриального уровня и сделать все возможное для удержания потепления в пределах 1,5°С в текущем столетии.
Цели устойчивого развития (ЦУР)
ЦУР представляют собой план гармоничного развития общества и планеты, принятый ООН в 2015 году на последующие 15 лет. Устойчивое развитие, при котором удовлетворение потребностей нынешнего поколения происходит без ущерба для потомков, базируется на трех китах: экономическом прогрессе, социальном благополучии и охране окружающей среды. Всего сформулировано 17 взаимосвязанных целей — от искоренения бедности и голода до сокращения неравенства и сохранения природных экосистем.
Углеродная нейтральность
Это то, к чему стремятся компании и крупные корпорации в рамках Парижского соглашения. Этот термин означает, что промышленные выбросы парниковых газов сведены к нулю или компенсированы. Самым эффективным способом считается прямое сокращение эмиссий при производстве и транспортировке продукта, но им мало кто пользуется, так как он ведет к экономическим потерям. Более популярный метод — компенсация выбросов за счет спонсирования экоинициатив: посадка деревьев, восстановление океанических экосистем, поддержка технологических проектов по захвату СО2 и метана из атмосферы.
Шеринг-экономика
Речь идет о модели потребления, основанной на совместном использовании товаров или услуг. Принцип «пользоваться, когда нужно», а не «владеть» позволяет сократить экослед и сохранить ресурсы планеты. «Расшарить» можно жилье, офис, автомобиль, любые предметы и даже деньги и навыки. В XXI веке давняя традиция делиться с другими выросла до невиданных масштабов благодаря соцсетям. Коллективное пользование помогает снижать объемы потребления, не тратить ресурсы на производство, транспортировку, продажу и дальнейшую утилизацию товаров.
Экомаркировки
Эти «знаки отличия» выдаются лишь тем продуктам, которые прошли строгую процедуру сертификации. Специальный знак на этикетке — это гарантия прозрачной работы бизнеса и его соответствия стандартам органического производства или принципам устойчивого развития. У каждой маркировки свое значение. Одни указывают, что сырье получили «натурально», без пестицидов и синтетических удобрений. Другие говорят про разумное использование ресурсов, сокращение отходов, бережное отношение к экосистемам и защиту прав работников.
Zero Waste
Концепции нулевых отходов придерживаются экосознательные граждане. Zero Waste превратился в мировое движение, смысл которого — в максимальном сокращении мусора. В основе лежит принцип 3R: reduce, reuse, recycle — снижение потребления, повторное использование предметов и переработка отходов. Zero Waste приветствует переход на многоразовое: тканевые сумки вместо пакетов, свой стакан для кофе, мешочки для товаров на развес и пр.
Фото: EPA / ТАСС; Zhengtao Tang / Unsplash
Источники: American College of Nutrition, Environmental Health Perspectives, IOP Publishing, McKinsey, National Geographic, Science, Science Advances, Springer, The Atlantic, The Climate Institute, The Guardian, The International Institute for Applied Systems Analysis, The Lancet, The New York Times, The Straits Times, University of Waterloo, Wiley Online Library, World Fish Migration Foundation, WWF