Производство талантов
Дефицит средств и других ресурсов, который мы наблюдаем сейчас в России, должен заставить ответственных за инновационное развитие страны определиться с приоритетами. Нельзя размывать усилия на десятки институтов развития, не надо копировать Кремниевую долину, нужно потратить деньги и время максимально эффективно
Сергей Белоусов, венчурный инвестор
Сергей Белоусов — выпускник Московского физико-технологического института (МФТИ). Основатель и CEO компании Acronis. Председатель совета директоров компании Parallels. Венчурный инвестор. Глава попечительского совета Российского квантового центра, председатель попечительского совета Новосибирского госуниверситета (НГУ). Гражданин Сингапура
Сейчас в России зарплата $1000 опять стала считаться неплохой, и далеко не все качественные специалисты уехали. При такой стоимости и доступности ресурсов создавать инновации просто. Голь на выдумки хитра, а выдумки — это и есть инновации.
Самые крутые технологические компании России были созданы в 1990-е и 2000-е годы—институтов развития и инвестиций не было, зато были сформированные еще советской наукой и образованием талантливые люди. И поэтому вкладываться надо в развитие талантов, которые создадут инновации и подготовят новые таланты.
Как это сделать? Выбрать не более трех групп направлений, которые в ближайшие 10−25 лет сильно вырастут по деньгам. Специалисты, технологии, стартапы по этим направлениям должны быть востребованы не только в России, но и в мире. Вот что мне кажется достойным внимания:
Первая группа — компьютерные науки.
- Кибербезопасность.
- ИИ и машинное обучение.
- Программирование как наука.
- Робототехника и автономное машиностроение.
Вторая группа — фундаментальная физика с немедленным прикладными потенциалом.
- Новые и «умные» материалы.
- Квантовые технологии.
Третья группа — технологическая трансформация человеческой деятельности.
- Цифровое здоровье.
- Цифровой спорт.
- Цифровые технологии в бизнесе и менеджменте.
- Технологии в искусстве и дизайне.
- Технологии в государственном управлении.
По всем 11 направлениям у России хорошие позиции, которые можно усиливать. Нужен лишь ряд конкретных действий. Например, выбрать 10 сильных университетов и в каждом создать по 30 научных групп. В таких университетах должны быть независимые научные советы с приглашенными мировыми лидерами в своих областях. На это больших затрат не потребуется. Основной интерес участников подобных советов не в деньгах, а как раз в престиже и доступе к талантам.
Стоимость одной подобной группы, например, в компьютерных науках — $300−500 тыс. в год. Эта сумма включает в себя подготовку кандидатов и докторов наук, их международную сертификацию, участие в командировках, коллабо рациях и форумах. 300 групп обойдутся в $90−150 млн в год. Добавив сюда административное сопровождение и маркетинговые расходы, получаем $150−250 млн в год — на всю страну!
Маркетинг образования и науки
Талантливые люди всегда в движении, поэтому «утечка мозгов» — это естественный процесс. Если часть мозгов уезжает, можно привозить на их место мозги из других стран. И даже от тех, кто уедет, будет польза. Более 90% мировых мозгов живут в условиях, намного хуже, чем в России. Этих людей можно и нужно использовать для того, чтобы сделать российскую науку и образование лучше. Для этого потребуется следующее.
- Преподавание на английском и улучшение знания языка преподавателями и студентами.
- Целенаправленный маркетинг российского образования и науки на мировом рынке, включая не только развитые страны. Наука и образование — товар, его надо экспортировать. Это не только приносит деньги, но и делает сам товар более конкурентоспособным. МФТИ нужно конкурировать не с МГУ, а с Мюнхенским или Мельбурнским университетами.
- Коллаборации и кампусы за рубежом для максимального охвата зарубежных студентов и создание кампусов иностранных университетов в России.
- Дистанционное и адаптивное обучение и сертификация зарубежных студентов. Такие проекты в России уже есть, например, Stepik.
Эти действия позволят российской науке и образованию выйти на международный рынок, который сейчас оценивается более чем в 5 трлн долларов, а к 2030 году вырастет до 10 трлн.
На науке и образовании можно зарабатывать частному бизнесу. Для этого потребуется стандартный пакет простых мер: четкое регулирование рынка; упрощенная сертификация частных вузов и школ, особенно научно-технологического профиля; частичная приватизация школ и университетов; грантовая система поддержки образовательных стартапов; льготы для образовательных проектов; маркетинг инициативы.
В советское время одним из мест, где люди могли найти себя, были наука и образование. Сейчас прекрасный момент, чтобы опять направить талантливых людей и энергию предпринимателей именно в эту область. Вложение в стартапы может оказаться более эффективной инвестицией средств бюджета чем, например, поднятие сельского хозяйства.
Инструменты коммерциализации и развития
За последние 10 лет в России было создано огромное количество инструментов коммерциализации и развития инноваций:
- бизнес-инкубаторы
- акселераторы
- особые экономические зоны
- инвестиционные фонды, бизнес-ангелы
- фонды и организации, дающие гранты
- государственные инициативы
- коворкинги, бизнес-парки
- клубы и менторские программы
- регулярные конференции, соревнования, форумы
Это значит, что появилось достаточно специалистов и организаций, которые нужно каким-то образом директивно привлечь или переманить в университеты.
Целевая группа направления этих инструментов — студенты старших курсов, молодые кандидаты наук, постдоки, которые могут делать хорошую науку, но при этом хотят иметь возможность зарабатывать.
Для университета курирование стартапов может стать одним из основных источников дохода, вуз может и должен начать зарабатывать на талантах, которые производит. Стоимость учителя или ученого/преподавателя для университета сравнительно невелика, а хорошее образование и наука мирового уровня стоят дорого.
Главное, чтобы было понятно, что в этой области можно хорошо зарабатывать и престижно работать!