«Прозрачные методы работы коллектора защищают и должника, и кредитора»
О том, почему в пандемию растут долги бизнеса и как минимизировать риски неплатежей, РБК+ рассказал генеральный директор ООО «ЭОС» Антон Дмитраков.
Насколько сегодня актуальна для бизнеса проблема задолженностей со стороны контрагентов, в том числе при трансграничных расчетах?
Это общая пандемическая тенденция, задевшая весь бизнес, неважно, локальный или международный. Нарушаются цепочки платежей. Возникают проблемы с платежеспособностью контрагентов, которые не дождались поставок и из-за этого не выполнили своих обязательств. Характерная для кризиса ситуация.
Какие механизмы урегулирования задолженности в таких условиях показывают наибольшую эффективность?
ЭОС, как международная компания в этом вопросе, — помощник бизнесу. В том числе и компаниям-должникам. Мы — дочерняя компания немецкого концерна Otto Group и располагаем значительными фондами, чтобы выкупать задолженность. Мой 15-летний опыт в индустрии показывает, что это эффективнее аутсорсинга. Когда агент работает по корпоративному взысканию, ему постоянно звонит заказчик: ну что, как дела? При этом в доброй половине случаев заказчик свой договор с должником заключал «на коленке». Но это, скажем так, трудности для коллектора. Однако, если он их преодолел и взыскал имущество должника, неожиданная головная боль может настичь и заказчика. Зачем ему, к примеру, взысканная фабрика в Эквадоре?
А зачем она коллекторской компании?
У ЭОС 180 партнеров по всему миру. Где-то, как в США или Великобритании, это представительство самой фирмы. В других странах — скажем, в Израиле или Китае — зарекомендовавшая себя партнерская компания. Партнеры хорошо разбираются как в локальной специфике рынка, так и в реализации активов — той же эквадорской фабрики.
Кроме того, наши ресурсы позволяют играть вдолгую, что выгодно должнику. Зачастую и не нужно ничего распродавать, если есть возможность комфортно выплатить нам долг равными долями за два года.
В свою очередь, кредитору чаще выгодно продать долг и вернуть какую-то сумму в оборот. Стоимость долга зависит от его давности. Двухлетние долги на порядок менее перспективны, чем двухмесячные, а трехлетние почти наверняка безнадежны.
Насколько автоматизирован процесс урегулирования долга?
Поточные модели применяются, например, при выполнении заказа юрлица на сбор долгов с клиентов-физлиц.
В b2b процесс больше индивидуальный, требующий специальных знаний. Бывает, что задолженность — это просто технический вопрос. Например, счета клининговой фирмы, которые она выставила крупной корпорации, потерялись в огромном потоке платежей.
Важны и методы взыскания. Работа международной коллекторской компании строго подчинена не только законам, но и внутренним регламентам. Мы используем только прозрачные методы. Такой подход обеспечивает правовую защиту и должника, и кредитора.
Как бизнес может минимизировать риск возникновения задолженностей?
Когда ищут деловых партнеров, всегда говорят об успехах и никогда — о проблемах. Поэтому, даже если компания, с которой вы готовы подписать договор, кажется солидной, я бы советовал узнать ее историю налоговых претензий, штрафов и судебных тяжб. Иногда выясняется, что за презентабельным имиджем скрывается невозврат 50% текущих долгов.
Кое-что вы можете найти в интернете, в специальных базах. Но это будет далеко не полная сводка по сравнению с тем, что можем найти мы. Проверку долговой истории нового партнера до заключения контракта я бы советовал заказывать всегда. Особенно если речь идет о суммах больше 100 млн руб.
Фото: Игнат Козлов для РБК