С ростом рынка авиаперевозок требуются новые меры контроля регулярности полетов

РБКBiznes

Пунктуальность высокого полета

С ростом рынка пассажирских авиаперевозок требуются новые меры контроля регулярности полетов. В России авиакомпании принимают свои меры по выполнению расписания, а законодатели ужесточают нормативы оценки пунктуальности

Текст: Анна Прохорова

Фото: РИА Новости

«2018 год войдет в историю как время, когда индустрия авиаперевозок столкнулась с небывалыми перегрузками» — так комментировал итоги исследования AirHelp СЕО компании Хенрик Зиллмер. По данным организации, которая оказывает пассажирам помощь в получении компенсаций, в 2018 году каждый пятый авиарейс в мире был задержан или отменен. В России с задержками более чем на 15 минут или с отменой рейсов столкнулись 9,3 млн пассажиров. Пунктуальность полетов — один из важнейших показателей эффективности авиакомпании. Мировые рейтинговые агентства оценивают его по соответствию фактического времени прибытия заявленному в расписании. Пунктуальными, как правило, считаются рейсы, прибывшие не позже 15 минут от времени, указанного в расписании. Крупнейшая российская авиакомпания «Аэрофлот», например, уделяет внимание и абсолютной пунктуальности прибытия — рейсам, прибывающим строго по расписанию. Пунктуальность имеет значение не только для репутации авиакомпании, но и для обеспечения коротких стыковок между рейсами, что особенно важно для трансферных пассажиров.

Существующая в российском законодательстве методика учета пунктуальности полетов рассматривает только два вида задержек рейсов: по метеоусловиям и из-за отсутствия горюче-смазочных материалов. Поэтому Минтранс в апреле 2019 года занялся разработкой новых норм. В документе будут детализированы причины срывов графика полетов и определен этап, на котором произошел сбой: в аэропорту, во время работы авиакомпании или оператора наземного обслуживания. Сейчас в глазах пассажиров за все несет ответственность авиакомпания. Однако наземное обслуживание рейсов — также существенный фактор, влияющий на пунктуальность, говорит исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. «Чем лучше организовано обслуживание пассажиров в терминалах, выше обеспеченность местами стоянки и качественнее планирование их использования, лучше организовано движение воздушных судов на аэродроме, более совершенен комплекс взлетно-посадочных полос и лучше оборудование, тем выше пунктуальность выполнения рейсов», — говорит эксперт. Но даже при идеальном обслуживании на земле и своевременном взлете огромное влияние на пунктуальность оказывает ветровая обстановка на маршруте. Самолет имеет очень узкий диапазон допустимой скорости полета: например, время в воздухе рейса на Boeing 777 из Нью-Йорка в Шереметьево может составлять от восьми до девяти часов — в зависимости от преобладающего ветра. Это означает, что при взлете по расписанию время посадки в Шереметьево может отличаться от графика на один час. Все эти факторы вынуждают авиакомпании искать компромиссы и прикладывать максимум усилий для минимизации последствий задержек непосредственно при планировании и выполнении полета.

Погодно-сезонный синдром

Авиакомпании задерживают в среднем 5% рейсов на два часа и более. По данным Росавиации, с июня по август включительно на два и более часа задерживалось в среднем 746 рейсов в месяц (по российским нормативам задержкой рейса считается опоздание на два часа и более). «Одна из частых причин задержек как российских, так и зарубежных рейсов — плохие погодные условия», — говорит представитель Росавиации Елена Михеева. Обильное выпадение осадков, гроза, туман затрудняют наземное обслуживание рейсов, снижают пропускную способность аэродромов, что приводит к образованию очередей из воздушных судов на взлет и посадку, а в некоторых случаях выполнение рейса становится невозможным до улучшения метеоусловий. «Серьезную опасность для полетов представляет боковой ветер», — рассказывает метеоролог, кандидат географических наук Леонид Дубейковский. По его словам, в случае превышения порогового значения скорости бокового ветра 15–17 м/с полеты прекращаются. Его порывистость может привести к резкому изменению высоты или направления полета лайнера, «а непосредственно у земли это может представлять большую опасность для самого воздушного судна и его пассажиров», говорит ученый.

Соблюдение графика полетов также зависит от времени года. Значительная часть сбоев в расписании происходит летом и осенью — на эти периоды приходится 31 и 27% жалоб от всего количества за год соответственно, рассказал генеральный директор «Туту Агентство» Александр Гладилин. «В сезон отпусков и в периоды праздников наблюдается увеличение интенсивности перевозок, в результате образуются очереди на взлет и посадку на аэродроме», — говорит генеральный директор авиакомпании Red Wings Евгений Ключарев.

Перевозчики решают проблему сезонности различными способами. Например, в «Аэрофлоте» в 2018 году приняты зимние и летние нормативы пунктуальности прибытия. В частности, летний норматив по соотношению количества выполненных рейсов без задержки к общему количеству рейсов на 5% жестче зимнего. «Аэрофлот» стал единственной в стране и крупнейшей в Европе авиакомпанией по объему перевозок, удостоенной максимального балла от британского аналитического агентства OAG за пунктуальность. OAG составляет рейтинг лучших авиаперевозчиков на основе актуальных данных о пунктуальности за год. Только 10% участников программы On-Time Performance Star Ratings удостаиваются наивысшей оценки «пять звезд». По итогам ранжирования «Аэрофлот» опередил таких крупнейших глобальных конкурентов, как Qantas, Singapore Airlines, Qatar Airways, KLM, которым присужден рейтинг «четыре звезды».

Британское авиационное издание FlightGlobal по итогам 2018 года признало российского национального перевозчика пятым в мире и вторым в Европе по пунктуальности полетов. «Аэрофлот» стабильно подтверждает лидерство в области пунктуальности полетов в рейтинге FlightStats OPS Awards. Он является наиболее авторитетным и объективным, основывается на анализе более 120 тыс. ежедневных авиарейсов. По данным ежемесячного отчета OAG On-Time Performance Report, в сентябре 2019 года «Аэрофлот» выполнил 89,2% рейсов точно по расписанию. Этот результат признан лучшим в топ-20 крупнейших авиаперевозчиков мира и Европы.

Точность — вежливость пассажиров

В вопросе соблюдения пунктуальности авиакомпании не сбрасывают со счетов и пассажирский фактор. В ходе опроса, проведенного «Туту Агентством», рассказывает Александр Гладилин, выяснилось, что из 1250 опрошенных 33% опаздывали ко времени вылета. Для соблюдения расписания и минимизации последствий опозданий пассажиров с 2018 года «Аэрофлот» следует «дорожной карте» для повышения пунктуальности полетов. Часть нормативов, выполнение которых авиакомпания контролирует особенно тщательно, относится непосредственно к пассажирам. Например, предписывается завершать посадку на борт не позднее 20 минут до отправления рейса, регистрацию пассажиров и багажа — за 40 минут, принимать багаж и ручную кладь строго по нормативу. В будущем планируется активно использовать для соблюдения пунктуальности цифровые технологии. Среди них — использование биометрического контроля, что значительно ускорит и упростит для пассажира прохождение предполетных процедур в аэропорту.

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Заряженные на экологию Заряженные на экологию

Что оставляет меньший след в природе: электрокары или автомобили на бензине?

РБК
Чай по-менделеевски Чай по-менделеевски

Кулинарные истории

Наука и жизнь
Слово редактора Слово редактора

На самом деле, нет более открытых миру людей, чем яхтсмены

Y Magazine
Доктор Войцеховский Доктор Войцеховский

Как врач решил стать художником

Seasons of life
Налетай, торопись, покупай живопись Налетай, торопись, покупай живопись

Где покупать современное искусство и коллекционный дизайн

AD
Заповедные люди Заповедные люди

Зачем сотрудники Саяно-Шушенского заповедника бродят по глухой тайге?

Вокруг света
«Зелёные русалки» наших вод «Зелёные русалки» наших вод

Кувшинка, словно сказочная наяда, являет себя миру, удивляя красотой

Наука и жизнь
В хорошей форме В хорошей форме

Совокупное состояние участниц рейтинга богатейших женщин страны — $9,9 млрд

Forbes
Как отрезали Как отрезали

Современные технологии на фабрике Savio Firmino

AD
Норма крепости Норма крепости

Forbes впервые оценил надежность российских застройщиков

Forbes
Борьба с «врагами народа» Борьба с «врагами народа»

От древнеримских проскрипций до наших дней

Наука и жизнь
Банда краеведов Банда краеведов

Чем живет современное краеведение?

Seasons of life
Любовь, лето, любовь Любовь, лето, любовь

Есть слова, которые можно повторять бесконечно

Seasons of life
Народные ремесла Народные ремесла

Основатели сайта о рекламе Adme создали крупнейшую фабрику контента для YouTube

Forbes
Небомореоблака Небомореоблака

Лаконичный дом в Португалии — про море, поля, воздух и отдых

Seasons of life
Деньги на счетах, а не в экономике. О чем говорит новый рейтинг РБК 500 Деньги на счетах, а не в экономике. О чем говорит новый рейтинг РБК 500

Крупнейшие компании России вдвое увеличили темпы роста выручки в 2018 году

РБК
Банковская пятилетка: консолидация, «Базель III» и уход в розницу Банковская пятилетка: консолидация, «Базель III» и уход в розницу

Последние годы кардинально изменили ландшафт банковского сектора

РБК
«В сандалиях на босу ногу» «В сандалиях на босу ногу»

Фрагмент повести режиссера Михаила Левитина «Витя Куза в сандалиях на босу ногу»

Seasons of life
Ростов папа Ростов папа

Ростовчане, распознав в тебе приезжего, сходу устроят тебе проверку

Seasons of life
Герой Volkswagen Герой Volkswagen

Почему Фердинанд Пиех считал, что бизнес — это война

Forbes
Заносчивый характер Заносчивый характер

Как автодорожное хулиганство превратилось в весьма успешный вид спорта

Forbes
Живая античность Живая античность

Кому нужны безрукая Венера, безголовая Ника и ряды голов без ушей и носов

Forbes
Попали в окружение Попали в окружение

Дизайнеры Илья и Светлана Хомяковы оформили квартиру в Дюссельдорфе

AD
50 основных фактов из 5-го рейтинга РБК 500 50 основных фактов из 5-го рейтинга РБК 500

Основные факты из свежего рейтинга

РБК
Райский язык Райский язык

Мы поговорили с Мариной Степновой о детстве в Кишиневе и о суржике

Seasons of life
«Пульс» зашкаливает «Пульс» зашкаливает

Как российский фармдистрибьютор за несколько лет вошел в первую тройку рынка

РБК
Военный камуфляж Военный камуфляж

Дизайнеры Ариэль Эш и Рейналдо Леандро переделали бывшее военное общежитие

AD
Ни слова про арбузы Ни слова про арбузы

Астрахань похожа на игру в секретики

Seasons of life
Свинушка — гриб, который нельзя есть дважды Свинушка — гриб, который нельзя есть дважды

Грибники хорошо знакомы с грибом свинушкой, или свинухой тонкой

Наука и жизнь
Складная женщина Складная женщина

Елена Бондарчук строит отличные склады

Forbes
Открыть в приложении