Рената Абдулина: «Главным трендом будет кооперация»
Российским компаниям уже удалось заместить часть зарубежного ПО на 100%, говорит председатель Ассоциации крупнейших потребителей ПО и оборудования (Ассоциация КП ПОО) Рената Абдулина. Но остается еще много проблем — например, с совместимостью и стоимостью решений, гарантиями поддержки и развития продуктов. В интервью РБК глава ассоциации рассказала, как идет процесс импортозамещения и почему в нем так важна кооперация.
Закупки и проблемы
РБК: Задача импортозамещения стала приоритетной для потребителей ПО в последний год. Насколько успешно она решается?
Р. А.: Наши компании начали переход на отечественные решения далеко не год назад. Многие реализуют программы импортозамещения более пяти лет. На сегодняшний день доля расходов на закупку отечественного ПО среди участников ассоциации доходит до 85%.
Решения, обеспечивающие информационную безопасность, замещены на 100% либо приближаются к этому показателю. Один из таких примеров — антивирусное ПО: компании используют только российские продукты. Есть российские решения, которые быстро совершенствуются и замещают лучшие зарубежные аналоги. Например, системы видео-конференц-связи у каждого члена нашей ассоциации разные, но все они отечественные.
При этом с нашими разработчиками комфортнее взаимодействовать. Безусловно, есть сложности, они связаны в первую очередь с кратно возросшей нагрузкой, но разработчики точно заинтересованы в доработке своих продуктов. Это значительно сокращает срок создания решений, максимально соответствующих ожиданиям потребителей.
РБК: С какими основными проблемами сталкиваются потребители в процессе импортозамещения?
Р. А.: Таких проблем несколько.
Для некоторых зарубежных решений все еще нет полноценных отечественных аналогов. И хотя реестр российского программного обеспечения уже содержит более 16 тыс. продуктов, по-прежнему остаются проблемные ниши.
В России непросто найти решения, которые бы обеспечивали целостный IT-ландшафт крупных компаний. Сейчас заказчикам нужно в очень сжатые сроки довнедрить разрозненные и иногда совсем новые продукты отечественных вендоров. И уже в процессе доработать их в тесной кооперации с производителем, чтобы сформировать внутри себя новую единую экосистему.
Иногда совокупная стоимость владения отечественными решениями выше иностранных аналогов, а производительность при этом может уступать. Но быть первопроходцем всегда сложно и затратно.
Также реестр отечественного ПО не гарантирует, что решения будут дальше развиваться и тиражироваться в интересах заказчиков. Как потребителям, нам не хватает уверенности, что в нем находится действительно рабочий и качественный продукт. Бывают случаи, когда сведения о ПО исключаются из реестра, это несет дополнительные риски для компаний. Мы хотели бы, чтобы реестр был своего рода гарантом надежности, качества и безопасности.
Потребности и компетенции
РБК: В развитии каких программных продуктов сейчас сильнее всего заинтересован российский бизнес?
Р. А.: Индустриальные центры компетенций, в том числе при участии членов нашей ассоциации, сформировали IT-ландшафт потребностей в замещении зарубежного индустриального ПО, включающий в себя более 200 позиций, по которым компании подтвердили критическую зависимость от зарубежных продуктов. Например, для участников ассоциации это средства управления жизненным циклом изделия, технологии информационного моделирования, решения для автоматизации промышленных систем и другие.
РБК: Возможно ли в текущих условиях выстроить технологический суверенитет? И нужно ли полностью отказываться от зарубежных решений?
Р. А.: Это вопрос времени, но это необходимо сделать. Никакого компромисса в вопросе достижения технологической независимости не существует. Нужно выстраивать приоритеты и последовательно реализовывать планы импортозамещения.
Иностранные решения не могут закрыть одну из главных потребностей потребителей — дать гарантию безопасности.
Поэтому по некоторым направлениям необходимо обеспечить полную технологическую независимость в кратчайшие сроки. Прежде всего на объектах критической информационной инфраструктуры. В этом сегменте стопроцентное импортозамещение должно произойти до конца 2024 года.
Наем в IT и мягкие требования
РБК: Что сейчас происходит на рынке труда в IT-сфере? Насколько остро вы ощущаете дефицит специалистов?
Р. А.: По оценкам, в наших компаниях планы по найму IT-специалистов — это примерно 3–5 тыс. человек к 2025 году на каждого участника ассоциации.
Недавно мы составили перечень дефицитных компетенций, которые нужны крупнейшим потребителям. Естественно, это оказались в основном компетенции по работе с отечественным ПО. По некоторым из них мы совместно с производителями подготовили краткосрочные курсы повышения квалификации. Мы также направили перечень вузам, чтобы они могли включить эти компетенции в образовательные программы.
РБК: Меняются ли сегодня требования к специалистам в IT-сфере и каким образом?
Р. А.: Требования корректируются с учетом новых вызовов. Например, к обслуживанию критической информационной инфраструктуры планируется допускать специалистов по информбезопасности (ИБ) со средним специальным образованием. Федеральная служба по техническому и экспортному контролю готовит такие изменения в нормативную базу.
Наши компании со своей стороны много вкладываются в переобучение, развитие своих сотрудников. Сегодня лояльность и знание бизнес-процессов часто стоят дороже, чем владение конкретным инструментом.
Планы потребителей и укрепление рынка
РБК: Планируете ли вы расширять число участников ассоциации?
Р. А.: Да, на сегодняшний день мы рассматриваем вступление компаний из ОПК, машиностроения, газовой отрасли. Но мы не ставим перед собой задачи какого-то большого расширения, важнее объединить компании, которые решают важные для страны системные задачи в сфере IT.
РБК: Какие главные задачи вы ставите перед собой?
Р. А.: Во-первых, защита общих интересов потребителей ПО и IT-оборудования и содействие их развитию. Мы консолидируем позиции заказчиков и становимся голосом крупнейших компаний страны. А также выступаем площадкой для обмена опытом внедрения и использования отечественных решений.
Во-вторых, стать экспертами, которых органы госвласти могут привлечь для анализа и оценки решений, реестров, категоризации ПО и IT-оборудования. Например, мы участвуем в оценке проектов правовых актов и направляем предложения регуляторам, более 70 наших предложений уже учтены.
В-третьих, способствовать повышению качества отечественных IT-решений. С этой целью в Ассоциации КП ПОО созданы специальные комитеты: консультационный; по тестированиям и апробациям; по развитию отечественного программного обеспечения. По этой линии мы также активно взаимодействуем с коллегами из ассоциаций разработчиков.
Кроме того, мы ставим задачу сформировать единую повестку по работе с вузами, ссузами и школами. Мы планируем стать проводником между потребителями, разработчиками и образовательными учреждениями, в том числе продвигать включение российского ПО в программы образовательных организаций.
В 2023 году мы также планируем развивать аналитическое направление. Консолидировать запрос на аналитику и проводить различные исследования.
РБК: Как, по вашим прогнозам, изменится российский IT-рынок в 2023 году?
Р. А.: Конечно, IT-рынку пришлось многое переосмыслить. Но он точно укрепится и будет продолжать развиваться. Появятся новые отечественные решения, которые неизбежно будут претендовать на зарубежные рынки.
А значит, в будущем могут возникнуть и иностранные ассоциации потребителей отечественных решений, с которыми мы также будем сотрудничать. Главным трендом будет кооперация усилий всех его участников: государства, потребителей и разработчиков.
Фото: Наиль Забайдуллин