Как происходит торговое взаимодействие России и Японии?

РБКBiznes

Россия и Япония готовы наращивать товарооборот

Пандемия может способствовать диверсификации отраслей для торгового взаимодействия двух стран.

Текст: Марина Журавлева

По данным японской Ассоциации по торговле с Россией и новыми независимыми государствами (РОТОБО), в 2020 году из-за ограничений, направленных на борьбу с распространением COVID-19, внешнеторговый оборот Японии и России снизился на 22,8% по сравнению с 2019-м. Японский экспорт сократился на 18,2%, импорт — на 25,2%.

По оценкам Russian-trade.com (аккумулирует данные Федеральной таможенной службы РФ), товарооборот двух стран в прошлом году составил $16,2 млрд (на 20,4% меньше 2019 года).

Курс на восстановление

Максимального показателя общий объем импорта и экспорта двух стран за всю историю российско-японских торговых отношений достигал в 2013 году — $34,8 млрд, напоминает глава представительства РОТОБО Саито Даисукэ. Антироссийские санкции, а затем и коронакризис привели торговые отношения в состояние дисбаланса, отмечает он: «Они стали колебаться, демонстрируя то падение, то рост».

Сейчас наблюдается тенденция постепенного восстановления взаимной торговли, отмечают в РОТОБО: с января по май 2021 года японский экспорт вырос на 27%, а импорт — на 0,5%.

Положительная динамика объясняется в том числе низкой базой, говорит старший аналитик Центра экономического прогнозирования Евгений Гранкин.

Но по сравнению с первым полугодием 2019-го текущий товарооборот между странами сократился на 8,5%. Импорт Японией энергоносителей из РФ, в частности, упал на 24% по сравнению с первой половиной 2019 года. Причина в медленном восстановлении японской экономики, считает Евгений Гранкин. В первом квартале ВВП Японии снизился на 3,9% в годовом выражении, во втором квартале ожидается совсем незначительный рост — 0,19% в годовом выражении. Восстановление идет несколько медленнее, чем в других странах Азии, отмечает эксперт.

Товарооборот по таким статьям взаимной торговли Японии и России, как транспорт и оборудование, по сравнению с допандемическим периодом снизился незначительно, отмечают в Центре экономического прогнозирования Газпромбанка: «Экспорт оборудования из Японии в Россию даже вырос на 7% по сравнению с 2019 годом». Эти сегменты будут вносить значительный вклад в рост товарооборота по мере дальнейшего восстановления экономик Японии и России, считает Евгений Гранкин.

Новые ниши

Традиционно основную долю экспорта Японии в Россию составляют автомобили — 53,8% всего японского экспорта в Россию в 2020 году. Импортирует Япония из России в основном топливные полезные ископаемые, такие как нефть, СПГ и уголь, — 59,5% всего импорта. Структура торговли между странами не меняется уже более 20 лет, отмечают в РОТОБО.

«Когда мы сможем контролировать ситуацию с пандемией коронавируса, бизнес и торговля между странами вернутся в нормальное русло», — полагает Саито Даисукэ. Более того, представители японского бизнес-сообщества уверены в постепенной диверсификации экономических отношений двух стран. Увеличивается экспорт из Японии в Россию медицинского оборудования (в 2020 году в стоимостном выражении он вырос на 26,6% по сравнению с 2019-м), нуклеиновых кислот (85,5%), стоматологического цемента и пломбировочных материалов (13,2%), диагностических и физико-химических реагентов и другой продукции.

Перспективным в РОТОБО считают дальнейшее развитие интернет-торговли. Японские компании посредством e-commerce уже осуществляют экспорт в Россию запчастей для автомобилей и судов, а также, например, косметики и туалетных принадлежностей. Однако пока доля интернет-торговли в российско-японском товарообороте невелика, отмечают в РОТОБО.

Один из потенциальных стимулов для наращивания товарооборота в секторе e-commerce — сокращение сроков и издержек транспортировки, считает Саито Даисукэ. Сейчас, по его словам, Транссибирская магистраль — самый быстрый путь между между двумя странами, но по стоимости он уступает морским перевозкам.

Напомним, что в 2019 году Минтранс России и ОАО «РЖД» подписали с Министерством инфраструктуры, земли, транспорта и туризма Японии меморандум о сотрудничестве в создании условий транзита японских товаров по Транссибу в Россию и Европу.

По данным Data Insight, Япония входит в тройку стран с наибольшим объемом рынка e-commerce ($187 млрд) и уступает лишь Китаю и США. Динамика роста интернет-торговли в России при небольшом пока объеме самого рынка ($37 млрд) в 2020 году составила 58% — один из самых высоких показателей в мире. По данным Федеральной таможенной службы, объемы трансграничной интернет-торговли сопоставимы с промышленным торговым оборотом: объемы доставки по почтовым каналам в 2018–2019 годах достигали 340 млн посылок и до 8 млн отправлений — по каналам экспресс-доставки.

При этом ключевым импортером в трансграничной интернет-торговле с Россией является Китай — 97% физического потока заказов и 60% стоимостного объема рынка, по данным обзора «Российский рынок интернетторговли: итоги 2019 года, тренды 2020-го» НИУ ВШЭ.

Перспективы роста

Канадский Scotiabank прогнозирует усиление темпов роста японской экономики во второй половине этого года и рост реального ВВП Японии на 3,0% в 2021 году по сравнению с сокращением показателя на 4,9% в 2020-м. При этом именно внешний сектор Японии, поддерживаемый высоким зарубежным спросом на экспортируемые из нее технику и электронику, является движущей силой экономической активности страны, отмечают аналитики Scotiabank.

Деловая политика

Товарные потоки между двумя странами в целом остаются скромными на фоне главных торговых партнеров, которыми для Японии являются КНР, США и страны АСЕАН, а для России — Европа, отмечает руководитель группы экономики и политики Японии Центра азиатско-тихоокеанских исследований ИМЭМО РАН Виталий Швыдко.

Крупнейшие японские компании с внешнеторговым потенциалом, по его словам, основные ресурсы концентрируют на приоритетных для них на сегодняшний день рынках, к которым Россия пока не относится: «Потенциал роста российской экономики, как правило, оценивается ими невысоко». Сдерживающую роль, особенно для высокотехнологичных компаний, дорожащих своим присутствием в США и контактами с американским хай-теком, играют и антироссийские санкции.

Кроме того, ограничительные меры японского правительства на рынках цифровых услуг закрывают для российского ИТ-сектора целый ряд возможностей, несмотря на имеющиеся у него институциональные льготы и преимущества, в частности при регистрации в особых зонах на территории России, говорит Виталий Швыдко.

Для российско-японских торгово-экономических отношений важным является возобновление политического диалога на высшем уровне, уверен старший научный сотрудник Центра исследований Японии Института Дальнего Востока РАН Олег Казаков.

С момента вступления в должность нового премьер-министра Японии Суга Ёсихидэ в сентябре 2020 года встреча на высшем уровне пока не состоялась.

Бизнес-сообщество двух стран в силу ограничений на межгосударственные поездки тоже возобновило общение на международных деловых площадках пока только в онлайн-режиме. Так, в июне на Петербургском международном экономическом форуме состоялся традиционный бизнес-диалог «Россия — Япония». Продолжится он на полях Восточного экономического форума.

Фото: Евгений Епанчинцев/РИА Новости

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

«Я очень скупой на оценки» «Я очень скупой на оценки»

Какова цена входа в виноделие и стоит ли обижаться на оценки в гиде

РБК
Император железных дорог Император железных дорог

Двенадцать лет назад за этой железнодорожной историей следил весь мир

ТехИнсайдер
Огненная саламандра Огненная саламандра

Мифический «дух огня» с точки зрения биологии

Вокруг света
Жизнь начинается с растений Жизнь начинается с растений

Как экстремальные условия трансформируют существующие экологические формы

Наука и жизнь
Мы длинной вереницей идём за Синей птицей… Мы длинной вереницей идём за Синей птицей…

Синяя Птица — символ счастья, которое ищут все люди, но находят лишь немногие

Наука и жизнь
Инженерия рекордов Инженерия рекордов

О самых ярких случаях и новейших тенденциях в сфере спорта

ТехИнсайдер
Тувинская «долина царей» – кладбище вождей азиатской Скифии Тувинская «долина царей» – кладбище вождей азиатской Скифии

Археология постепенно заставляет тувинскую «долину царей» открывать свои тайны

Знание – сила
В борьбе за экологию В борьбе за экологию

Чем станет повышение ставок экосбора на упаковку

Агроинвестор
Спинной мозг самолета – автопилот Спинной мозг самолета – автопилот

Пока человек толком не понимал, что такое полет, автопилот был не нужен

Наука и техника
Рихард Зорге: Самый успешный разведчик по версии Эдгара Гувера Рихард Зорге: Самый успешный разведчик по версии Эдгара Гувера

Легендарный Рихард Зорге: «”Висбаден” всегда на связи»

Знание – сила
Код будущего Код будущего

Умные очки для плавания, роботы-сварщики и другие технологии будущего

ТехИнсайдер
Жизнь с начала времён Жизнь с начала времён

Как «каменные страницы» отражает биографию планеты Земля

Наука и жизнь
Золотая жила для агроинвестора Золотая жила для агроинвестора

Сколько стоит зайти на рынок готовой еды

Агроинвестор
Ненасытный интеллект Ненасытный интеллект

Создание ИИ следующих поколений столкнулось с неожиданным препятствием

ТехИнсайдер
Окаменелости — у порога Окаменелости — у порога

Мы привыкли думать, что научные чудеса происходят где-то далеко...

Наука и жизнь
Биосигнатуры и их разоблачение: жизненно важные улики Биосигнатуры и их разоблачение: жизненно важные улики

Судить о возможном существовании иной жизни приходится по косвенным признакам

ТехИнсайдер
Суда-ветераны Суда-ветераны

Возраст большинства речных судов в России превышает 50 лет

Наука и техника
Переход на отечественный софт: комфорт превыше всего Переход на отечественный софт: комфорт превыше всего

Как осуществлялось импортозамещение в сфере кадастра и геодезии

Наука и техника
Математические фронты Великой Отечественной войны Математические фронты Великой Отечественной войны

В 1930-х годах в России сформировалась плодотворная математическая жизнь

Наука и техника
Сеть судного дня Сеть судного дня

Инновационная система, способная обеспечить стабильную работу транспорта

ТехИнсайдер
Биосфера и пластик Биосфера и пластик

Когда-нибудь ученые, наверное, будут выделять пластиковый век

Наука и техника
Восточное путешествие с Агатой Кристи Восточное путешествие с Агатой Кристи

Детективы, Восток и археология – всё это сошлось вместе в судьбе Агаты Кристи

Знание – сила
Ставка давит на инвестиции Ставка давит на инвестиции

Какие макроэкономические факторы сдерживают рост агросектора

Агроинвестор
Тучерезы Тучерезы

Какие современные здания имеют шансы пережить столетия?

ТехИнсайдер
Как искусственный интеллект переписывает правила медиарынка Как искусственный интеллект переписывает правила медиарынка

О том, где проходит граница между помощником человека и его заменой

ТехИнсайдер
Позвольте представить: виноградовник Позвольте представить: виноградовник

Чем придать естественности натургардену? Попробуйте посадить виноградовник

Наука и жизнь
Скифы: наследие, не расшифрованное до конца Скифы: наследие, не расшифрованное до конца

Скифы – народ, о которых мы знаем многое, но почти ничего не понимаем

Знание – сила
Будьте здоровы Будьте здоровы

Наночастицы для борьбы с раком и уникальная операция в Казани

Знание – сила
Есенин: божественный бросок вперед Есенин: божественный бросок вперед

Почему творчество Есенина до сих пор вызывает отклик у читателей?

Знание – сила
На каком языке говорили скифы? На каком языке говорили скифы?

Обзор книги Сергея Кулланда «Скифы: язык и этногенез»

Знание – сила
Открыть в приложении