Россия и Япония готовы наращивать товарооборот
Пандемия может способствовать диверсификации отраслей для торгового взаимодействия двух стран.
По данным японской Ассоциации по торговле с Россией и новыми независимыми государствами (РОТОБО), в 2020 году из-за ограничений, направленных на борьбу с распространением COVID-19, внешнеторговый оборот Японии и России снизился на 22,8% по сравнению с 2019-м. Японский экспорт сократился на 18,2%, импорт — на 25,2%.
По оценкам Russian-trade.com (аккумулирует данные Федеральной таможенной службы РФ), товарооборот двух стран в прошлом году составил $16,2 млрд (на 20,4% меньше 2019 года).
Курс на восстановление
Максимального показателя общий объем импорта и экспорта двух стран за всю историю российско-японских торговых отношений достигал в 2013 году — $34,8 млрд, напоминает глава представительства РОТОБО Саито Даисукэ. Антироссийские санкции, а затем и коронакризис привели торговые отношения в состояние дисбаланса, отмечает он: «Они стали колебаться, демонстрируя то падение, то рост».
Сейчас наблюдается тенденция постепенного восстановления взаимной торговли, отмечают в РОТОБО: с января по май 2021 года японский экспорт вырос на 27%, а импорт — на 0,5%.
Положительная динамика объясняется в том числе низкой базой, говорит старший аналитик Центра экономического прогнозирования Евгений Гранкин.
Но по сравнению с первым полугодием 2019-го текущий товарооборот между странами сократился на 8,5%. Импорт Японией энергоносителей из РФ, в частности, упал на 24% по сравнению с первой половиной 2019 года. Причина в медленном восстановлении японской экономики, считает Евгений Гранкин. В первом квартале ВВП Японии снизился на 3,9% в годовом выражении, во втором квартале ожидается совсем незначительный рост — 0,19% в годовом выражении. Восстановление идет несколько медленнее, чем в других странах Азии, отмечает эксперт.
Товарооборот по таким статьям взаимной торговли Японии и России, как транспорт и оборудование, по сравнению с допандемическим периодом снизился незначительно, отмечают в Центре экономического прогнозирования Газпромбанка: «Экспорт оборудования из Японии в Россию даже вырос на 7% по сравнению с 2019 годом». Эти сегменты будут вносить значительный вклад в рост товарооборота по мере дальнейшего восстановления экономик Японии и России, считает Евгений Гранкин.
Новые ниши
Традиционно основную долю экспорта Японии в Россию составляют автомобили — 53,8% всего японского экспорта в Россию в 2020 году. Импортирует Япония из России в основном топливные полезные ископаемые, такие как нефть, СПГ и уголь, — 59,5% всего импорта. Структура торговли между странами не меняется уже более 20 лет, отмечают в РОТОБО.
«Когда мы сможем контролировать ситуацию с пандемией коронавируса, бизнес и торговля между странами вернутся в нормальное русло», — полагает Саито Даисукэ. Более того, представители японского бизнес-сообщества уверены в постепенной диверсификации экономических отношений двух стран. Увеличивается экспорт из Японии в Россию медицинского оборудования (в 2020 году в стоимостном выражении он вырос на 26,6% по сравнению с 2019-м), нуклеиновых кислот (85,5%), стоматологического цемента и пломбировочных материалов (13,2%), диагностических и физико-химических реагентов и другой продукции.
Перспективным в РОТОБО считают дальнейшее развитие интернет-торговли. Японские компании посредством e-commerce уже осуществляют экспорт в Россию запчастей для автомобилей и судов, а также, например, косметики и туалетных принадлежностей. Однако пока доля интернет-торговли в российско-японском товарообороте невелика, отмечают в РОТОБО.
Один из потенциальных стимулов для наращивания товарооборота в секторе e-commerce — сокращение сроков и издержек транспортировки, считает Саито Даисукэ. Сейчас, по его словам, Транссибирская магистраль — самый быстрый путь между между двумя странами, но по стоимости он уступает морским перевозкам.
Напомним, что в 2019 году Минтранс России и ОАО «РЖД» подписали с Министерством инфраструктуры, земли, транспорта и туризма Японии меморандум о сотрудничестве в создании условий транзита японских товаров по Транссибу в Россию и Европу.
По данным Data Insight, Япония входит в тройку стран с наибольшим объемом рынка e-commerce ($187 млрд) и уступает лишь Китаю и США. Динамика роста интернет-торговли в России при небольшом пока объеме самого рынка ($37 млрд) в 2020 году составила 58% — один из самых высоких показателей в мире. По данным Федеральной таможенной службы, объемы трансграничной интернет-торговли сопоставимы с промышленным торговым оборотом: объемы доставки по почтовым каналам в 2018–2019 годах достигали 340 млн посылок и до 8 млн отправлений — по каналам экспресс-доставки.
При этом ключевым импортером в трансграничной интернет-торговле с Россией является Китай — 97% физического потока заказов и 60% стоимостного объема рынка, по данным обзора «Российский рынок интернетторговли: итоги 2019 года, тренды 2020-го» НИУ ВШЭ.
Перспективы роста
Канадский Scotiabank прогнозирует усиление темпов роста японской экономики во второй половине этого года и рост реального ВВП Японии на 3,0% в 2021 году по сравнению с сокращением показателя на 4,9% в 2020-м. При этом именно внешний сектор Японии, поддерживаемый высоким зарубежным спросом на экспортируемые из нее технику и электронику, является движущей силой экономической активности страны, отмечают аналитики Scotiabank.
Деловая политика
Товарные потоки между двумя странами в целом остаются скромными на фоне главных торговых партнеров, которыми для Японии являются КНР, США и страны АСЕАН, а для России — Европа, отмечает руководитель группы экономики и политики Японии Центра азиатско-тихоокеанских исследований ИМЭМО РАН Виталий Швыдко.
Крупнейшие японские компании с внешнеторговым потенциалом, по его словам, основные ресурсы концентрируют на приоритетных для них на сегодняшний день рынках, к которым Россия пока не относится: «Потенциал роста российской экономики, как правило, оценивается ими невысоко». Сдерживающую роль, особенно для высокотехнологичных компаний, дорожащих своим присутствием в США и контактами с американским хай-теком, играют и антироссийские санкции.
Кроме того, ограничительные меры японского правительства на рынках цифровых услуг закрывают для российского ИТ-сектора целый ряд возможностей, несмотря на имеющиеся у него институциональные льготы и преимущества, в частности при регистрации в особых зонах на территории России, говорит Виталий Швыдко.
Для российско-японских торгово-экономических отношений важным является возобновление политического диалога на высшем уровне, уверен старший научный сотрудник Центра исследований Японии Института Дальнего Востока РАН Олег Казаков.
С момента вступления в должность нового премьер-министра Японии Суга Ёсихидэ в сентябре 2020 года встреча на высшем уровне пока не состоялась.
Бизнес-сообщество двух стран в силу ограничений на межгосударственные поездки тоже возобновило общение на международных деловых площадках пока только в онлайн-режиме. Так, в июне на Петербургском международном экономическом форуме состоялся традиционный бизнес-диалог «Россия — Япония». Продолжится он на полях Восточного экономического форума.
Фото: Евгений Епанчинцев/РИА Новости