«Со временем аккаунты в соцсетях станут предметом залога»
Об особенностях ломбардного финансирования и будущем залоговых займов РБК+ рассказала управляющий директор ООО «Ломбард №38» Оксана Королева.
Как отразился на бизнесе экономический кризис и введение специального регулирования со стороны Банка России?
— В сложной экономической ситуации спрос на ломбардные займы снижается так же, как и на другие финансовые продукты. Потребителю сложнее обслуживать кредит, он тщательно взвешивает, сможет ли вернуть залог, который оставляет. Обращаясь в ломбард, человек стремится получить финансирование и при этом сохранить вещь, под которую берет деньги. Использовать такой кредит целесообразно не более двух-трех месяцев. В нынешних экономических условиях доля невостребованных залогов растет.
С другой стороны, за время кризиса на рынке в три-четыре раза увеличивается количество игроков. Большинство начинающих предпринимателей полагают, что это высокодоходный бизнес. Норма доходности в ломбардном сегменте в среднем 25% годовых, что сопоставимо с любой другой областью экономики. Однако помимо стандартных рисков в этом бизнесе есть свои особенности, и кто не знает этих подводных камней, рано или поздно уходит с рынка. Поэтому со временем количество реально работающих ломбардов, как правило, возвращается к стандартному показателю.
Кроме того, сегодня ломбардный бизнес наряду с банками и другими некредитными финансовыми организациями (НФО) находится под контролем ЦБ РФ. Банк России разрабатывает и вводит нормативы, регулирующие деятельность ломбардов. С 1 января 2019 года ломбардам предстоит переход на единый план счетов (ЕПС) и отраслевые стандарты бухгалтерского учета (ОСБУ). Многих такие нововведения пугают, так как программное обеспечение для ломбардов сырое, некоторые привыкли вести бизнес «на коленке». Чтобы соответствовать реалиям бизнеса, необходимо увеличивать штат сотрудников, что не всегда является рентабельным для небольших ломбардов. Малый бизнес (с оборотом до 7,5 млн руб. в квартал) ждет, что его дифференцируют и ослабят нагрузку, например в части предоставления отчетности в Банк России.
«Ломбард №38» — один из старейших и опытных участников залогового рынка. Мы принимали участие в качестве эксперта при разработке форм отчетности ломбардов для ЦБ РФ. Думаю, что регулирование сделает рынок более прозрачным и очистит его от недобросовестных игроков.
— В чем преимущества ломбарда как финансового инструмента?
— В последнее время появилось много альтернативных кредитных продуктов: микрозаймы, онлайн-займы, займы под залог ПТС и другие. Ломбардный заем — это быстрые деньги без лишней бумажной волокиты. Финансирование под залог имущества позволяет избежать невнятности в процедуре одобрения кредита и лишних обязательств между клиентом и кредитором.
В премиум-сегменте размер выдаваемого займа достаточно высок. В нашей компании, например, он достигает 50 млн руб. в день обращения. На финансовом рынке нет ни одного альтернативного продукта, решающего вопрос на такую сумму за один день. При этом сохраняется конфиденциальность, не портится кредитная история и исключено общение с коллекторами.
— Как ломбарды адаптируются под современного потребителя и кто ваша целевая аудитория?
— Основной клиент массмаркета — человек, которому нужны деньги до зарплаты. Реже берут займы на ремонт, отпуск или лечение.
Клиент премиального сегмента, как правило, предприниматель, которому срочно понадобились средства на потребности бизнеса: закупить товар в сезон или устранить кассовый разрыв, на развитие производства и пр. Могут потребоваться деньги на крупную покупку (машину, квартиру и т.п.) или обучение детей за рубежом.
В обычном ломбарде средний чек составляет 10 тыс. руб. с процентной ставкой от 12% в месяц, в премиальном — от 300 тыс. руб. и ежемесячной процентной ставкой от 6%. Поход в ломбард премиум-класса не ассоциируется с неудачей или нуждой. Люди приходят к нам за крупными суммами, а некоторые используют ломбард как «банковскую ячейку» на время отъезда. Хранилище ломбарда имеет высокую степень защиты, круглосуточно охраняется, и все залоговое имущество застраховано.
Мы учитываем все пожелания наших клиентов, стараемся сделать их посещение комфортным. Например, наш ломбард одним из первых отказался от традиционного формата «окна» и перешел к общению с оценщиком за столом, чтобы клиент чувствовал себя равноправным партнером, а не стоял в просящей позе в очереди перед бронированной амбразурой. Люди доверяют нам свои ценности, и мы обеспечиваем их бережное и надежное хранение. Все залоги упакованы и опечатаны. Кроме того, при оценке мы принимаем во внимание не только вес ювелирного изделия, но и бренд, а также драгоценные камни, что повышает сумму займа. Бесплатная оценка и подробное разъяснение условий договора — обязательные условия работы.
— Куда будет развиваться этот рынок, какие новые направления появляются?
— У нового поколения, так называемых миллениалов, другое отношение ко всему материальному. Современная молодежь склонна к аскетичному образу жизни с упором на социальную активность и человеческие отношения. Эти веяния идут от лидеров мнений, таких, например, как Марк Цукерберг, Илон Маск, Ричард Бренсон, которые носят электронные часы и ходят в простой одежде. Ценность приобретают аккаунты в соцсетях, сайты и домены. Со временем, вероятно, они станут новым предметом залога, как и цифровые ценные бумаги.
Но ломбард, выдающий займы под классические ценности — драгоценные металлы, монеты, антиквариат, в том или ином виде будет существовать всегда. У ювелирных изделий, например, есть несколько составляющих цены: стоимость золота и камней, бренд, работа ювелирных (часовых) мастеров. Однако ценность вещей условна: даже бренды с многолетней историей уходят в небытие под давлением моды и экономических условий, как произошло со многими часовыми брендами после кризисов 1998 и 2008 годов. На работу мастера нет никаких бенчмарков, она может вообще не учитываться, — оценка происходит в каждом случае индивидуально.
В то же время, например, техника, бытовая или электронная, едва ли когда-нибудь станет распространенным предметом залога — она слишком быстро устаревает.
Клиентам ломбардов необходимо понимать, что покупка дорогостоящих вещей, за исключением уникальных предметов, инвестицией не является. На вторичном рынке цена таких предметов будет гораздо ниже, что, кстати, повергает некоторых клиентов в шок.
— Используют ли ломбарды современные технологии?
— Сложно представить работу ломбарда без использования новейших технологий и инноваций — современное диагностическое оборудование для оценки, маркетинговые наработки, CRM-системы и многое другое. Чтобы быть востребованным, надо быть в тренде.
Фото: Алена Кондюрина для РБК