Сервис для поиска в Сети специалистов, способных взять на себя заботу о пожилых

РБКBiznes

Сооснователь Qlean запустил «Uber по уходу за пожилыми людьми»

Текст Настя Березина

Задуматься о создании сервиса по уходу за пожилыми Александра Коровина заставили личные обстоятельства

«По моим ощущениям, это тема не только социальная, но и очень денежная. Например, только на борьбу с деменцией, по данным Всемирной организации здравоохранения, тратится $800 млрд в год. Население стареет, и в ближайшие годы рынок услуг для пожилых людей будет только расширяться. Получается, на пенсию начнут выходить либо состоятельные люди, у которых есть деньги, чтобы платить за свой комфорт, либо те, у кого есть богатые дети», — рассуждает о сервисе «Близкие.ру» первый инвестор проекта, сооснователь CarPrice Эдуард Гуринович.

«Близких» он называет «Uber по уходу за пожилыми». Это сервис для поиска в Сети специалистов, способных «под ключ» профессионально взять на себя заботу о пожилых и маломобильных людях. Придумал проект еще один известный ИТ-предприниматель, сооснователь и бывший гендиректор Qlean Александр Коровин. «Близкие» работают с апреля 2018-го.

Запрос на «Близких»

Коровин давно обратил внимание на рынок социального ухода — еще во время работы в Qlean он искал возможности для расширения бизнеса. Новый проект не связан с уходом из компании по организации уборок [это случилось в январе 2018-го. — РБК], подчеркивает предприниматель: задуматься об основании стартапа его заставили обстоятельства личного характера.

«У меня есть бабуля. И неожиданно она начала немного чудить. Теперь-то я знаю, что это называется деменция. А тогда пришлось погружаться в историю и разбираться», — вспоминает Коровин. По его словам, «история оказалась совершенно дикая: найти для бабушки специалиста по уходу, особенно в провинции, нереально. Не говоря уже о том, чтобы специалист был обученным и квалифицированным».

Тогда бизнесмен начал изучать, как устроен рынок ухода за пожилыми в западных странах. Выяснилось, что там есть государственные стандарты для этой сферы, а также школы и институты, где обучают сиделок. «В России нет ничего подобного. Поэтому нам как новому сервису, с одной стороны, сложнее развиваться в отсутствие аналогичного опыта, но нам как бизнесу это, наоборот, открывает дополнительные возможности», — отмечает Коровин.

По его словам, в стране практически нет компаний, которые бы старались гарантировать клиенту результат. «Это как рынок уборки до появления Qlean. Или как рынок такси до появления Uber и «Яндекс.Такси». Возможно, сравнение пошлое, но ситуация очень похожа», — говорит Коровин. При этом старение населения подтверждают данные Минтруда: по прогнозу ведомства, к 2025-му в России будет до 40 млн пожилых, их доля с нынешних 24,6% вырастет до 27%.

Самым распространенным способом поиска сиделки остается «сарафанное радио», но и в его случае, по словам предпринимателя, речь идет «не о результате, а о минимальной гарантии, что человек никого хотя бы не убьет и не обворует».

Тест на благонадежность

Коровин сам сделал сайт проекта и начал его тестировать, когда у сервиса не было ни штата специалистов по уходу, ни даже офиса. Тогда же пользователи стали оставлять первые заявки. «Приходилось делать «извиняшки», говорить, что мы пока тестируем продукт и сообщим, когда запустимся», — вспоминает основатель «Близких».

На следующем этапе развития проекта он максимально подробно изучил, как устроена система ухода за пожилыми в России. Главным экспертом «Близких» выступила сотрудница фонда «Старость в радость», преподаватель кафедры «Управление сестринским делом» РУДН Лена Андрев. Для сервиса она разработала программу по организации ухода, а также системы обучения и контроля качества. С экспертизой также помогают фонды — тот же «Старость в радость», а также «Живи сейчас» (помогает людям с боковым амиотрофическим склерозом).

Каждый сотрудник «Близких», которому доверяют уход, должен пройти обучение продолжительностью до трех дней. На этих экспресс-курсах ему расскажут, как передвигать и кормить человека, проводить гигиенические процедуры и выстраивать общение в зависимости от особенностей заболевания подопечного.

По итогам обучения компания делает вывод о «благонадежности исполнителя», уточняет Коровин. Но опыт, по его словам, все равно «нельзя проверить, пока люди не приступят к работе», поэтому «Близкие» разработали особый регламент. Прежде чем допустить до пожилого человека специалиста, с ним встречаются эксперты. Они оценивают состояние подопечного и составляют программу ухода, которой обязан следовать исполнитель. Отчет о работе специалисты оставляют в специальном мобильном приложении. Если они работают с подопечными, не способными самостоятельно дать обратную связь, весь их рабочий день фиксируется на камеру. В целом контроль качества услуг Коровину помог наладить опыт создания службы поддержки в Qlean, признается предприниматель.

С «Близкими» сотрудничают уже около 120 исполнителей в возрасте от 35 лет. Большинство — пенсионеры. Такие «сиделки» редко допускаются к «сложным» подопечным, которым, например, требуется подселение. Зато они хорошо справляются с более простыми задачами: например, компаньонством, «когда надо приходить один-два раза в день, готовить и гулять», рассказывает Коровин. У исполнителей, по его словам, обычно есть личный опыт ухода за близкими или работы в санаториях и пансионатах.

В базе сервиса — около 80 клиентов. Оборот превышает 3 млн руб. в месяц. «Близкие» пока работают в Москве, выход в регионы только в долгосрочных планах. По оценке Коровина, в столице повседневный уход необходим примерно 600 тыс. человек. Согласно исследованию ассоциации «Патронаж», в России в регулярном уходе нуждаются 3–4 млн человек, из которых 1,5 млн — это лежачие больные и престарелые.

Деньги «ангелов»

Для запуска «Близких» потребовалось 20 млн руб. Половину суммы Коровин вложил из личных накоплений, еще 10 млн руб. привлек от инвесторов. Сооснователь CarPrice Гуринович, который не раскрывает сумму инвестиций, владеет 3% юрлица сервиса — компании «Надежные исполнители». «Когда Саша [Коровин] разводился с инвесторами Qlean и продавал свою долю, я сразу сказал, что буду инвестором его нового проекта. Тогда он рассказал мне про идею «Близких», — вспоминает первый инвестор. Вложилась в сервис и директор компании по работе с инвесторами в CarMoney Анастасия Олимпиева.

Соинвестор проекта Эдуард Гуринович считает, что основными клиентами «Близких» будут люди с доходом от 100 тыс. руб.

Инвестиции пошли на операционную деятельность — создание тренинг-центра, зарплату команде и маркетинг. «Мы не пытались сразу пилить космический корабль. На старте была лишь проверка гипотезы и минимальный запуск. Сейчас ведем переговоры с несколькими фондами, в начале следующего года планируем закрыть раунд инвестиций, вот тогда уже будем больше вкладываться в разработку ИТ-решений и увеличивать команду», — объясняет Коровин.

Основными клиентами «Близких» будут пенсионеры с пассивным доходом от 100 тыс. руб. (минимальный размер пенсии в Москве в 2018-м — 17,5 тыс. руб.), считает Гуринович. Коровин же хочет расширить число услуг сервиса за счет реабилитации пациентов после различных заболеваний, например инсульта. Уход можно было бы начинать еще в больнице с последующим переходом на надомный режим, говорит предприниматель. «У нас есть такая амбиция, но все дико зависит от рынка и от наших темпов роста. Пока у «Близких» не будет четко налажена система с уходом, мы ни в какую реабилитацию лезть не будем», — заключает он.

Фото: из личного архива Александра Коровина; из личного архива Эдуарда Гуриновича

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Код активного Солнца Код активного Солнца

Сможет ли искусственный интеллект предупреждать нас о природных катастрофах

РБК
Страна пяти сфер Страна пяти сфер

В Индии пять чувств используются не только по назначению, но и по максимуму

Вокруг света
В одной лодке В одной лодке

Что нужно, чтобы начать заниматься академической греблей?

Y Magazine
Кубиты любят тишину Кубиты любят тишину

Чем квантовый компьютер лучше классического?

Наука и жизнь
Звуковое сопровождение Звуковое сопровождение

«Голос моря», стоячие волны, поющие пески, шепчущие стены и эхо

Вокруг света
Вода королевы Вода королевы

О некоторых удивительных ароматах и ингредиентах раньше сочиняли легенды

Вокруг света
Акцент на разумную бережливость Акцент на разумную бережливость

Торговые сети приспосабливаются к изменению потребительского поведения

Агроинвестор
Эволюция агрохолдингов Эволюция агрохолдингов

Российский сельскохозяйственный бизнес адаптировался к вызовам времени

Агроинвестор
Трудности перевода Трудности перевода

Уже несколько лет верфи мира исследуют пути избавления от карбонового следа

Y Magazine
Житница и здравница Кавказа Житница и здравница Кавказа

Обзор АПК Ставропольского края

Агроинвестор
Низкие цены сдержали рост экспорта Низкие цены сдержали рост экспорта

В натуральном выражении поставки продукции АПК увеличились

Агроинвестор
Разноцветные «снежки» Разноцветные «снежки»

Пухлые белоснежные ягоды этого кустарника, напоминающие снежки, знакомы многим

Наука и жизнь
«Не романтик никогда не захочет в плавание» «Не романтик никогда не захочет в плавание»

Михаил Кожухов полюбил море и не представляет теперь без него своей жизни

Y Magazine
История необычного гибрида спиреи: от сада XIX века до природных популяций История необычного гибрида спиреи: от сада XIX века до природных популяций

История гибрида, обнаруженного в природе спустя столетие после его создания

Наука и жизнь
Британская жемчужина Британская жемчужина

О яхте Pearl 82 без пафосных слов

Y Magazine
Princess S80. Чæстное мнение Princess S80. Чæстное мнение

Экстерьер, компоновка, отделка интерьера и ходовые качества Princess S80

Y Magazine
«Я художник, я так вижу» «Я художник, я так вижу»

Зачем первопроходцы брали на борт профессиональных художников?

Вокруг света
«Я верю в молочку» «Я верю в молочку»

Владислав Чебурашкин о своем подходе к бизнесу и потреблении молочных продуктов

Агроинвестор
Наука в фантастике: эпизоды истории Наука в фантастике: эпизоды истории

Как в научной фантастике появился сюжет о затерянных мирах

Наука и жизнь
Спать надо всем Спать надо всем

Почему важно изучать сон водных млекопитающих?

Наука и жизнь
Палитра вкусов Палитра вкусов

Гастрономический туризм в Японии – особое времяпрепровождение

Вокруг света
Светлый ум Светлый ум

Первый в истории итальянской верфи Rossinavi катамаран

Y Magazine
Аx, белый теплоход… Аx, белый теплоход…

Astondoa Ax8 — моторная яхта-кроссовер из стеклопластика

Y Magazine
Про лукавые орхидеи и цветочное царство Про лукавые орхидеи и цветочное царство

Какие уловки придумали растения для привлечения представителей животного царства

Наука и жизнь
За гранью человеческого За гранью человеческого

Как воспринимают мир существа, наделенные нечеловеческими чувствами?

Вокруг света
Зерновые не стали доходнее Зерновые не стали доходнее

Итоги зерновой отрасли первой половины сезона 2024/25

Агроинвестор
Рыбная отрасль на спаде Рыбная отрасль на спаде

Как рыбный сегмент завершил 2024 год и чего ожидать в 2025-м

Агроинвестор
Sarissa морская Sarissa морская

Я не припомню, чтобы на одну лодку обрушился такой ливень из десяти наград

Y Magazine
Под покровительством Ньёрда Под покровительством Ньёрда

Какой Njörd 30 Cabin во время теста? Об этом бренде пока знают немногие

Y Magazine
В будущее — на лодке из полиэтилена В будущее — на лодке из полиэтилена

Мне кажется, что будущее судостроения — это осознанное отношение к экологии

Y Magazine
Открыть в приложении