Зачем российские стальные гиганты развивают онлайн-розницу

РБКBiznes

Зачем российские стальные гиганты развивают онлайн-розницу

Текст Анна Левинская

Через пару лет любой человек сможет купить металлопрокат напрямую у производителя

В этом интернет-магазине можно купить «стальной бархат» или «стальной кашемир». Правда, на самом деле эти товары носят названия вроде «Рулон с полимерным покрытием 0.4/1250.0/08пс/ГОСТ 9045/1/1/250/ПЭ/ ЛКПОЦ/БТ,АТ/Винно-красный/3005», но маркетологи «Северстали» решили, что брендирование увеличит узнаваемость продукции. А через пару лет любой человек должен будет иметь возможность купить в интернет-магазине партию металла. «Это должно быть так же просто, как заказать туфли c Asos — легко и интуитивно понятно», — рассказала журналу РБК старший менеджер по маркетингу «Северстали» Полина Шашкова.

Металл в один клик

Возможно, это преувеличение: продажа стали и стального проката — это b2b-сегмент, но «Северсталь» всерьез занялась развитием онлайн-продаж. В пилотном режиме интернет-магазин был запущен в декабре 2016 года, для большинства клиентов начал работать в январе 2017-го, говорит руководитель проекта e-commerce «Северстали» Тимур Махалин. К ноябрю онлайн было продано около 1 млн т стальной продукции, почти 10% годового объема производства «Северстали». Исходя из средней цены продаж сортового проката за девять месяцев 2017 года, онлайн-продажи составили приблизительно $418 млн. Выручка «Северстали» за тот же период составила $5,7 млрд (328,96 млрд руб.). Клиенты в основном размещают заказы на продукцию с завода, но можно заказать и «готовые товары»: из 15 дистрибуционных филиалов компании к системе онлайн-магазина подключено пять.

Система выстроена на платформе SAP Hybris с добавлением собственной разработки. Онлайн-платформу для электронной коммерции SAP используют крупные мировые игроки из различных отраслей, среди потребителей — P&G, GE, Intel, Levi’s, Metro и др. Инвестиции в разработку и запуск онлайн-магазина в «Северстали» и SAP не раскрывают. Базовая стоимость разработки онлайн-магазина на блоках софта SAP могла обойтись «Северстали» в $2 млн, оценил партнер исследовательского агентства Data Insight Федор Вирин. Для сравнения: чистая прибыль «Северстали» по МСФО в 2016 году составила $1,62 млрд.

Пользовательский функционал похож на обычный заказ в любом онлайн-магазине, с пуш-уведомлениями, трекингом посылки, счетом за товар и услуги перевозки. В личном кабинете заказчик видит, на каком переделе находится продукт, какие заказы выполнены, может формировать отчеты и управлять консигнационным запасом. «Не нужно больше поднимать трубку и звонить условной Маше из сопровождения, чтобы поинтересоваться, где находится заказ. Если осенило в 11 вечера: надо выяснить, что там с твоим прокатом, — это можно сделать в пару кликов», — объясняет необходимость создания онлайн-магазина Махалин. Но если клиент предпочитает традиционные каналы взаимодействия с компанией, он может воспользоваться ими, добавляет он. «На совещании мне проще воспользоваться ботом в Telegram, чтобы посмотреть состояние одного из заказов на «Северстали», — говорит менеджер отдела закупок металлотрейдера «Металлокомплект-М» Светлана Никитина.

В 2018 году покупки в интернет-магазине будут доступны всем контрагентам компании, в 2019 году планируется запустить продажи в Латвии, Белоруссии, Польше и на Украине. Тогда же планируется снять ограничение по объему заказа: сейчас минимальный заказ составляет 20 т — и начать работать с малыми предприятиями и частными лицами.

Стальной ретейл

Онлайн-магазин — часть стратегии «Северстали» по внедрению новейших технологий, любителем которых является основной владелец компании Алексей Мордашов (его состояние российский Forbes в 2017 году оценил в $17,5 млрд). В 2017 году его «Севергрупп» купила контрольную долю в сервисе «Ремонтник.ру», HR-платформу Potok, сервис по подбору персонала JungleJobs и 40% в компании в сфере онлайн-образования «Нетология-групп». Мордашов также владеет онлайн-магазином «Утконос».

Это не первая попытка «Северстали» торговать сталью онлайн: в начале 2000-х компания пробовала создать торговую площадку на сайте компании, но проект не пошел. «Сталь – специфический продукт с точки зрения онлайн торговли, тогда у нас не было опыта и понимания, как продавать такую продукцию», — поясняет Шашкова. Также в начале 2000 года основатель USM Holdings Алишер Усманов с партнерами создал компанию Europesteel. com, которая должна была стать интернет-биржей, торгующей сталью. После «краха доткомов» компания лишилась окончания .com, став обычным трейдером, сообщал Forbes в 2008 году. «Отрасль просто была не готова, никто не понимал, как торговать онлайн, да и технологии были недостаточно развиты», — говорит Максим Худалов, аналитик Аналитического кредитного рейтингового агентства. Онлайн-площадки по торговле металлом есть у большинства крупнейших производителей стали, но обычно они выполняют функцию витрины. Полноценный интернет-магазин пока открыла только «Северсталь», рассказывает Худалов.

В январе 2018-го свой обновленный онлайн-проект представит группа НЛМК Владимира Лисина: на нем любой клиент компании сможет выбирать и сравнивать продукцию, заключать и отслеживать сделки в режиме онлайн. Интернет-платформа действует с 2012 года, но пользоваться ею могут только крупные клиенты, уже заключившие договоры с НЛМК. Сейчас через площадку проходит примерно 60% заказов в России и странах СНГ, говорит руководитель проекта e-commerce группы НЛМК Алексей Глазков. После запуска онлайн-проекта пользователи смогут купить также продукцию сортового проката и метизов — всего около 10 тыс. позиций. В течение года добавятся плоский прокат, попутная и неликвидная продукция. По меньшей мере на первом этапе у НЛМК будет такое же ограничение по минимальному объему заказа — 20 т.

В перспективе создание металлургическими компаниями полноценных онлайн-магазинов повлияет не только на паттерн потребления металлопроката, но и на рынок в целом. Первые пару лет компании будут собирать и обрабатывать данные реальных потребностей клиентов, и когда интернет-площадки заработают в полную силу, с рынка начнут уходить небольшие металлотрейдеры, считает Худалов. «Помимо снижения расходов на персонал, сопутствующих продажам, торговля в онлайн-магазине позволит обходить звено трейдеров», — уверен аналитик «Атона» Андрей Лобазов. «Сейчас конечный потребитель вынужден обращаться к металлотрейдеру, потому что мелкий заказ с большой долей вероятности не возьмет в производство ни один комбинат», — поясняет Худалов.

Плюс онлайн, минус трейдер

По оценке журнала «Металлоснабжение и сбыт», через трейдеров продается 40–45% металлопроката в стране — рядовой сортамент. По данным ЦНИИчермет, в 2016 году потребление металлопроката на внутреннем рынке составило 35,2 млн т. По данным мониторинга цен «Металлоснабжения и сбыта» (цены складских продаж трейдеров Московского региона), за 11 месяцев 2017 года средние цены металлопроката составили от 30 625 руб. до 41 142 руб. за тонну. То есть, по очень примерным оценкам, трейдеры продают 14–16 млн т стали в год на сумму 430–660 млрд руб. в год. Правда, значительная часть крупных металлотрейдеров принадлежит производителям стали.

Активно развиваются онлайн-продажи стали на крупнейшем в мире китайском рынке. В 2017 году платформа Ouyeel привлекла $140 млн от пула инвесторов, в число которых вошли крупнейшие китайские производители стали, годом ранее шанхайская Zhaogang.com закрыла раунд финансирования на $153 млн. На крупнейшем b2b-маркейтплейсе Alibaba.com продается более 170 тыс. видов стальной продукции.

8,6 млн т стали произвела «Северсталь» за девять месяцев 2017 года

1 млн т продала «Северсталь» через онлайн-магазин за десять месяцев 2017 года

Источник: данные компании

Фото: Getty Images

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

«Нет причин не продлить нашу жизнь до 200 лет и даже до 1000» «Нет причин не продлить нашу жизнь до 200 лет и даже до 1000»

Как мировая наука и бизнес борются со старением

РБК
Про пропан Про пропан

Если газ сжиженный, то он всё-таки ещё газ или уже жидкость?

Наука и жизнь
Эра литий-ионных аккумуляторов Эра литий-ионных аккумуляторов

Почему ученые трудятся над тем, чтобы повысить безопасность батареек

Наука и техника
Круизы: новая глава Круизы: новая глава

Rei — проект 196‑метровой круизной яхты от конгломерата Viken Group

Y Magazine
Дейнотерий – слон с берегов Дона Дейнотерий – слон с берегов Дона

Слоны – одни из самых стабильных в эволюционном плане животных...

Наука и техника
От золота к бриллиантам От золота к бриллиантам

Суперъяхта Diamond Binta — первая яхта, построенная на платформе T580

Y Magazine
«Мы уже не живем в своей колыбели» «Мы уже не живем в своей колыбели»

Чем дышит и живет Институт космических исследований РАН?

Знание – сила
ФГИС вам в помощь ФГИС вам в помощь

Как работают внедренные в агроотрасль информсистемы

Агроинвестор
Терраса с видом на море Терраса с видом на море

Как выглядит Majesty 112 Terrace, продолжающая концепцию яхт Majesty

Y Magazine
О колокольчиках в саду О колокольчиках в саду

Оказывается, не все колокольчики голубые и не у всех венчики похожи на колокола

Наука и жизнь
Буль-буль Буль-буль

Фантастический рассказ Владислава Кулигина «Буль-буль»

Знание – сила
Передвижники и императорская власть Передвижники и императорская власть

Как передвижники получили признание императора Александра III

Знание – сила
От Шагала до мурала От Шагала до мурала

Арт-маршрут от Ниццы до Перпиньяна, достойный целых каникул

Y Magazine
Главное – остаться незамеченным Главное – остаться незамеченным

В чем состоит военная (а возможно, и не только) хитрость стелс-технологии?

Наука и техника
Архив богини Фауны Архив богини Фауны

Зоологический музей Московского университета – «отражение самой природы»

Знание – сила
Изумрудный истребитель Изумрудный истребитель

Какой рыбак не знает зимородка, этого красавца в изумрудно-синем камзоле?

Наука и жизнь
Как молния выбирает цель Как молния выбирает цель

Как молния находит молниеотвод среди множества других привлекательных целей?

Наука и жизнь
Земля на стыке гипотез Земля на стыке гипотез

Земля в процессе своего развития расширялась или сжималась?

Знание – сила
Гелий Гелий

Известно, что каждый элемент имеет свой, только ему одному принадлежащий спектр

Наука и жизнь
Банановые перспективы российских субтропиков Банановые перспективы российских субтропиков

Инвесторы хотят импортозаместить экзотические фрукты

Агроинвестор
О пользе «бумажной волокиты» О пользе «бумажной волокиты»

На каком языке говорили евреи, вернувшиеся из вавилонского пленения?

Знание – сила
Сделать посетителя немного исследователем Сделать посетителя немного исследователем

Что отличает современные музеи? Открытость и исследовательский подход

Знание – сила
Кадровый агропотенциал Кадровый агропотенциал

Роль государства и бизнеса в решении проблемы дефицита персонала

Агроинвестор
Вьетнамский вклад в импортозамещение Вьетнамский вклад в импортозамещение

Концерн TH Group открыл завод по переработке молока в Калужской области

Агроинвестор
Стимулы вместо принуждения Стимулы вместо принуждения

Чем биржевая торговля сельхозпродукцией может быть интересна бизнесу

Агроинвестор
Что следует знать начинающему инвестору Что следует знать начинающему инвестору

Что надо знать, когда планируете начать инвестировать?

Наука и техника
Okean в океане Okean в океане

Актуальная модельная линейка Okean интересного бренда Okean Yachts

Y Magazine
Узорочье древних славянок Узорочье древних славянок

Древняя мода: как выглядела одежда на Руси до XIII века

Знание – сила
Просто красота Просто красота

Дизайнер Кристиан Гранде — о творческом пути в яхтенном дизайне

Y Magazine
Пустые кресла и забытые письма: одиночество как экспонат Пустые кресла и забытые письма: одиночество как экспонат

Мы приезжаем в музей смотреть не на экспонаты, а внутрь себя

Знание – сила
Открыть в приложении