Элементы
Стартапы
Сервис украинских программистов Grammarly привлек более $100 млн инвестиций
«Мало кто в Сан-Франциско сейчас растет такими темпами, как Grammarly», — говорит партнер инвестфонда Institutional Venture Partners (IVP) Джулс Мальц. IVP — один из пяти фондов, вложивших в мае 2017 года в Grammarly $110 млн. За эту сумму инвесторам досталась доля меньше 25%, то есть стартап был оценен более чем в $400 млн.
Не просто переписка
Grammarly — сервис проверки грамматики и пунктуации в текстах на английском языке, придуманный в 2009 году украинскими программистами Максимом Литвиным, Алексеем Шевченко и Дмитрием Лидером. Чтобы пользоваться продуктом, достаточно скачать расширение для браузера (Grammarly встроен во все самые популярные платформы). Также программа поддерживает пакет Microsoft Office. Изначально Grammarly просто проверял правописание, но со временем обучился более продвинутым «редакторским» функциям: сервис помогает убирать из текста сложные двусмысленные конструкции и заменять их на более четкие формулировки, а также проверять текст на плагиат. При наборе слов на английском правки появляются на лету, как в системах Word или Google Docs.
В последние годы программа развивается с использованием технологий искусственного интеллекта: накопленная база данных постоянно самообучается и совершенствуется, чтобы повышать качество продукта для конечного пользователя.
В ближайшее время Grammarly научится работать с текстовым редактором Google, появятся мобильные версии программы для iOS и Android. Также компания рассчитывает начать править другие языки, кроме английского.
«Наша миссия — не просто грамотное письменное общение на английском, а общение эффективное, — рассказал журналу РБК сооснователь Grammarly Максим Литвин. — Мы помогаем людям не просто переписываться, а понимать друг друга».
Основные функции сервиса бесплатны, премиальный пакет обойдется в $29,95 в месяц, или $139,95 в год. В платной версии пользователям доступны дополнительные функции: более надежная проверка пунктуации, стилистические подсказки, расширенный словарь, контекстные правки и др. Именно премиальная подписка — основной источник доходов сервиса.
Воспитание аудитории
Компания не раскрывает финансовые показатели, однако заверяет, что является прибыльной. Майские инвестиции — первый для Grammarly опыт привлечения внешних средств. Деньги в первую очередь пошли на наем квалифицированного персонала, говорит Литвин.
Сейчас в Grammarly работают более 200 человек, среди них — экс-сотрудники Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) и Google. У компании есть офисы в Сан-Франциско, Киеве, Ванкувере и Нью-Йорке.
Grammarly лишь частично раскрывает статистику по аудитории. В 2014-м украинский портал Ain.ua писал, что у сервиса более 4 млн пользователей. Однако, насколько выросла эта цифра с тех пор, неизвестно. Литвин лишь называет некоторых корпоративных клиентов (среди них такие корпорации, как Cisco Systems, Dell и Expedia) и количество уникальных пользователей в сутки (их чуть больше 7 млн).
Также сервис лицензирован во многих американских университетах. Например, один только Калифорнийский университет подписал на Grammarly 50 тыс. студентов. По словам Литвина, в Центральном мичиганском университете проведено исследование, согласно которому учащиеся, использующие сервис, в среднем имеют баллы на треть выше, чем студенты, пренебрегающие функциями Grammarly.
Работа с вузами важна не только с точки зрения доходов. Это еще и знакомство с аудиторией, которая в будущем, с высокой вероятностью, останется лояльна сервису. «Студенты, которые использовали продукт во время учебы, рассказывают о нем коллегам — так появляется большая часть наших корпоративных клиентов», — объясняет Литвин. Даже нынешний CEO компании Брэд Хувер впервые узнал о Grammarly во время учебы.
Польза плагиата
Сооснователи Grammarly Максим Литвин и Алексей Шевченко познакомились во время учебы в Международном христианском университете в Киеве. В 2004-м они синхронно поступили на магистерскую программу в Торонто и перебрались за океан. Тогда же программисты придумали свой первый проект. «Это была программа, проверяющая работы студентов на плагиат. Рынка таких сервисов тогда не существовало — мы увидели незанятую нишу», — вспоминает Литвин.
Сервис в итоге запустился под брендом My Dropbox, его код в одиночку написал Шевченко. Продукт оказался востребованным: программистам удалось продать его нескольким университетам. Собрав хорошие отзывы, My Dropbox быстро набрал популярность. К 2007-му сервисом пользовались около 2 млн студентов в 800 университетах Северной Америки. В том же году стартап поглотил лидер в разработке учебных платформ — компания Blackboard. Сумму сделки стороны не раскрывали, однако именно средства от продажи My Dropbox пошли на запуск Grammarly (в новой компании к ним также присоединился Дмитрий Лидер).
Сегодня сооснователи компании отошли от оперативного управления проектом и сосредоточились на развитии продукта. При этом они сохраняют контрольную долю в Grammarly. Литвин уверен, что «прямых конкурентов» у сервиса нет. Похожие продукты предлагают аффилированная с Кембриджским университетом Greedy Intelligence и израильская Ginger Software.