«Суперсложный, но очень интересный год»
Руководители ведущих компаний России рассказали, как отечественный бизнес справился с уникальным стресс-тестом
Ян Дюннинг
Президент и гендиректор «Магнита» (седьмое место в рейтинге)
«Ситуация [с пандемией] стала понятна где-то в середине февраля… Мы на уровне правления приняли решение наращивать запасы в нескольких значимых категориях, которые с наибольшей вероятностью могли столкнуться с ажиотажным спросом: моющие средства, гречка, бакалея, консервы и прочее. Оглядываясь назад, на пик продаж гречки, я понимаю, что это было верным решением — увеличить резервы.<…>
Мы по собственной инициативе обнулили наценку на ряд социально значимых товаров. Решили, что не будем зарабатывать на этих товарах в период высокого спроса, а сосредоточимся на том, чтобы они были на полках.<…> Мы стали работать быстрее, все решения стали приниматься еще более оперативно. И этот стиль работы стал нормой, теперь так будет всегда».
Герман Греф
Президент Сбербанка (четвертое место)
«Быстрый переход [на удаленку] удалось осуществить благодаря слаженной и практически круглосуточной работе наших блоков — HR и сервисы. Однако основная часть сотрудников, более 130– 140 тыс. человек, продолжали работать офлайн. Мы та организация, которая не могла себе позволить полностью уйти в онлайн-режим.<…>
Были вопросы с возможностью организации удаленного доступа к конфиденциальной информации, что в банке очень важно, но и с этой проблемой мы справились <…>: нам в кратчайшие сроки удалось разработать безопасное решение, позволившее с минимальными рисками перейти на дистанционный режим. Был выработан и реализован процесс предоставления сотрудникам удаленного доступа к ресурсам, необходимым для обеспечения непрерывной и безопасной деятельности банка.<…>
Во время пандемии был зафиксирован всплеск атак на сервисы удаленной работы. Так, объем вредоносного трафика электронных писем вырос с 12% в начале марта до 60% к середине апреля. Апрель и май 2020 года стали в целом рекордными по числу успешных кибератак на пользователей, работающих удаленно, однако ни одна атака на сотрудников Сбербанка не была успешной».
Татьяна Филева
Председатель совета директоров S7 Airlines (150-е место)
«Авиация стала одной из пострадавших [от коронавируса] отраслей. На конец 2020 года мы планировали пассажиропоток по всему рынку на уровне 70 млн человек. Это уровень 2012 года — мобильность населения ушла в прошлое на восемь лет назад. При этом всего две страны в мире — Китай и Россия — показали летом рост внутреннего пассажиропотока, причем Россия росла быстрее.<...>
Нам пришлось совсем по-другому работать с маршрутной сетью. Приходилось резать частотность на деловых линиях. При этом мы старались сохранять связность страны через основные трансферные потоки. Это все в условиях, когда не понимаешь, какая у тебя будет загрузка. Во-вторых, нам надо было поменять восприятие пассажира: мы выдавали маски в аэропортах, всех бортпроводников тоже одели в маски, сделали специальный график замены фильтров в самолете, ввели дезинфекцию. И, в-третьих, мы работали с расходами: перешли на управление «по хвостам», чтобы понимать, какие именно самолеты нужно запарковать. Работали с аэропортами — просили скидки в самый сложный период. Все аэропорты нас поддержали: им важно было, чтобы кто-то летал. Ну и, конечно, работали с фондом оплаты труда: мы не хотели сокращать персонал».
Тигран Худавердян
Управляющий директор «Яндекса» (69-е место)
«Это был суперсложный год, но очень интересный. Уникальный стресс-тест. Пандемия убрала многие стереотипы. Если говорить бизнесовым языком, она существенно расширила рынок. Буквально в одночасье число людей, которые хотят потреблять услуги через цифровые платформы, увеличилось в разы. Это фундаментальное изменение, суперускорение, как в компьютерных играх. То, что должно было занять пять лет, произошло за год…
Три месяца мы жили в условиях стартапа, как в старые добрые времена, когда решения принимаются за секунды, когда нужно за неделю сделать пять–десять крупных релизов, на которые в обычное время могут уходить месяцы».
Евгений Толочек
Президент «РуссНефти» (110-е место)
«Мы уже в середине января [2020 года] начали понимать, что мировая нефтяная отрасль находится на пороге большой беды, и стали разрабатывать антикризисный план… Мы поняли, что в Китае вирус не остановится. Одновременно с этим складывались напряженные отношения со странами ОПЕК+.<...>
В феврале, когда пришла беда, мы больше чем на 35% сократили инвестпрограмму, почти на 16% — операционную. Это дало нам экономию больше 12,5 млрд руб. Остановили огромное количество бригад текущего и капитального ремонта, кратно сократили количество буровых станков. Всех людей сохранили. Мы также обратились к кредитору с просьбой пересмотреть кредитное соглашение. Они пошли навстречу».
Татьяна Бакальчук
Гендиректор интернетретейлера Wildberries (90-е место)
«Мы считаем себя продвинутой ИТ-компанией. С другой стороны, кадровое делопроизводство как было в первобытном состоянии, так и оставалось… А тут потребовалось одномоментно нанять большое количество сотрудников в логистические комплексы, в разы увеличить мощность курьерских услуг, и все в условиях удаленки. Нужно было не только перестроить существующую систему, а взглянуть на нее под другим углом зрения.
Самое сложное — преодолеть стереотипы мышления. Многие почему-то считают, будто у е-commerce не возникло никаких проблем из-за пандемии, похоже, и в правительстве не сомневались, что наша отрасль продолжит работать. Тем не менее утро 28 марта, когда в стране объявили режим самоизоляции, началось в Wildberries с нескончаемых звонков едва ли не из всех крупных городов России. Люди пытались понять, что им делать. И в последующие две-три недели работа компании продолжалась нон-стоп практически у всех служб и отделов. <...>
Многие наши партнеры стали жаловаться, мол, вынуждены увольнять людей, не знаем, что с ними делать. А у нас, наоборот, возникла потребность в сотрудниках. Поговорила с коллегами из торговых сетей и предложила объединить усилия. Не знаю, как долго эта история продлится, но пока эффект положительный. Пандемия многие процессы ускорила, всех заставила шевелиться».
Игорь Шехтерман
Главный исполнительный директор X5 Retail Group (шестое место)
«Наши результаты в 2020 году демонстрируют, что мы выбрали правильную стратегию несколько лет назад, когда начали уделять особое внимание цифровой трансформации нашего бизнеса. Благодаря надежной ИТ-инфраструктуре и новым цифровым сервисам мы смогли быстро адаптироваться к беспрецедентным изменениям потребительского спроса во время пандемии COVID-19 и быстро масштабировать «Перекресток Впрок» и услуги экспресс-доставки. Выручка онлайн-гипермаркета увеличилась на 207,9% год к году, а в сумме наши онлайн-бизнесы позволили нам уверенно войти в число ведущих игроков в этом секторе.
Наши основные офлайн-форматы демонстрировали хорошие результаты в течение года, чему способствовали новые концепции магазинов, расширение собственного ассортимента готовой продукции и постоянная ориентация на эффективность».
Игорь Корытько
Генеральный директор Трубной металлургической компании (67-е место)
«Пандемия стала мощным стимулом для перевода многих процессов в цифровую плоскость: от создания и производства продукта до взаимоотношений с потребителями и логистики. Наши профильные службы еще до пандемии развернули на облачной платформе центр обработки данных, на базе которого создан полноценный цифровой двойник офисного пространства: виртуальные совещания, общение, обмен данными — все это реализовано на единой площадке. ТМК перешла к горизонтальной системе управления продажами, чтобы еще более оперативно откликаться на запросы потребителей. Мы активно занимаемся цифровизацией отношений с потребителями, расширяем функционал личных кабинетов клиентов, постоянно совершенствуем сбытовые практики электронной торговой площадки ТМК eTrade. Эти изменения позволили нам укрепить позиции на внутреннем рынке на фоне непростой экономической ситуации».
Мария Давыдова
Генеральный директор «Детского мира» (104-е место)
«Лучший результат компания демонстрировала именно в период кризиса. Наш бизнес и рынок снова и снова доказывали, что они более устойчивы к социально-экономическим спадам (включая текущий — в условиях пандемии коронавируса), чем другие сегменты розничной торговли, мы хорошо подготовлены к подобным ситуациям и рассматриваем их как шанс на дальнейший рост рыночной доли за счет наших более слабых конкурентов.<...>
У нас есть две инициативы [по развитию других сегментов]. Первая — это выход в новые недетские категории. Также мы рассматриваем другие комплементарные категории, которые можно добавить в рамках развития маркетплейса. Это могут быть женская одежда, товары для дома и так далее. Вторая инициатива — это онлайн-сервисы для всей семьи. Наша цель — покрыть все потребности мамы и ребенка, чтобы при необходимости приобрести какой-либо товар или услугу для ребенка покупатель сразу открывал приложение или сайт «Детский мир», не тратя время на поиск в интернете. Для достижения этой цели мы приняли решение двигаться в направлении создания экосистемы, чтобы предложить покупателям не только детские товары, но и различные цифровые продукты для мамы и ребенка».
Андрей Костин
Президент-председатель правления ВТБ (восьмое место)
«Уже к концу этого года мы ожидаем восстановления экономики до допандемийного уровня.<...> У нас есть достаточно государственных ресурсов, и я сторонник того, чтобы эти ресурсы активно внедрялись в экономику. В условиях нынешней геополитики рассчитывать на большой вклад западных инвесторов не приходится. Я думаю, что активизация инвестиционного процесса плюс тот набор мер, который государство и правительство сейчас разрабатывают: по борьбе с бедностью, по сокращению административных ограничений и другие, — все это достаточно для устойчивого роста.<...>
Никакая зараза нас не возьмет. Россияне — люди крепкие, и мы справимся с любой иностранной заразой. И второе: нам бы хорошо работать в мирное время так, как мы умеем мобилизовываться в период кризисов, пандемий, войн и т.д. В таком случае все было бы прекрасно, мы были бы одной из самых процветающих стран.<...> Надо перенацелить нашу экономику. Мы часть мирового рынка, и превратиться в Северную Корею для нас невозможно».
Источники: «Интерфакс», «Коммерсантъ», РБК, «Роснефть», ТАСС, EcomHub, The Bell
Фото: Владислав Шатило для РБК; пресс-служба; Олег Яковлев для РБК; Юлия Спиридонова для РБК