Своя дорога в дюнах
Преодолев последствия экономического кризиса, Латвия ищет свой путь развития экономики.
В докризисный период, с 2003 по 2007 год, ежегодный рост ВВП Латвии составлял порядка 10%, что для небольшой экономики было очень хорошим результатом, говорит доцент кафедры экономической теории РЭУ им. Г.В. Плеханова Екатерина Новикова. Однако во время глобального кризиса 2008–2009 годов он сменился глубочайшим спадом в экономике. По мнению Новиковой, причиной в числе прочих стала и изменившаяся за последние 20 лет структура экономики страны.
Латвии пришлось предпринять серьезные меры, чтобы изменить ситуацию. И уже с 2012 года ВВП страны начал понемногу прибавлять. По прогнозам Европейской комиссии, рост ВВП Латвии в 2017 году (4,2%) значительно превысит средний уровень роста ВВП в ЕС (2,3%). По данным Банка Латвии, в 2016 году экспорт увеличился на 2% по сравнению с предыдущим годом, в свою очередь, объем импорта снизился на 0,5%. «Активизация глобального рынка, повышение цен на международном рынке и стабильный рост в странах — важнейших торговых партнерах Латвии продолжают способствовать росту экспорта Латвии. В первом полугодии 2017 года объем экспорта вырос на 8% по сравнению с тем же периодом 2016-го», — говорит глава Латвийского агентства инвестиций и развития (LIAA) Андрис Озолс.
Новые вызовы
Новые экономические реалии потребовали пересмотра рынков сбыта и диверсификации рисков на будущее. Так, российские контрсанкции, запретившие ввоз определенных продовольственных товаров из Евросоюза, нанесли удар по пищевой промышленности Латвии. «Утрата рынка сбыта и любимых продуктов была неприятным моментом как для наших предпринимателей, так и для потребителей в России. С тех пор произведенный в Латвии сыр стал популярным угощением, которое путешествующие из России везут с собой, возвращаясь домой», — делится Андрис Озолс.
Новые рынки предпринимателям помогало искать и агентство, организовывая открытие национальных стендов на важных международных выставках. Еще одним инструментом стали торговые миссии предпринимателей и визиты иностранных покупателей в Латвию. На данный момент поддержкой предпринимателей за рубежом занимаются 20 представительств LIAA на стратегически важных для Латвии рынках экспорта, в том числе в России и Китае. В последнем представительства расположены в трех городах — Пекине, Шанхае и Нингбо.
Именно в поставках в Китай латвийские предприниматели видят возможные точки роста. «Мы изучили желания китайского потребителя, сегментировали круг своих клиентов и активно работаем над тем, чтобы повысить объемы экспорта произведенных в Латвии молочных продуктов в Китай», — говорит Андрис Озолс. В настоящее время, по данным LIAA, Китай с точки зрения сбыта молочной продукции занимает 31-е место, а 42% от общего объема молочки экспортируется в Литву.
Меры поддержки на страновом уровне предпринимаются и для других отраслей. Так, в конце февраля будущего года в Елгаве пройдет форум производителей машиностроения и металлообработки в Латвии. Во время форума запланирована контактная биржа иностранных покупателей с латвийскими предприятиями.
По итогам 2016 года лидером латвийского экспорта стала как раз продукция машиностроения и электроприборы, включая электрическое оборудование — на эту категорию, по данным LIAA, пришлось 17% экспорта Латвии. В основном продукция латвийских предприятий поставлялась в Литву (18,3%), Эстонию (12,0%) и Россию (7,7%). Металлургия и машиностроение исторически были развитыми отраслями латвийской экономики. За последние годы металлообработка в стране выросла в несколько раз, а в 2016 году компании из этой отрасли получили €1,32 млрд выручки. Примечательно, что для экономики Латвии характерна похожая структура импорта: около 21,5% приходится на продукцию машиностроения, 10,5% — на химическую продукцию, 9,8% — на транспортные средства, 9,0% — на минеральную продукцию. То есть товарооборот диверсифицирован, страна не является ярко выраженным импортером продукции с высокой добавленной стоимостью, как, например, Россия.
Ориентация на новые рынки сбыта дала свои результаты — Латвия вернулась к экономическому росту. В 2016 году ВВП на душу населения вырос на 2,1%, до €12 760, на 2017-й запланирован рост на уровне 4,2%. 74,9% ВВП в прошлом году было сформировано за счет сферы услуг.
Среди потенциальных точек роста — финансовый сектор, ИТ-услуги и транспортная инфраструктура, медицинский туризм.
Бизнес на проводах
В развитии ИТ-технологий Латвия последние годы уступала соседней Эстонии, прославившейся такими проектами, как Skype и TransferWise. Изменить ситуацию и помочь развитию ИТ-инфраструктуры должен специальный новый закон, регулирующий привлечение средств в стартапы. Он был разработан в рекордно короткие сроки и вступил в силу 1 января 2017 года, рассказывают в LIAA. Документ, в частности, предполагает налоговые льготы для работодателя по социальному налогу, софинансирование государством высококвалифицированной рабочей силы и нулевую ставку на прибыль предприятия.
Сегодня Латвия позиционирует себя как удобную площадку для дата-центров благодаря своему удачному территориальному расположению. Здесь уже работает дата-центр Dattum по стандартам Tier III, в настоящий момент он считается самым защищенным в Северной Европе.
В свою очередь, местные компании активно развивают ИТ-решения для различных секторов экономики, а в числе потенциальных клиентов видят и компании из России. Российское законодательство, которое в последнее время претерпело значительные изменения, не запрещает хранить за пределами страны определенную информацию, говорит Владиславс Гурманс, член правления Latnet Serviss (компания предлагает площадки дата-центров в Латвии, старейший интернет-провайдер страны, работает на рынке с 1992 года). Хотя, по его словам, последнее время количество запросов от российских клиентов о переносе баз данных на территорию Латвии сократилось, в основном из-за санкций и экономического кризиса 2014 года. «Можно по-прежнему говорить о переносе за границу определенных ресурсов в рамках действующего законодательства Российской Федерации. Например, торговые сети могут хранить за пределами России каталоги своей продукции, результаты анализа big data и другие данные», — говорит эксперт. По его словам, особенно это актуально для компаний, которые работают в Европе или собираются выходить на европейский рынок и должны быть максимально близки к потребителю и партнерам.
«Электронная связь с каждым годом дает больше возможностей. Поэтому ИТ-отрасль мы очень активно развиваем. До конца 2019 года мы проложим оптический кабель по всей Латвии, что даст ускорение оборотов данных и новые возможности для электронной коммерции», — делится планами курирующий отрасль министр сообщения Латвии Улдис Аугулис.
Транспортный потенциал
На транспортной отрасли Латвии сказались как санкции, наложенные ЕС на Россию, так и экономический кризис внутри самой России. «В период обострения отношений Россия начала предпринимать активные действия по перенаправлению потока грузов, идущих через Балтийское море, с портов прибалтийских республик на собственные порты, которые начали активно строиться еще полтора-два десятилетия назад, в частности через порт Усть-Луги», — говорит аналитик ГК «Финам» Алексей Коренев. При этом, по его словам, доходы от транзита грузов через балтийские порты составляли немалую долю в бюджете всех прибалтийских государств, включая и Латвию.
За первые девять месяцев 2017 года грузооборот в Рижском свободном порту, по данным самого порта, упал на 5,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 25,5 млн т. При этом объем генеральных грузов увеличился на 9,7%. На 16% увеличилась перевалка контейнеров. Здесь, как и в пищевой промышленности, происходит диверсификация бизнеса. «Мы планируем развивать свободные территории в портах. В Рижском порту где-то 450 га, на которых возможно развивать логистику и переработку грузов», — говорит Улдис Аугулис (см. интервью на с. 105).
По данным Латвийского агентства инвестиций и развития, до сих пор более 85% грузовых перевозок в стране по железной дороге составляет транзит из России и Белоруссии в сторону латвийских портов. Однако, столкнувшись с сокращением заказов со стороны российских компаний, латвийские власти стали искать новых партнеров — в первую очередь в Азии. В дальнейшем порты Латвии также рассчитывают на доставку товаров из Китая. Латвийская сторона уже проложила железнодорожный коридор из китайского города Кашгар через территорию Казахстана и России в Ригу и совершила тестовые поездки в оба конца. «В целом ясны тарифы, дело теперь за бизнесом, но мы видим интерес и со стороны Китая, и со стороны Европы в таком коридоре», — говорит министр сообщения. Драйвером роста в транспортно-логистической отрасли должна стать и реализация Rail Baltica — проекта железной дороги с использованием стандартной европейской колеи, которая соединит Прибалтику, Восточную (Польша) и Западную Европу.
В развитии воздушных пассажирских перевозок латвийские компании делают ставку на российских потребителей. За последние семь лет пассажиропоток международного аэропорта Риги увеличился в четыре раза: его доля на рынке стран Балтии достигла 43%, число пассажиров в 2016 году составило 5,4 млн. «В настоящий момент Москва является для нас наиболее важным направлением как по грузовым, так и по пассажирским перевозкам: прямым и транзитным. На Россию приходится около 5–6% пассажиропотока», — говорит директор по развитию бизнеса и авиационных услуг международного аэропорта Риги Лиене Фреивалде. По ее словам, после масштабной реконструкции площадь аэропорта удвоится. «Рижский аэропорт уже сейчас является крупнейшим в странах Балтии, и за счет реконструкции, мы надеемся вырасти еще больше», — добавила она.
Несмотря на то что в аэропорт летают 17 авиакомпаний, основные надежды связывают с флагманским перевозчиком страны — Аir Baltic Corporation. «Российский рынок огромен и очень важен для нас, мы пытаемся постоянно развивать свои транзитные направления. На сегодняшний день у нас 60 маршрутов, и каждый новый маршрут помогает нам развиваться еще больше — это выгодно и нашей компании, и российскому рынку», — заявил вице-президент по обеспечению качества Air Baltic Лаурис Микельсонс. В следующем году компания планирует запустить минимум семь новых рейсов, в том числе два рейса в города чемпионата мира по футболу — Калининград и Сочи (в три российских города компания уже летает). И рассчитывает продать на российском рынке на 15% больше билетов.
Драйвером роста и здесь отчасти станет проект Rail Baltica, в рамках которого к 2022 году будет построен новый железнодорожный вокзал Риги, а с терминалом аэропорта появится высокоскоростное железнодорожное сообщение.
Динамика экспорта и импорта Латвии
€ млрд
Источник: Латвийское агентство инвестиций и развития
Фото: Getty Images Russia