Преодолев последствия кризиса, Латвия ищет свой путь развития экономики

РБКBiznes

Своя дорога в дюнах

Преодолев последствия экономического кризиса, Латвия ищет свой путь развития экономики.

Текст Алексей Лоссан

В докризисный период, с 2003 по 2007 год, ежегодный рост ВВП Латвии составлял порядка 10%, что для небольшой экономики было очень хорошим результатом, говорит доцент кафедры экономической теории РЭУ им. Г.В. Плеханова Екатерина Новикова. Однако во время глобального кризиса 2008–2009 годов он сменился глубочайшим спадом в экономике. По мнению Новиковой, причиной в числе прочих стала и изменившаяся за последние 20 лет структура экономики страны.

Латвии пришлось предпринять серьезные меры, чтобы изменить ситуацию. И уже с 2012 года ВВП страны начал понемногу прибавлять. По прогнозам Европейской комиссии, рост ВВП Латвии в 2017 году (4,2%) значительно превысит средний уровень роста ВВП в ЕС (2,3%). По данным Банка Латвии, в 2016 году экспорт увеличился на 2% по сравнению с предыдущим годом, в свою очередь, объем импорта снизился на 0,5%. «Активизация глобального рынка, повышение цен на международном рынке и стабильный рост в странах — важнейших торговых партнерах Латвии продолжают способствовать росту экспорта Латвии. В первом полугодии 2017 года объем экспорта вырос на 8% по сравнению с тем же периодом 2016-го», — говорит глава Латвийского агентства инвестиций и развития (LIAA) Андрис Озолс.

Новые вызовы

Новые экономические реалии потребовали пересмотра рынков сбыта и диверсификации рисков на будущее. Так, российские контрсанкции, запретившие ввоз определенных продовольственных товаров из Евросоюза, нанесли удар по пищевой промышленности Латвии. «Утрата рынка сбыта и любимых продуктов была неприятным моментом как для наших предпринимателей, так и для потребителей в России. С тех пор произведенный в Латвии сыр стал популярным угощением, которое путешествующие из России везут с собой, возвращаясь домой», — делится Андрис Озолс.

Новые рынки предпринимателям помогало искать и агентство, организовывая открытие национальных стендов на важных международных выставках. Еще одним инструментом стали торговые миссии предпринимателей и визиты иностранных покупателей в Латвию. На данный момент поддержкой предпринимателей за рубежом занимаются 20 представительств LIAA на стратегически важных для Латвии рынках экспорта, в том числе в России и Китае. В последнем представительства расположены в трех городах — Пекине, Шанхае и Нингбо.

Именно в поставках в Китай латвийские предприниматели видят возможные точки роста. «Мы изучили желания китайского потребителя, сегментировали круг своих клиентов и активно работаем над тем, чтобы повысить объемы экспорта произведенных в Латвии молочных продуктов в Китай», — говорит Андрис Озолс. В настоящее время, по данным LIAA, Китай с точки зрения сбыта молочной продукции занимает 31-е место, а 42% от общего объема молочки экспортируется в Литву.

Меры поддержки на страновом уровне предпринимаются и для других отраслей. Так, в конце февраля будущего года в Елгаве пройдет форум производителей машиностроения и металлообработки в Латвии. Во время форума запланирована контактная биржа иностранных покупателей с латвийскими предприятиями.

По итогам 2016 года лидером латвийского экспорта стала как раз продукция машиностроения и электроприборы, включая электрическое оборудование — на эту категорию, по данным LIAA, пришлось 17% экспорта Латвии. В основном продукция латвийских предприятий поставлялась в Литву (18,3%), Эстонию (12,0%) и Россию (7,7%). Металлургия и машиностроение исторически были развитыми отраслями латвийской экономики. За последние годы металлообработка в стране выросла в несколько раз, а в 2016 году компании из этой отрасли получили €1,32 млрд выручки. Примечательно, что для экономики Латвии характерна похожая структура импорта: около 21,5% приходится на продукцию машиностроения, 10,5% — на химическую продукцию, 9,8% — на транспортные средства, 9,0% — на минеральную продукцию. То есть товарооборот диверсифицирован, страна не является ярко выраженным импортером продукции с высокой добавленной стоимостью, как, например, Россия.

Ориентация на новые рынки сбыта дала свои результаты — Латвия вернулась к экономическому росту. В 2016 году ВВП на душу населения вырос на 2,1%, до €12 760, на 2017-й запланирован рост на уровне 4,2%. 74,9% ВВП в прошлом году было сформировано за счет сферы услуг.

Среди потенциальных точек роста — финансовый сектор, ИТ-услуги и транспортная инфраструктура, медицинский туризм.

Бизнес на проводах

В развитии ИТ-технологий Латвия последние годы уступала соседней Эстонии, прославившейся такими проектами, как Skype и TransferWise. Изменить ситуацию и помочь развитию ИТ-инфраструктуры должен специальный новый закон, регулирующий привлечение средств в стартапы. Он был разработан в рекордно короткие сроки и вступил в силу 1 января 2017 года, рассказывают в LIAA. Документ, в частности, предполагает налоговые льготы для работодателя по социальному налогу, софинансирование государством высококвалифицированной рабочей силы и нулевую ставку на прибыль предприятия.

Сегодня Латвия позиционирует себя как удобную площадку для дата-центров благодаря своему удачному территориальному расположению. Здесь уже работает дата-центр Dattum по стандартам Tier III, в настоящий момент он считается самым защищенным в Северной Европе.

В свою очередь, местные компании активно развивают ИТ-решения для различных секторов экономики, а в числе потенциальных клиентов видят и компании из России. Российское законодательство, которое в последнее время претерпело значительные изменения, не запрещает хранить за пределами страны определенную информацию, говорит Владиславс Гурманс, член правления Latnet Serviss (компания предлагает площадки дата-центров в Латвии, старейший интернет-провайдер страны, работает на рынке с 1992 года). Хотя, по его словам, последнее время количество запросов от российских клиентов о переносе баз данных на территорию Латвии сократилось, в основном из-за санкций и экономического кризиса 2014 года. «Можно по-прежнему говорить о переносе за границу определенных ресурсов в рамках действующего законодательства Российской Федерации. Например, торговые сети могут хранить за пределами России каталоги своей продукции, результаты анализа big data и другие данные», — говорит эксперт. По его словам, особенно это актуально для компаний, которые работают в Европе или собираются выходить на европейский рынок и должны быть максимально близки к потребителю и партнерам.

«Электронная связь с каждым годом дает больше возможностей. Поэтому ИТ-отрасль мы очень активно развиваем. До конца 2019 года мы проложим оптический кабель по всей Латвии, что даст ускорение оборотов данных и новые возможности для электронной коммерции», — делится планами курирующий отрасль министр сообщения Латвии Улдис Аугулис.

Транспортный потенциал

На транспортной отрасли Латвии сказались как санкции, наложенные ЕС на Россию, так и экономический кризис внутри самой России. «В период обострения отношений Россия начала предпринимать активные действия по перенаправлению потока грузов, идущих через Балтийское море, с портов прибалтийских республик на собственные порты, которые начали активно строиться еще полтора-два десятилетия назад, в частности через порт Усть-Луги», — говорит аналитик ГК «Финам» Алексей Коренев. При этом, по его словам, доходы от транзита грузов через балтийские порты составляли немалую долю в бюджете всех прибалтийских государств, включая и Латвию.

За первые девять месяцев 2017 года грузооборот в Рижском свободном порту, по данным самого порта, упал на 5,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 25,5 млн т. При этом объем генеральных грузов увеличился на 9,7%. На 16% увеличилась перевалка контейнеров. Здесь, как и в пищевой промышленности, происходит диверсификация бизнеса. «Мы планируем развивать свободные территории в портах. В Рижском порту где-то 450 га, на которых возможно развивать логистику и переработку грузов», — говорит Улдис Аугулис (см. интервью на с. 105).

По данным Латвийского агентства инвестиций и развития, до сих пор более 85% грузовых перевозок в стране по железной дороге составляет транзит из России и Белоруссии в сторону латвийских портов. Однако, столкнувшись с сокращением заказов со стороны российских компаний, латвийские власти стали искать новых партнеров — в первую очередь в Азии. В дальнейшем порты Латвии также рассчитывают на доставку товаров из Китая. Латвийская сторона уже проложила железнодорожный коридор из китайского города Кашгар через территорию Казахстана и России в Ригу и совершила тестовые поездки в оба конца. «В целом ясны тарифы, дело теперь за бизнесом, но мы видим интерес и со стороны Китая, и со стороны Европы в таком коридоре», — говорит министр сообщения. Драйвером роста в транспортно-логистической отрасли должна стать и реализация Rail Baltica — проекта железной дороги с использованием стандартной европейской колеи, которая соединит Прибалтику, Восточную (Польша) и Западную Европу.

В развитии воздушных пассажирских перевозок латвийские компании делают ставку на российских потребителей. За последние семь лет пассажиропоток международного аэропорта Риги увеличился в четыре раза: его доля на рынке стран Балтии достигла 43%, число пассажиров в 2016 году составило 5,4 млн. «В настоящий момент Москва является для нас наиболее важным направлением как по грузовым, так и по пассажирским перевозкам: прямым и транзитным. На Россию приходится около 5–6% пассажиропотока», — говорит директор по развитию бизнеса и авиационных услуг международного аэропорта Риги Лиене Фреивалде. По ее словам, после масштабной реконструкции площадь аэропорта удвоится. «Рижский аэропорт уже сейчас является крупнейшим в странах Балтии, и за счет реконструкции, мы надеемся вырасти еще больше», — добавила она.

Несмотря на то что в аэропорт летают 17 авиакомпаний, основные надежды связывают с флагманским перевозчиком страны — Аir Baltic Corporation. «Российский рынок огромен и очень важен для нас, мы пытаемся постоянно развивать свои транзитные направления. На сегодняшний день у нас 60 маршрутов, и каждый новый маршрут помогает нам развиваться еще больше — это выгодно и нашей компании, и российскому рынку», — заявил вице-президент по обеспечению качества Air Baltic Лаурис Микельсонс. В следующем году компания планирует запустить минимум семь новых рейсов, в том числе два рейса в города чемпионата мира по футболу — Калининград и Сочи (в три российских города компания уже летает). И рассчитывает продать на российском рынке на 15% больше билетов.

Драйвером роста и здесь отчасти станет проект Rail Baltica, в рамках которого к 2022 году будет построен новый железнодорожный вокзал Риги, а с терминалом аэропорта появится высокоскоростное железнодорожное сообщение.

Динамика экспорта и импорта Латвии

€ млрд

Источник: Латвийское агентство инвестиций и развития

Фото: Getty Images Russia

 

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Импортозамещение выходит на новый уровень Импортозамещение выходит на новый уровень

Российская промышленность снижает зависимость от иностранных поставщиков

РБК
Заполняя белые места на карте Заполняя белые места на карте

Некоторые ключевые вехи экспедиционной истории РГО

Вокруг света
Слово редактора Слово редактора

На самом деле, нет более открытых миру людей, чем яхтсмены

Y Magazine
Лучше новых двух Лучше новых двух

Solaris НС от рождения приспособлен именно к российским условиям эксплуатации

Автопилот
Притяжение приставки Притяжение приставки

Родство с великими обязывает – так считают потомки Семенова-Тян-Шанского

Вокруг света
Наука в фантастике: эпизоды истории Наука в фантастике: эпизоды истории

Как в СССР подчинили фантастику пропаганде социалистических достижений

Наука и жизнь
Яркий кадр Яркий кадр

Заказчики этой квартиры оказались большими фанатами кино и поп-арта

Идеи Вашего Дома
Книга как искусство Книга как искусство

На протяжении долгих веков книга являлась главным хранителем информации

Знание – сила
Баланс под вуалью Баланс под вуалью

Для создания собственного оазиса уюта заказчица пригласила дизайнера

Идеи Вашего Дома
Электрокопия Электрокопия

Игрушка для богатых мальчиков — электрическая копия Bentley 4½ litre ‘Blower’

Автопилот
Искусство развлекать Искусство развлекать

Развлечения: относительно недавние изобретения, хотя и с древними корнями

Вокруг света
«Кузнец – это в первую очередь инженер» «Кузнец – это в первую очередь инженер»

Как ученые исследуют магнитное поле Земли? Влияют ли на нас магнитные бури?

Знание – сила
Вечные ценности Вечные ценности

Как старинные усадьбы превращаются в современные культурные центры

Вокруг света
Усадьбы Москвы Усадьбы Москвы

Русские имения хранят множество историй, повлиявших на судьбу страны

Вокруг света
Он пережил и многое, и многих… Он пережил и многое, и многих…

Петр Вяземский, князь. О нем вспоминают обычно в связи с А. С. Пушкиным

Знание – сила
Сделано с душой Сделано с душой

Эта уютная квартира — новая, но у неё уже есть своя интересная история

Идеи Вашего Дома
«Ползи, улитка…» «Ползи, улитка…»

Куда деться от городской суеты? Создать город без суеты!

Вокруг света
Удивительный трубкозуб Удивительный трубкозуб

Ожившей химерой с прошедших веков трубкозуба, шутя, обзывают

Знание – сила
Жизнь – игра Жизнь – игра

Галантный век: как дух эпохи отражается в нескольких предметах

Вокруг света
Поговорим о космологии Поговорим о космологии

Пять работ, посвященных космологии, с комментариями специалиста

Знание – сила
Возвращение к истокам Возвращение к истокам

Бизнес-седан Audi A6: классика и одновременно статус

Автопилот
Уютный аскетизм Уютный аскетизм

Интерьер в стиле софт-минимализм с органично вплетённой японской темой

Идеи Вашего Дома
Лихие 900-е Лихие 900-е

Как выглядит тест-драйв автомобиля Lynk & Co 900 в Китае для иностранных граждан

Автопилот
Недолгий триумф «арийской физики» Недолгий триумф «арийской физики»

В какой тупик может завести себя наука, если станет служанкой нацизма

Знание – сила
Испанские авианосцы на мировом рынке Испанские авианосцы на мировом рынке

Что помогло определиться с основными требованиями к универсальному авианосцу

Наука и техника
Скромные великаны Скромные великаны

В Португалии больше потерь и сожалений об утраченном величии, чем приобретений

Seasons of life
Белеет парус на болоте Белеет парус на болоте

Чем так уникален нерукотворный природный парус — белокрыльник болотный?

Наука и жизнь
Компьютерное зрение: когда роботы перестали тыкать пальцем в небо? Компьютерное зрение: когда роботы перестали тыкать пальцем в небо?

Зачем нужно компьютерное зрение и какие задачи оно решает в разных сферах

Наука и техника
Сотворить «Онегина» Сотворить «Онегина»

Кто участвует в сотворении «Евгения Онегина» вместе с Пушкиным

Seasons of life
Жизнь Анны Ангеловны, краткая история фаду Жизнь Анны Ангеловны, краткая история фаду

История о том, как появился музыкальный жанр фаду

Seasons of life
Открыть в приложении