Что такое инклюзивная среда и почему этот тренд актуален для каждого

РБКJamiyat

Свободный доступ

Что такое инклюзивная среда, как ее распространить на города и мегаполисы и почему этот тренд актуален для каждого

Автор: Надежда Чередниченко, генеральный директор и соучредитель компании «Доступная страна»

Создание доступной среды в современном жилом комплексе — это способ обеспечить комфорт абсолютно всем людям, которые будут в нем проживать. Вопрос лишь в том, как этого добиться.

Инклюзивный подход призван сделать жилье максимально удобным и рассчитанным под потребности каждого человека, независимо от его особенностей здоровья, социального положения или хобби. Также он увеличивает ликвидность недвижимости и заслуживает особого внимания со стороны проектирующих и строительных организаций. Что нужно учесть застройщикам при благоустройстве жилищной инфраструктуры, чтобы сделать ее комфортной для всех?

Почему доступная среда важна для каждого

В представлении многих людей концепция доступной среды воспринимается как что-то, что делается исключительно для людей с инвалидностью. И термин «маломобильные группы населения» (МГН) часто используется как синоним инвалидности. Однако в реальности с ограничениями собственной мобильности сталкивается абсолютно каждый — в разном возрасте и в различных жизненных ситуациях.

Например, тяжелый чемодан, даже если он на колесиках, очень снижает мобильность, поэтому люди с багажом относятся к МГН. Логично, что человеку с чемоданом неудобно подниматься по лестнице, и при наличии в здании пандуса или лифта он воспользуется именно ими. К маломобильным людям также относятся беременные женщины, люди с детскими колясками, малолетними детьми и все те, кто восстанавливается после болезней или травм. И, конечно, нельзя забывать про пожилых людей — в эту группу маломобильного населения с возрастом попадают практически все. Согласно данным Минздрава, численность людей пенсионного возраста в 2023 году составила 34,5 млн человек — это 23,5% от всего населения страны. Еще доступная среда удобна для активных людей, использующих велосипеды и самокаты.

То есть реализация принципов доступной среды не ограничивается созданием решений для людей с инвалидностью. Об этом говорят и застройщики. В частности, руководитель портала ЕРЗ. РФ Кирилл Холопик утверждает, что «инклюзивная среда девелоперами понимается несколько шире, чем удобство жилого комплекса для жизни людей с ограниченными возможностями».

Тем не менее потребности людей с инвалидностью при создании доступной среды учитываются в первую очередь, поскольку их ограничения мобильности имеют стойкий характер. Застройщикам нужно рассматривать такой подход в разрезе «если пространство будет удобно для людей с инвалидностью, значит, оно будет удобно для всех».

Реализация инклюзивных условий в жилых комплексах актуальна еще и потому, что люди с ограничениями жизнедеятельности являются достаточно большой целевой группой — в России, по данным Росстата, на 2023 год насчитывалось около 11 млн человек с инвалидностью.

Помимо исполнения обязательств перед законодательством, застройщик, создающий комфортную доступную среду, повышает рентабельность своего проекта. Недвижимость с высокой степенью доступности и удобства становится более ликвидной на рынке за счет привлечения широкого круга покупателей. Инклюзивные жилые объекты привлекательны и для инвесторов, которые планируют последующую сдачу квартиры в аренду, и для отдельных покупателей, которые приобретают безопасную и комфортную жилплощадь на перспективу для себя или своих пожилых родственников.

Развитие долгосрочного тренда на социальную ориентированность девелоперских компаний подтверждают статистические данные. Наиболее активными покупателями квартир сегодня являются люди в возрасте 25–45 лет. Обычно жилье остается в собственности на протяжении многих лет, и большая часть нынешних покупателей в будущем будет проживать в этих квартирах и в пожилом возрасте. Поэтому застройщикам необходимо принимать в расчет долгосрочную перспективу использования жилплощади.

К тому же к 2046 году в России ожидается увеличение числа пожилых людей на 3%, а общая доля этого возрастного сегмента может достигнуть 27%. С учетом этих показателей запрос на создание доступного и комфортного жилья продолжает актуализироваться.

Основные принципы доступной среды

Масштабное создание доступной среды в России началось в 2012 году, когда Государственная дума РФ ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов. Согласно положениям Конвенции, учреждения общественного доступа, в том числе жилые объекты, должны быть спроектированы и адаптированы с учетом потребностей людей с инвалидностью. Основной документ, который регулирует создание правильных и комфортных пространств в России, это Свод правил (СП) 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Именно его в первую очередь используют при проектировании доступной среды на объектах. Среди других ключевых нормативных актов:

  • ГОСТ Р 51261-2022. Устройства опорные стационарные для маломобильных групп населения;
  • ГОСТ Р 52875-2018. Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению;
  • ГОСТ Р 52131-2019. Средства отображения информации знаковые для инвалидов.

Создание доступной среды предусматривает следование двум основным принципам, заложенным в Конвенции о правах инвалидов.

  • Принцип универсального (инклюзивного) дизайна заключается в проектировании изделий, продуктов, программ, услуг, объектов и устройств с учетом возможностей и потребностей всех групп населения, включая людей с ограниченными возможностями.
  • Принцип разумного приспособления означает внесение необходимых и подходящих модификаций и коррективов в уже существующие пространства для обеспечения реализации людьми с инвалидностью всех прав человека и основных свобод. Обустройство объектов, в частности, должно быть основано на рациональном подходе, исключая несоразмерные или неоправданные решения.

Таким образом, в реализации доступной среды выделяется два ключевых процесса: проектирование и адаптация.

Как доступная среда реализуется застройщиками

Одна из задач застройщика сегодня — приступить к формированию доступной среды еще на этапе проектирования здания. При этом важно учесть потребности людей с инвалидностью и других групп маломобильного населения. В урбанистике такой принцип называется «8–80» — городская среда должна быть одновременно удобной и для восьмилетнего, и для 80-летнего человека.

Для грамотной реализации принципов доступности специалисты ориентируются на нормативные акты, которые были рассмотрены выше. Однако, как показывает практика, уже на стадии разработки проекта нередко происходят ошибки и неточности. Их причиной является нехватка компетенций по созданию доступной среды у архитекторов и проектировщиков, а также довольно ограниченное число квалифицированных специалистов в этом сегменте в целом. В результате появляются проекты, которые инклюзивны лишь частично. К примеру, в проекте могут уделить внимание доступности здания инвалидам, использующим коляски, но при этом не учесть потребности людей с нарушениями зрения.

Иногда из-за ошибок в проектировании человек с нарушениями опорно-двигательного аппарата сталкивается с трудностями даже в адаптированных пространствах. Например, около подъезда может быть предусмотрен пандус, но при этом внутри есть одна-две непреодолимые ступеньки, ведущие к лифту. Или глубина тамбура может быть такой, что отъехать на коляске назад для открытия двери невозможно. Стационарным подъемником, установленным на лестнице, часто можно воспользоваться, только обращаясь к ответственному за его обслуживание работнику, который не всегда на месте и не может быстро решить вопрос.

Нехватка компетентных специалистов по доступной среде, способных указать на неточности в проекте или его неполное соответствие нормативам, есть в том числе и в организациях, выполняющих экспертизу проектов.

Рекомендации по созданию доступной среды в ЖК

На этапе проектирования необходимо следовать нормативам, изложенным в СП 59.13330.2020, а также придерживаться принципов универсального дизайна.

Один из ключевых аспектов процесса — детальная проработка маршрута от прилегающей территории до квартиры с расчетом на его использование различными категориями граждан. Чтобы обеспечить безбарьерную среду для всех, проектировщики должны заранее проанализировать, с какими преградами и сложностями могут столкнуться маломобильные группы населения.

Специалистам необходимо пройти по этому пути самостоятельно, представляя себя на месте людей с инвалидностью: например, человека с нарушением зрения или опорно-двигательного аппарата. Для лучшего понимания нюансов можно также взять с собой детскую коляску и преодолеть маршрут вместе с ней.

Важно предусмотреть понятную навигацию, а также безбарьерное соединение территории жилого комплекса с внешней городской средой.

Следует учесть еще один значимый аспект — потоковый маршрут движения будущих собственников жилья при выходе во внешнюю среду. Оптимизировать маршрут помогут ответы на вопросы:

  • Где находится/будет находиться пешеходный переход?
  • Где находится/будет находиться остановка общественного транспорта?
  • Где необходимо сделать пандусы?
  • Есть ли проход к пандусам со стороны пешеходных тротуаров?
  • Как изменится маршрут в зимнее время?
  • Сохранится ли доступность маршрута в период снегопадов?

На российском рынке уже есть несколько успешных примеров грамотного создания безбарьерных маршрутов. Среди них — решение застройщика жилого проекта City Baу, который благоустроил маршруты, связывающие территорию жилого комплекса со станциями метро и МЦД. Также отдельно можно отметить работы по созданию доступной среды в новых и реконструированных объектах транспортной инфраструктуры Москвы.

Внимания архитекторов требует и ряд функциональных зон и элементов, указанных в СП 59.13330.2020.

Паркинг

Согласно законодательству каждая парковка должна иметь не только отдельные парковочные места для людей с инвалидностью, но и хотя бы один доступный пешеходный подход от этого места ко входу/выходу со стоянки. Если парковка подземная, отличным решением будет обеспечить ее большим лифтом с раздвижными дверями. В некоторых европейских странах, например в Швейцарии, в подземных паркингах предусмотрены санузлы. Такое грамотное проектирование будет удобно не только людям с ОВЗ, но и всем пользователям парковки.

Входная группа

По мнению людей с инвалидностью, входная группа является самым сложно преодолимым функциональным элементом здания. Вход на прилегающую территорию и в здание по возможности рекомендуется делать с уровня земли.

Преодоление перепадов высот даже при наличии пандусов — это неудобно и тяжело. Часто пандусы размещают так, что на них попадают снег, вода и сосульки, падающие с крыши здания. К тому же монолитные пологие съезды требуют регулярного обслуживания, особенно в сложных погодных условиях — и об этом часто забывают коммунальные службы. Бывает и так, что, счищая снег с тротуаров, заваливают и подходы к пандусу, и сам пандус. Наличие ступеней на входе в подъезд предполагает и перепады высот внутри здания на пути к лифту — и здесь сделать пандусы гораздо сложнее.

Также необходимо обратить внимание на проемы, проходы и коридоры — они должны иметь нормативные размеры. Людям с инвалидностью, особенно тем, кому для передвижения нужны костыли или коляска, будут наиболее удобны широкие автоматические раздвижные двери. Очень комфортны сквозные этажные лифты, поскольку в них не нужно ни разворачиваться, ни сдавать назад на коляске. Кнопки лифтов должны располагаться на доступной высоте, а сам лифт должен быть оборудован поручнями, расположенными вдоль стен.

Для удобства людей с нарушениями зрения в лифте должно быть голосовое озвучивание этажей, а кнопки в кабине лифта должны дублироваться текстом по системе Брайля. Причем брайлевские метки нужно размещать не на самих кнопках, а рядом с ними, чтобы исключить возможность ошибочного нажатия при поиске нужной кнопки.

Навигация в ориентировании

Внутренние помещения необходимо оснастить понятными и доступными средствами ориентирования. Это могут быть тактильные таблички, вывески, пиктограммы, мнемосхемы, а также тактильные наземные указатели.

Информирование

Для организации системы информирования устанавливают звуковые маяки, информационные терминалы, бегущие строки.

Пути эвакуации

На этаже следует предусмотреть не менее одной пожаробезопасной зоны для людей с инвалидностью, которые не могут эвакуироваться самостоятельно. Расположить и оснастить такие зоны также необходимо в соответствии с требованиями регулирующих документов.

Квартиры для людей с инвалидностью

На текущий момент в стране действуют постановления и методические рекомендации, которые касаются создания комфортных и удобных квартир для людей с инвалидностью. Государство также активно работает над созданием документов, которые бы более детально описывали требования к таким квартирам. Архитектурно-планировочные решения для этого вида жилплощади должны быть такими, чтобы квартиру можно было с легкостью оснастить по всем правилам для каждой категории людей с инвалидностью.

Среди аспектов, которые необходимо предусмотреть на этапе планирования:

  • широкие дверные проемы — для входной двери в квартиру это 90 см, для внутренних помещений — 80–90 см;
  • просторный совмещенный санузел;
  • место для опорных конструкций;
  • отсутствие перепадов высот пола и порога, в том числе у входной двери, на балконе и в санузле;
  • размещение квартир на нижних этажах и наличие рядом с ними пожаробезопасных зон.

Отдельного внимания заслуживает проектирование типовых санузлов. Стандартные планировки не позволяют организовать комфорт гигиенических процедур для человека с инвалидностью. Поэтому рекомендуется объединять туалет и ванную, делая совмещенный санузел. Бортик ванны является для многих маломобильных людей непреодолимым препятствием, поэтому самым удобным решением будет душевая кабина, выполненная на одном уровне с полом.

Обучение сотрудников

В индустрии доступной среды есть много точек роста, например, теоретическое и практическое обучение специалистов. Чтобы минимизировать риск некорректно реализованных проектов, проектирующим организациям необходимо систематически обучать своих сотрудников принципам создания доступной среды.

Оптимальным решением может стать сценарий, при котором проектирующая организация берет на себя функции по осуществлению надзора и за исполнением проекта. Сопровождение объекта с нуля вплоть до сдачи обеспечивает взвешенные решения уже на этапе проектирования и выбора конкретного оборудования.

Фото: Руслан Альтимиров / «Доступная страна», Drazen Zigic / Shutterstock, Marcel Derweduwen / Shutterstock, Roman Zaiets / Shutterstock, NavinTar / Shutterstock

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Чистая работа Чистая работа

Как избавляться от цифрового мусора и кому можно поручить эту работу?

РБК
«Серьезный вызов даже для передовых технологий» «Серьезный вызов даже для передовых технологий»

Что говорят эксперты о перспективах применения биопринтинга в медицине

РБК
В одной лодке В одной лодке

Что нужно, чтобы начать заниматься академической греблей?

Y Magazine
По следам первопроходцев По следам первопроходцев

Следы эпохи Великих географических открытий – во всей нашей жизни

Вокруг света
Игры_с_разумом Игры_с_разумом

Как нейросети меняют гейм-индустрию

ТехИнсайдер
Бактерии, грибы и насекомые-хищники Бактерии, грибы и насекомые-хищники

В российском АПК растет популярность биологических средств защиты растений

Агроинвестор
Семья тираннозавра: кошмарные перестановки Семья тираннозавра: кошмарные перестановки

История исследований и пересмотров окаменелостей тираннозавра и его второй вид

Наука и техника
Выйти из тени Выйти из тени

Яхтенный мир знает немного историй об успешном партнерстве верфей с автопромом

Y Magazine
Домашние просторы Домашние просторы

Связь с внешним миром и пространство, наполненное светом, в трехэтажном доме

Идеи Вашего Дома
Продолжение легенды Продолжение легенды

Яхтенный бренд Moody легендарным считается по праву

Y Magazine
О тонкостях астрономической терминологии О тонкостях астрономической терминологии

«Протопланетный» или «протопланетарный»: есть ли разница?

Наука и техника
Энергия воды: набирают силу малые станции Энергия воды: набирают силу малые станции

Как в действительности развивалась гидроэнергетика последние десять лет?

Наука и жизнь
Второе непришествие Второе непришествие

Обновленная Skoda Octavia – что осталось за кадром

Автопилот
Незаменимы во все времена Незаменимы во все времена

Как трансформировалась профессия водителя такси и какое будущее ждет ее

РБК
Новое небо Новое небо

Астрономы обнаруживают в космическом прошлом массивные и зрелые галактики

Наука
Парадоксы «кроличьей норы» Парадоксы «кроличьей норы»

Что случится, если упасть в туннель, проходящий Землю насквозь через её центр?

Наука и жизнь
Кибермошенничество. Актуальные схемы и меры противодействия Кибермошенничество. Актуальные схемы и меры противодействия

Как защитить себя и свои средства от кибермошенничества?

Наука и техника
«АПК Ресурс» зальет поля под рис «АПК Ресурс» зальет поля под рис

Как «АПК Ресурс» планирует засеять рисом 27 тыс. га в Астраханской области

Агроинвестор
Философия университета: мышление, знания, навыки Философия университета: мышление, знания, навыки

Уже более ста лет пишется и говорится об экономике знания

Наука
Куда глаза глядят Куда глаза глядят

В линейке Jetour появилась модель для путешествий по бездорожью

Автопилот
Иерусалим 2000 лет назад Иерусалим 2000 лет назад

Иерусалим две тысячи лет назад был для иудеев местом всеобщего паломничества

Знание – сила
Изобретения на любой вкус Изобретения на любой вкус

Как исследователи меняют агротех и фудтех с помощью искусственного интеллекта

РБК
Искра моря Искра моря

Траулеру Scintilla Maris посчастливилось стать настоящей экспедиционной яхтой

Y Magazine
Инструмент для землемеров и топографов Павла Бибикова Инструмент для землемеров и топографов Павла Бибикова

Как Павел Бибиков облегчил жизнь землемерам и топографам

Наука и жизнь
Космические университеты Юрия Гагарина Космические университеты Юрия Гагарина

Каким был вклад Юрия Гагарина в космонавтику

Наука и жизнь
Сибирский характер Сибирский характер

Влияет ли регион происхождения лодки на ее дизайн и поведение на воде?

Y Magazine
Электрический фантом Электрический фантом

Состоялся мировой дебют электрической Frauscher × Porsche 850 Fantom Air

Y Magazine
Академик Валерий Пузырев: именно генетика и сделала медицину наукой Академик Валерий Пузырев: именно генетика и сделала медицину наукой

Что удалось понять и достичь в генетике, а что остается тайной за семью печатями

Наука
Перепись птичьего населения Перепись птичьего населения

Ученые предложили новый способ оценки синантропизации птиц

Наука
Белых пятен больше нет Белых пятен больше нет

Десять удивительных географических объектов, открытых в XX и XXI веке

Вокруг света
Открыть в приложении