Эра ресурсных экономик завершилась

РБКJamiyat

Таланты или труба

Эра ресурсных экономик завершилась. Сколько бы ископаемых ни оставалось в недрах, будущую конкурентоспособность России будет определять развитие экономики знаний, которая возможна только при симбиозе вузов и бизнеса.

Текст Елена Тимохина

Внедрение цифровых технологий, глобализация, выход на рынок труда поколения Z — все это диктует новые условия конкурентоспособности стран: международными драйверами становятся те, кто умеет раскрывать и удерживать таланты — специалистов, решающих нетривиальные когнитивные задачи.

Рынок труда стран с наиболее современными экономиками (Япония, США, Германия, Сингапур и Великобритания) не менее чем на 25% состоит из высококвалифицированных специалистов. В России, по данным исследования «Россия-2025: от управления кадрами к управлению талантами» (The Boston Consulting Group, WorldSkills Russia и Global Education Futures), большая часть задействованных трудовых ресурсов представлена среднеквалифицированными (48%) и низкоквалифицированными (35%) работниками, причем их суммарная доля в структуре занятости за период с 2000 по 2015 год продолжала расти. Сырьевая структура экономики способствует распространению примитивной занятости. Чтобы в ближайшие годы догнать государства верхней траектории развития, 17% высококвалифицированных сотрудников недостаточно.

Оценки экспертов коррелируют с позициями России в глобальных рейтингах: так, в рейтинге конкурентоспособности талантов в 2017 году (всего 118 стран) Россия заняла 81-е место, по созданию возможностей для талантов — 107-е. Среди причин нашего отставания — низкий спрос на неординарных сотрудников со стороны государства и ведущих компаний, устаревшая система образования и отсутствие среды для развития и самореализации.

Основные потребители талантов — технологические компании, а также малые и средние предприятия довольно слабо представлены в российской экономике, которая продолжает оставаться сырьевой: доля малого и среднего бизнеса в ВВП составляет, по данным Росстата, всего 16%, а доля цифровой экономики, согласно отчету BCG «Россия Онлайн?», стагнирует на уровне 2–2,5% при этом венчурный рынок остается неразвитым.

Кроме того, России по-прежнему свойствен уникальный феномен «трудовой бедности»: 6,5% трудоспособного населения, или 4,9 млн человек в стране получают зарплату на уровне МРОТ — 7800 руб.

Драйверы роста

«Экономика знаний — основа развития постиндустриального общества со стремительно меняющимися условиями на фоне исчерпывающихся ресурсов и роста глобальных проблем. Инновационная экономика требует новых компетенций, широкого использования социального капитала, преобладания наукоемких отраслей», — комментирует Оксана Роденко, преподаватель кафедры культуры мира и демократии РГГУ.

Именно знания и человеческий капитал будут генерировать основной доход, причем не только в отраслях, напрямую связанных с высокими технологиями. «Человек больше не винтик большого механизма, он главный в этой системе, творец, — говорит Роберт Уразов, гендиректор союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)». — Поэтому в странах, стремящихся к построению новой экономики, знания и люди — приоритет как для коммерческих, так и, что важно, для госинвестиций».

Агентами изменений становятся крупные высшие учебные заведения в условиях тесного симбиоза с бизнесом. В развитых странах функционируют «университеты 3.0», где не только транслируются знания, но и формируется технологическая среда, ведутся прикладные исследования, рождаются стартапы, коммерциализируется интеллектуальная собственность.

«Российским вузам пока не хватает репутации и амбициозных управленческих команд. Но самое главное — экономика знаний плохо выживает в иерархичных структурах, ей нужны плоские горизонтальные связи с большой адаптивностью и отсутствием пропасти между администрацией, студентами и профессорами», — отмечает Денис Конанчук, академический директор МШУ «Сколково».

По мнению Дмитрия Волошина, старшего вице-президента компании «ПроОбраз», перед современными университетами стоят три вызова: выход на новые аудитории (старше 17–24 лет), привлечение проводников новых форм и видов обучения, а также практика создания индивидуальных образовательных траекторией совместно с другими университетами и учебными центрами.

Профессия без границ

Растущий спрос на дополнительное образование лишь подтверждает, что новая реальность уже наступила. «Не имея иных навыков, помимо тех, что получили в колледже или вузе, вы как минимум не сможете найти высокооплачиваемую работу, а максимум — не будете востребованы на рынке труда. Это понимает большинство людей, причем как про себя, так и про своих детей», — отмечает Роберт Уразов.

Получая образование, студент приобретает набор компетенций, из которых ему потом предстоит собрать свой собственный профессиональный профиль, добавляя по мере необходимости те или иные навыки. Например, уже есть спрос на специалистов, умеющих работать с блокчейн-технологиями, дополненной и виртуальной реальностью, хотя еще 10–15 лет назад о таких компетенциях мало кто задумывался.

Учиться, чтобы зарабатывать

Отсутствие стимулов к саморазвитию — один из главных факторов, сдерживающих развитие экономики знаний. Лишь 2% россиян, согласно опросу Левада-центра, разделяют ценности роста, а подавляющее большинство экономически активного населения предпочитают стабильную работу в госсекторе или в крупных корпорациях.

Разница в оплате труда высококвалифицированного и неквалифицированного сотрудника остается ничтожно малой: например, врачи в РФ, по данным Росстата, получают всего на 20% больше, чем водители. Разница между двумя этими профессиями в Германии составляет 174%, в США — 261%, а в развивающейся Бразилии — 172%, приводит цифры Бюро трудовой статистики США.

«Долгое время государство мешало эволюционному переходу к экономике знаний, — подытоживает Павел Лукша, основатель Global Education Futures. — Своим отношением к предпринимателям, сохранением почти феодальных правил в сфере управления интеллектуальной собственностью и слабой поддержкой любых инноваций в образовании».

Перед обществом и бизнесом стоит очень сложная задача: одновременно увеличить предложение высококвалифицированных сотрудников и удовлетворить спрос на них. Иными словами, перейти от управления кадрами к управлению талантами.

Фото: Getty Images Russia

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Проводник к звездам Проводник к звездам

Когда появятся гиды для космических туристов и где получить эту профессию

РБК
Биология эльфов Биология эльфов

Чем эльфам пришлось бы «пожертвовать» в обмен на вечную жизнь?

Вокруг света
Когда ещё был лес… Когда ещё был лес…

Рассказ Саши Тэмлейн «Когда ещё был лес…»

Наука и жизнь
Греки на краю мира Греки на краю мира

Какие сокровища нашлись у северных берегов Чёрного моря, но не в Греции?

Наука и жизнь
Масляное коварство Масляное коварство

Как масло для дерева может стать причиной пожара?

Наука и жизнь
Филология, история и богослужебная практика Филология, история и богослужебная практика

Работу по правкам богослужебных книг будут ругать: и за трусость, и за дерзость

Наука
Безмолвный пациент, или вакцинация в аквакультуре Безмолвный пациент, или вакцинация в аквакультуре

Кто, как и зачем вакцинирует рыб в аквахозяйствах?

Наука и жизнь
Евпатория Евпатория

Евпатория — город, существующий во многих измерениях

Знание – сила
На Сахалине бамбук не курят На Сахалине бамбук не курят

Аккумуляторные батареи можно собрать из водорослей и высокорослых злаков

Наука
Атлас будущего Атлас будущего

Кто станет «человеческим паркетом» и кого ИИ оставит без работы?

Вокруг света
Молодой Цезарь Молодой Цезарь

Карьера Цезаря могла бы оборваться, едва начавшись, равно как и его жизнь...

Знание – сила
Семь крапив Семь крапив

В России окультуривают ценное, полезное, но очень жгучее растение

Наука
Мускулы крылатой машины – система управления Мускулы крылатой машины – система управления

Как пилот заставляет слушаться машину в десятки тонн, контролируя ее в воздухе?

Наука и техника
Мысль как вечное движение, – или «Что такое интеллигенция»… Мысль как вечное движение, – или «Что такое интеллигенция»…

Беседа с Константином Кедровым о немецком философе Гегеле

Знание – сила
Гипотеза бабушек Гипотеза бабушек

Зачем животным старшие поколения и как они передают опыт

Вокруг света
В зоне степей и полупустынь В зоне степей и полупустынь

Сергей Богун о проблемах защиты редких степных видов

Знание – сила
От него мы впервые узнали об антропогенном потеплении От него мы впервые узнали об антропогенном потеплении

Михаил Будыко понял, что льды Арктики будут стремительно таять, еще 55 лет назад

Наука
Полет Fram2 Полет Fram2

Командиром этого полета был Ван Чунь – миллионер, оплативший полет участников

Наука и техника
Мост в небесах Мост в небесах

Некоторые современные мосты сооружают только для того, чтобы заинтриговать

Знание – сила
Чтобы изучать Вселенную, надо выходить в космос Чтобы изучать Вселенную, надо выходить в космос

Институт астрономии РАН запустит УФ-обсерваторию и создаст лунную базу

Наука и жизнь
Геометрия роскоши Геометрия роскоши

Как художник Эрте сформировал стиль Harper’s Bazaar и отточил каноны ар-деко

Вокруг света
Теория поколений Теория поколений

Как появились люди X, Y, Z, альфа и чем они отличаются в разных странах?

Вокруг света
Человек уже не тот Человек уже не тот

Как эволюция продолжает нас менять, и нужно ли это человечеству

Вокруг света
Социология утопии, или Почему у Стругацких в их «Мире Полудня» нет котиков и попугайчиков Социология утопии, или Почему у Стругацких в их «Мире Полудня» нет котиков и попугайчиков

Почему на Прекрасной Земле Будущего полностью отсутствуют домашние питомцы

Знание – сила
По законам моды По законам моды

Почему предпочтения в одежде так сильно меняются из поколения в поколение?

Вокруг света
Багуловое сердце Багуловое сердце

Рассказы Забайкалья о том, как был сотворен их мир

Вокруг света
Человек и мир агентов искусственного интеллекта Человек и мир агентов искусственного интеллекта

Три сценария для поддержания человеческой уникальности в мире ИИ

Наука
Не всякая поганка — гриб Не всякая поганка — гриб

Почему красивых и изящных водоплавающих птиц назвали поганками?

Наука и жизнь
Устричный гриб, его собратья и однофамильцы Устричный гриб, его собратья и однофамильцы

Где растёт вёшенка и кто её лесные «однофамильцы»

Наука и жизнь
«Дом А. Ф. Лосева» «Дом А. Ф. Лосева»

О том, как создавалась уникальная структура Дома Лосева

Знание – сила
Открыть в приложении