Колонка главного редактора
Торговцы и остальные
Рейтинги быстрорастущих компаний, которые в обновленном виде журнал РБК публикует с конца 2014 года, — настоящая гонка с выбыванием. Для них мы разработали такую жесткую методику, что сохранить позицию в рейтинге на протяжении всех этих четырех лет смог лишь один участник. Каждый год состав рейтинга обновляется более чем на 70%, каждый год в нем меняется лидер, и бывшему лидеру часто не удается удержаться в топ-50.
В рейтинге могут появляться не только новые компании, но и целые отрасли — так, в этом году в нем впервые представлен сектор «Потребительские товары». А представителей медицины и фармацевтики рекордно много — в этом секторе сразу восемь компаний. В том числе поэтому героем обложки стал основатель одной из них, занявшей самое высокое место в рейтинге, — президент иркутского «Фармасинтеза» Викрам Пуния. Но отрасли и сектора могут с такой же легкостью выбывать из рейтинга, как это случилось со строительством и девелопментом или легкой промышленностью. Или очень сильно сдуваться: в прошлом году на долю сектора «Нефть и газ» приходился 21% совокупной выручки компаний рейтинга, и он был крупнейшим, в этом году в нем осталась одна компания — и доля сектора рухнула до 0,7%.
Прошлый год был единственным, когда сектор «Розничная торговля» уступил свое обычное первое место категории «Нефть и газ», и в этом году ретейл вернул утраченные позиции. Торговля — самый крупный и самый стабильный участник рейтингов быстрорастущих компаний, и тот самый представитель отрасли, который продержался в них четыре года, — это сеть «Красное & Белое», торгующая алкоголем и продуктами. В этом году мы выяснили, что позиции торговли столь же сильны и среди иностранных «чемпионов роста», работающих в России.
С самого начала мы включали в рейтинг быстрорастущих только российские компании, хотя даже для РБК 500 делали исключение: в рейтинге крупнейших компаний иностранцы участвуют, но «вне конкурса», без присвоения места. По сравнению с рейтингом гигантов этот совсем небольшой, всего 50 компаний, поэтому разбавлять отечественных чемпионов роста иностранцами нет смысла, рассуждали мы. Но любопытство в итоге победило: мы не включили иностранцев в рейтинг и в этом году, просто по той же методике оценили темпы роста филиалов, представительств и структур зарубежных компаний.
Через сложные фильтры рейтинга прошли 50 российских и 25 иностранных компаний. Это много. Для сравнения: в рейтинге крупнейших компаний рядом с 500 российскими стоят 125 иностранных компаний. Если бы мы включили зарубежные компании в основной рейтинг быстрорастущих, первый иностранец появился бы только на 13-м месте, это была бы компания «Савушкин продукт — Москва», продавец молочных продуктов из Белоруссии, представленных в России как минимум семью различными брендами.
Российские компании опережают иностранцев по темпам роста: среднегодовой рост отечественных участников нового рейтинга составил 48%, зарубежных — 35%. «Наш» чемпион «Бамстройпуть» в 2014–2016 годах показал среднегодовой прирост выручки 163%, а иностранные «Савушкин продукт — Москва» и «Исузу Рус» за тот же период — только 52%. Торговля является безусловным лидером обоих рейтингов: на этот сектор пришлось 53% совокупной выручки 50 российских компаний и 66% — 15 иностранных.