Trashion, или Бросовая мода
Как объединить фэшн-индустрию и переработку отходов
Во всем мире дизайнеры и бизнесмены пытаются привести моду в соответствие с правилами устойчивой экономики, побуждая покупателей уйти от принципов быстрого потребления. Одним из таких способов стала концепция trashion.
Мир производит огромное количество отходов. Согласно отчету ООН, одного только пластикового мусора около 300 млн т в год. При этом лишь 5% пластика эффективно перерабатывается: большая же часть просто сжигается или выбрасывается. Около трети мусора попадает в природу, отравляя океан и почву бензолом, метаном, сероводородом и другими вредными веществами. Разумный подход к тому, как мы используем пластик, помогает смягчить последствия экологического кризиса. Один из способов дать мусору новую жизнь — это модернизировать производство одежды.
Дизайнеры и предприниматели по всему миру перестали рассматривать мусор как просто отходы — они начали воспринимать его как ресурс, чтобы вывести переработку на новый уровень и сделать модную индустрию менее расточительной. Идея небезосновательна: производство одежды дает огромное количество отходов. В одной только Великобритании за 2017 год на свалку было отправлено 336 тыс. т одежды. Одежда из синтетики разлагается десятки лет, а полиэстер, который присутствует в 60% всей произведенный одежды, при разложении выделяет в три раза больше парниковых газов, чем хлопок.
При этом на создание одежды уходит много энергии и сырья, и производство вещей вредит экологии еще до того, как они становятся мусором. Газы, пестициды и химикаты, попадающие в воду при выращивании хлопка и окрашивании тканей, серьезно вредят окружающей среде. Одним из путей сделать модную индустрию более экологичной, объединить ее с переработкой и при этом создавать инновационные дизайны стала концепция trashion.
Что такое trashion?
Термин образован от двух английских слов — trash (мусор) и fashion (мода). Это одежда, обувь или аксессуары, сделанные из отходов. При этом мусор может быть каким угодно: от старых джинсов до пластиковых бутылок. Главный принцип trashion — не выбрасывать вообще ничего и делать повторное использование вещей не просто практичным, но и эстетичным.
Изначально концепция trashion использовалась защитниками природы в арт-акциях как форма протеста против культуры потребления. Позже этим заинтересовались авангардисты, и trashion превратился в модную субкультуру и целое направление искусства. На первых порах концепция была связана с высокой модой, поскольку во главу угла ставилась эстетическая составляющая, а не практическая польза. Но со временем вещи из мусора превратились из причудливых нарядов в удобные повседневные вещи.
Почему trashion экологичен?
- Снижает потребление сырья: trashion-вещи изготавливают из уже созданных материалов.
- Сокращает количество отходов: мусор не отправляется на свалку, а используется для производства новых предметов одежды.
- Приводит к инновациям: мода на альтернативные варианты изготовления вещей побуждает искать более экологичные способы производства.
- Поддерживает тренд на осознанность: trashion побуждает покупателей по всему миру думать о том, как их покупки влияют на окружающую среду.
Чем trashion отличается от «ответственной моды»?
Производители, придерживающиеся принципов «ответственной моды», создают одежду из материалов, сделанных из сильно переработанного мусора. Например, пластиковые бутылки преобразуют в мелкий пластик, из которого позже изготавливают детали сумок. В свою очередь, trashion-вещи создают из мусора в том состоянии, в каком он есть, подвергая его минимальной обработке. Это экономит энергию и уменьшает количество вредных выбросов.
Как давно существует направление trashion?
Люди создавали одежду из мусора еще до того, как был придуман термин trashion. Представители африканских племен делали сумки из пакетов из-под сока, жители Гаити изготавливали ювелирные украшения из консервных банок. Как направление моды и искусства концепция trashion стала развиваться с 1990-х годов. Тогда американская художница Энн Уайзер спроектировала ко Дню Земли серию костюмов, изготовленных из пластиковых отходов.
С 2004 года trashion стал набирать популярность благодаря модным вечеринкам в Нью-Йорке: клуб Plan B начал проводить интерактивные художественные выставки, где экспонатами были произведения искусства, сделанные из мусора. Там же проходил ежемесячный конкурс Trashion Faceoff — два дизайнера соревновались за звание «Короля трэш-моды». В 2006 году художница Джулия Дженатозио открыла дизайн-хаус Monsoon Vermont. Компания запустила производство зонтиков, штор для душа и рюкзаков из отходов, собранных по всей территории Индонезии. С этой фирмы начался коммерческий путь trashion.
Концепции trashion — это реальность или просто идея?
Попытки превратить мусор в предметы высокой моды предпринимали многие знаменитые дизайнеры. Например, бельгиец Мартин Маржела использовал паруса, бейсбольные перчатки и даже дверные ручки для своего показа мод 2012 года. После этого кутюрье выпустил серию пуховиков из мусорных мешков. В том же году к trashion присоединился Кристиан Лубутен, создав коллекцию туфель из мусора Trash Shoes.
Сегодня активисты и государственные комитеты по охране окружающей среды проводят конкурсы и показы мод, поддерживающие дизайнеров и местных жителей в желании сделать индустрию моды менее расточительной. В США ежегодно проходит конкурс Bainbridge Island Trashion Show, чья миссия — распространять информацию об осознанном потреблении, переработке и сокращении отходов.
Организаторы учредили ежегодный показ мод и студенческую премию Trashion Awards.
Комитет по охране окружающей среды американского города Блумингтон создал ежегодное благотворительное шоу Trashion Refashion Runway. На нем местные жители любого возраста и профессии могут представить свои проекты дизайна из мусора. Средства, собранные на шоу, идут на помощь центру в области устойчивого развития. Ежегодные конкурсы и показы проходят в Гонконге, Лондоне, Хельсинки и других городах мира.
Дизайнеры и производители пытаются сделать моду выражением экосознания. Австралийская художница Марина ДеБрис превращает в одежду мусор, плавающий в океане или выброшенный на пляж. Дизайнер выступает против загрязнения океана и надеется, что своим искусством она сможет показать, как «отходы, которые мы создаем, продолжают преследовать нас». Американский дизайнер Дэниэл Сильверстайн, работающий под псевдонимом Zero Waste Daniel, создает одежду из отходов швейной промышленности Нью-Йорка. Его принцип — «ноль отходов».
Индонезийская компания XSProject платит деньги местным жителям за сбор мусора, а потом создает из этих отходов сумки и кошельки. Часть средств, вырученных от продажи вещей, фирма направляет на улучшение образования и жилья в стране. Компания Chilean Modulab Studio использует для производства сумок старые рекламные баннеры. То же сырье перерабатывает дизайнерская лаборатория из Гонконга KaCaMa для создания предметов интерьера. Фирма «Элвис & Кресс» дает вторую жизнь выброшенным пожарным шлангам, лодочным парусам и парашютам — из них изготавливают сумки и ремни.
Может ли trashion быть эффективной бизнес-моделью?
Способность концепции приносить доход хорошо проиллюстрирована кейсом компании Trashion, основанной домохозяйкой Янти Ардис из Джакарты. Прежде всего индонезийская фирма создает новые рабочие места для людей, не имеющих специализации или возможности другого трудоустройства. Для создания одежды из мусора не требуется особых навыков, поэтому на производство чаще всего устраиваются домохозяйки и молодые люди без образования. Кроме того, компания сотрудничает со сборщиками мусора: они собирают для фирмы подходящий пластик и получают за это дополнительный доход.
Для основателей бизнеса концепция тоже оказалась выгодной. Отходы со свалки бесплатные, за килограмм пластика, собранный мусорщиком, компания отдает 300 индонезийских рупий (около полутора рублей). При этом цена конечного продукта Trashion — кошелька или сумки — варьируется от 15 тыс. до 400 тыс. рупий. С учетом незначительных затрат на обработку мусора при производстве оборот компании достигает 50 млн рупий в месяц (порядка 255 тыс. руб.) с чистой прибылью около 30–50% от выручки. Trashion прошла контроль качества по программе Unilever, получила международное признание и теперь получает заказы из Сингапура, Филиппин, Индии, Нидерландов, Великобритании и США.
МИША БУРЫЙ, мультидисциплинарный художник, работает со скульптурой, ассамбляжами, видео и инсталляцией. Участвовал в ряде групповых выставок в России и Европе. В 2021 году стал победителем конкурса Ruinart Art Patronat, который проводят винодельческий дом Ruinart и Фонд поддержки современного искусства Cosmoscow.
Специально для журнала РБК Миша Бурый подготовил фоторепортаж в оптике Trashion и рассказал о том, как современное искусство работает с темой экологии.
«Апсайклинг — мощный медиум для привлечения внимания к экологии»
В современном искусстве тема экологии играет существенную роль. Однако в контексте локально российского искусства тема, на мой взгляд, только набирает популярность. У нас еще довольно мало художников, работающих с экологической повесткой. Тем не менее современное российское искусство наконец-то обращается к экологии — вслед за нарастанием общественного и государственного интереса к проблеме.
Для меня самый интересный тренд — это апсайклинг (upcycling). Апсайклинг — это вторичное использование отходов, предполагающее творческое преобразование их в новые сущности: предметы искусства, бытовые изделия, аксессуары, одежду.
Основным моментом становится создание из мусора или из ненужных предметов чего-то, что в конечном итоге превосходит по своим функциональным и эстетическим качествам исходный материал. Апсайклинг — мощный медиум для привлечения внимания общественности к вопросам экологии.
В моей художественной практике я прежде всего работаю с темами перепроизводства и массового потребления. Я использую отходы полиграфической, мебельной и текстильной продукции в качестве материала для скульптур, ассамбляжей и инсталяций. Через практику собирательства я переосмысливаю современную массовую культуру и экономическое устройство, стимулирующие консьюмеризм.
В рамках проекта для журнала РБК мы в коллаборации с фотографом сделали серию снимков временных ассамбляжей. В моей работе всегда важна комбинаторика, возможность вариативности соединения частей. Мы переосмыслили современный культ селфи с фильтрами и масками на лице, объединив оптику Trashion с концепцией upcycling. В отличие от цифрового пространства, маски на фотографиях сконструированы полностью из мусора. На мой взгляд, тот визуальный шум, который они создают, показывает комплексные образы анонимности и отчуждения, порожденные техно-индустриальной коммерциализированной глобализацией.
Художник: Миша Бурый. Фото: Юлия Спиридонова. Модель: Элина Марусова.