«У нас сохранилась практика раскрытия информации»
Что сегодня способствует развитию нефинансовой отчетности в России

Разбираемся, зачем отечественные компании раскрывают информацию об устойчивом развитии, актуальна ли такая практика и какие наметились тенденции в ESG-отчетах.
От единичной инициативы к «хорошему тону»
Практика нефинансовой отчетности (НФО) пришла в нашу страну в начале 2000-х. Глобальную инициативу в сфере устойчивого развития и публичного раскрытия информации в то время активно поддержали дочерние компании мировых гигантов — Nestle, Coca-Cola, British American Tobacco и другие. Вслед за ними внимание к целям устойчивого развития проявили крупнейшие российские экспортеры, которые проводили IPO на зарубежных фондовых рынках и использовали отчетность в качестве инструмента коммуникации с заинтересованными сторонами. Среди пионеров практики составления нефинансового отчета — «Сибнефть», «Норильский никель», «Русал», «Газпром».
Количество крупных и средних предприятий из разных отраслей экономики, которые поддерживали ведение устойчивого бизнеса и публиковали данные, со временем увеличивалось. Согласно Национальному регистру нефинансовых отчетов Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), в период с 2001 по 2023 год выпущено 1510 отчетов 270 компаний — как тех, которые работают в России, так и транснациональных. Однако эта цифра не может считаться точной в полной мере — направление отчетов в базу данных регистра носит добровольный характер.


Отечественные компании стали показывать высокий уровень прозрачности и оформления отчетности, применяя при составлении документа следующие международные стандарты:
- Стандарты GRI;
- Стандарт интегрированной отчетности IR;
- Стандарты МСФО (ISSB);
- Отраслевые стандарты SASB;
- Рекомендации TCFD;
- SDG Compass: руководство для бизнеса;
- Руководство по социальной ответственности ISO 26000;
- Стандарт IPIECA;
- Принципы и программные заявления ICMM;
- Руководства бирж по раскрытию информации.
Крупнейшие российские предприятия, например НЛМК, «Полиметалл», «Северсталь», ММК, «Норникель» и «Энел Россия», успешно взаимодействовали с международными провайдерами ESG-рейтингов. В 2019 году «Полиметалл» стал первой российской компанией, вошедшей в ежегодник Sustainability Yearbook — наиболее полное издание о корпоративной социальной и экологической ответственности в мире, которое составляет международное агентство RobecoSAM. А в 2021 году авторитетный международный рейтинг MSCI присвоил «Полиметаллу» наивысший балл среди компаний, добывающих драгоценные металлы. В этом же году агентство Sustainalytics признало российскую компанию «ФосАгро» лучшей в области ESG в мировом агрохимическом секторе.

Зачем компании следуют тренду на раскрытие данных
С уходом в 2022 году западных инвесторов — главного драйвера устойчивой повестки в РФ — число компаний, публикующих нефинансовую отчетность, сократилось незначительно. По статистике РСПП, в общей сложности опубликовано 100 таких отчетов за 2021 год и 111 — годом ранее. И то, что стимул к развитию этого направления у большинства ведущих организаций не исчез, подтверждает опрос российских эмитентов.
По мнению старшего менеджера ООО «Пачоли Консалтинг» Игоря Сидельникова, «практика раскрытия информации об устойчивом развитии даже на фоне высоких санкционных рисков и делистинга с западных бирж сохранилась у крупных российских компаний в связи с тем, что повестка актуальна на ключевых новых внешних рынках — в первую очередь, стран БРИКС».
Многочисленные исследования показывают широкое распространение ESG-явления в восточных регионах. Например, Китай — главный торговый партнер РФ (в 2023 году товарооборот между странами превысил $200 млрд), намеревается достичь углеродной нейтральности к 2060 году. Российские поставщики на китайский рынок отмечают заинтересованность местных партнеров в наличии у них сертификации, подтверждающей соответствие продукции нормам экологичности, а также в следовании ESG-принципам.


Поэтому в условиях переориентации экспорта российские компании не спешат закрывать ESG-проекты и прекращать практику отчетности, опасаясь, что такие действия скажутся на восприятии их бренда на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона и Латинской Америки и «откинут» бизнес в развитии ESG-аспекта на десяток лет назад.
Общемировая востребованность ESG-явления и отчетности как экрана этой деятельности повышается с каждым годом. Экономическая парадигма, в которой компания — просто money making machine, уже давно потеряла актуальность. Корпоративный сектор вынужден реагировать на растущий перечень глобальных проблем экологии и социума — от уменьшения площади лесов до мусорных полигонов в Южной Азии. Во многих странах происходят изменения, продиктованные задачами устойчивого развития ООН. Вводятся новые законодательные нормы и стандарты, отвечающие на климатические, социальные и трудовые риски. К примеру, в феврале 2024 года ЕС согласовал правила регулирования провайдеров ESG-рейтингов, а Швейцария и Таиланд недавно заключили первую в истории сделку по сокращению выбросов парниковых газов.


В России в последние два года также существенно возросло внимание регулирующих органов к вопросам «устойчивости» компаний и отчетности, отражающей эти вопросы. В марте 2023 года раскрытие нефинансовой отчетности российскими компаниями было поддержано президентом страны. В мае 2024 года Минэкономразвития презентовало проект национального стандарта отчетности в области устойчивого развития, официальное утверждение которого ожидается в текущем году. Над локальными стандартами отчетности по вкладу в национальные цели и национальные проекты РФ работают российский ESG Альянс и Агентство стратегических инициатив.
«Однако статус «обязательной» в ближайшей перспективе НФО, скорее всего, не получит. При этом компании, заинтересованные в развитии ESG-повестки, готовят и продолжат готовить такие отчеты. Они являются «зеркалом», которое представляет их усилия в этой области в пространстве заинтересованных сторон», — говорит Игорь Сидельников.
Нефинансовая отчетность в качестве инструмента визуализации данных дает компании возможность объективно взглянуть на свою работу, понять, какие из сфер можно улучшить, и диверсифицировать риски. Например, при высоком коэффициенте кадровой текучести — инвестировать в корпоративные программы по обучению сотрудников. Или внедрить принципы циркулярной экономики на одном или всех этапах жизненного цикла продукта, если работа предприятия связана с риском образования опасных отходов.
Тренды в создании нефинансовой отчетности
Рост количества отчетной информации
Эксперт Игорь Сидельников отмечает: «Тенденция к увеличению объема нефинансовой отчетности — это следствие возросшего числа документов, регламентирующих раскрытие нефинансовой информации, регулярного появления новых добровольных стандартов и методологий ESG-рейтинговых агентств».
В 2024 году в дополнение к GRI и SASB в силу вступили международные стандарты раскрытия IFSR S1 и S2. Исследование рейтингового агентства АКРА и Комитета по интегрированной отчетности показало, что 30% российских компаний при составлении нефинансовой отчетности собираются ориентироваться в том числе и на новые стандарты. Обсуждается внедрение национальных стандартов нефинансовой отчетности.
В проекте стандарта добровольной нефинансовой отчетности Минэкономразвития рекомендует раскрывать перечень показателей по российской методике, а не по методике GRI. Из-за иного подхода к подсчету показателей некоторые из них будут отличаться от международных. Компания выделит эти показатели в отдельное приложение — и отчет, таким образом, станет больше.
Вместе с тем заметна мировая тенденция к стремлению интегрировать большое количество стандартов отчетности в единое требование под эгидой ISSB — совета по международным стандартам устойчивого развития. Основные разработчики систем отчетности TCFD, SASB и CDSB намерены двигаться в контексте единого проекта — новейшие стандарты IFSR как раз опираются на их работу. GRI также открыт к партнерству, но все же в большей степени пытается остаться независимым игроком. Насколько быстро будет реализована эта идея, остается вопросом времени.
Рост «дерева» отчетов
«Международный тренд на рост количества тематических отчетов и брошюр активно поддерживают лидирующие российские компании из горнодобывающей отрасли», — отмечает Сидельников. К примеру, в 2023 году «Норникель» представил шесть отчетов и приложений. Среди них — «Отчет об устойчивом развитии-2022», «Отчет в области изменения климата», «Брошюра к отчету об ответственной цепочке поставок». Тенденции, которая является следствием увеличения отчетной информации, также следуют «Русал» и «Полюс».
Внедрение цифровых агрегаторов и платформ для управления устойчивым развитием
Компании стремятся оптимизировать процессы составления нефинансовой отчетности, чтобы сократить сроки ее подготовки и трудозатраты. В связи с этим будут активно развиваться цифровые агрегаторы и платформы для раскрытия нефинансовой информации. Они не только упростят предоставление отчетности, но и будут способствовать увеличению числа участников процесса. В 2023 году Национальный ESG Альянс и «Группа Интерфакс» запустили первый в России сервис по раскрытию стандартизированной нефинансовой информации. Продолжит расти потребность бизнеса и в программном обеспечении для управления цепочкой поставок, оценки поставщиков, учета акционеров и корпоративного управления.
Усложнение визуала и внедрение ИИ в графику
Дизайн нефинансовой отчетности претерпевал изменения вместе с тем, как менялись подходы к составлению и форматы документа. В период с 2001 по 2013 год компании в большей степени выпускали социальные отчеты, стараясь оформить их в визуально едином стиле с годовым отчетом. Позднее с ростом востребованности отчета об устойчивом развитии (ОУР) его дизайн становился обособленным от годовой отчетности.
Долгое время ОУР отражал экологические аспекты, поэтому в дизайне преобладали зеленые оттенки и изображения природы. Сегодня иллюстрации (обложки, инфографика) становятся визуально сложнее, так как отчеты об устойчивом развитии теперь охватывают не только тему экологии. В них также встречаются аспекты, связанные с работой персонала, взаимодействием с местными сообществами, управлением устойчивым развитием в компании и другими не менее важными темами. Поэтому в отчеты включаются изображения, отражающие все заявленные темы. А вот верстка, наоборот, упрощается.
Компании стали формировать большие качественные фотобанки и внимательнее относиться к изображениям, размещенным в отчетности. Большинство представителей крупного бизнеса не хотят видеть в своих корпоративных материалах стоковые изображения, которые могут встретиться в документах других компаний. Поэтому отметим еще один тренд — использование абстрактной 3D-графики.
Сегодня отчетность наполняется большим количеством графиков в динамике за пять и более лет, включая планы по реализации стратегии, инфографику, событийные фотоматериалы, схемы и другие визуальные материалы, которые облегчают изучение документа. При этом его отдельные элементы должны быть интуитивно понятны каждому читателю.
Тенденция использования изображений, созданных с помощью нейросетей, не обошла стороной и сферу дизайна корпоративной отчетности. Возможности ИИ будут активно применяться для улучшения качества фотографий. Дизайнеры теперь могут работать не только с фотоматериалами клиента, но и на их основе создавать иллюстрации, соответствующие деятельности компании, или дополнять их ИИ-графикой.
Практическую реализацию можно увидеть в свежем ОУР Сбербанка. Многие ИИ-иллюстрации в нем сгенерированы продуктом «Сбера» — нейросетью Kandinsky 3.0. О том, какое будущее ждет человечество, рассказывает интегрированный отчет «ФосАгро» за 2023 год. В создании футуристических изображений здесь также принимал участие искусственный интеллект. А отчет об устойчивом развитии НОВАТЭКа за 2023 год с помощью ИИ показал взаимодействие компании с местными сообществами. На обложке отчета из рук в руки бережно передается хрустальный шар — как образ хрупкой экосистемы, которая нуждается в нашей заботе.



ESG-компас
Этой дизайн-тенденции в отчетности начинают активно следовать европейские компании и частично — российские. ESG-компас представляет собой «дорожную карту» в начале отчета. Она иллюстрирует, как компания раскрывает цели устойчивого развития и различные стандарты внутри документа.
В ESG-компасе компания в соответствии со стандартами описывает, какое положительное и отрицательное воздействие ее деятельность оказывает на каждую из 5–6 общепринятых тем индустрии. А также отмечает, для кого из стейкхолдеров в рамках социальной сферы, экологии и корпоративного управления данная информация представляет интерес.
Ежегодно в ESG-сферу входят новые игроки, а компании, которые уже давно составляют отчеты об устойчивом развитии и ESG-отчеты, стабильно продолжат это делать. Однако, по мнению Игоря Сидельникова, явного тренда на увеличение количества нефинансовых отчетов в России в ближайшие два года ждать не стоит. Среди основных причин — уход зарубежных компаний с российского рынка и консолидация компаний внутри РФ, а также увеличение количества M&A-сделок. При этом регулирующие органы, экспертное и профессиональное сообщества продолжат уделять значительное внимание практике развития нефинансовой отчетности.
Фото: пресс-служба ReportDesign Agency, «Сибур», НОВАТЭК, «Аэрофлот», «Русал», Segezha Group, «ФосАгро», НОВАТЭК, «Магнит», «Сбер», НОВАТЭК