В отпуск через космос
Каким станет транспорт будущего
Столкновение летающего автомобиля с владельцем реактивного ранца? Похоже, недалек тот день, когда мы будем иметь дело и с такими сводками происшествий. Впрочем, поездки по городу и дальние перелеты станут более безопасными, экологичными и необычными. Рассказываем о том, как и на чем мы будем путешествовать уже в недалеком будущем.
Перед климатическим саммитом в Глазго, прошедшем в ноябре 2021 года, Международное энергетическое агентство (МЭА) опубликовало «дорожную карту» «Чистый ноль к 2050 году», которая содержит весьма радикальные методы достижения углеродной нейтральности в мире. Например, эксперты советуют полностью отказаться от бензиновых легковых автомобилей к 2035 году. Пока самая реальная альтернатива — электрокары.
Заряженные на место под солнцем
Электромобили определенно повлияют на то, каким станет транспорт будущего и как будет выглядеть вся транспортная инфраструктура. Но для этого потребуются определенные условия.
Так, электромобили не смогут полноценно заменить машины, работающие на ископаемом топливе, пока не сравняются с ними в стоимости. Самая важная и дорогая часть электрокара — аккумулятор. Его емкость растет на 7% каждый год. Ожидается, что к 2030 году она составит более 3000 ГВт·ч. Средняя цена за 1кВт·ч для литий-ионной батареи упала на 89% по сравнению с 2010 годом и составляет сейчас $137. Ожидается, что к 2023 году она снизится до $101.
Сегодня средняя розничная цена электромобиля до вычета налогов — $47 тыс., аналогичного бензинового — $22, 8 тыс. По прогнозам, в 2026 году оба типа авто будут стоить около $23 тыс.
На продажах электрокаров благоприятно сказывается регуляторная политика властей. В частности, администрация президента США Джо Байдена намеревается уравнять к 2030 году количество электромобилей и автомобилей с ДВС на дорогах страны. У Норвегии более амбициозные планы — прекратить продажу машин с бензиновыми и дизельными двигателями уже в 2025 году. Для этого электромобили продвигаются с помощью различных преференций, среди них — освобождение от НДС и регистрационных сборов, бесплатная парковка.
Каждый 12-й автомобиль, проданный в Европе с апреля по июнь 2021 года, работал только от аккумулятора. С учетом гибридных моделей, использующих как обычное топливо, так и электричество, показатель вырастает до одного из трех. Росту продаж способствуют в том числе новинки от автопроизводителей.
Впрочем, распространение электрокаров не поможет достигнуть полноценной углеродной нейтральности, пока для их зарядки используется электричество, вырабатываемое из угля, нефти и природного газа. В связи с этим ожидается увеличение доли возобновляемых источников, в том числе энергии солнца и ветра, до 80% к 2050 году.
Lightyear, стартап из Нидерландов, разрабатывает электромобиль, солнечные элементы которого генерируют электроэнергию для поездок на расстояние до 70 км после дня, проведенного на солнце. Купить энергоэффективную модель можно будет уже в 2022 году за $175 тыс.
Еще один голландский стартап Squad Mobilty BV создает более доступную альтернативу. Двухместный автомобиль по цене менее $7 тыс. сможет проехать около 20 км на максимальной скорости 45 км/ч, пробыв под солнцем в течение четырех часов.
Между небом и трубой
Для перемещения на дальние расстояния инженеры предлагают как новые, так и, казалось бы, забытые виды транспорта.
Новая эра дирижаблей
Идея бесшумных полетов с низким уровнем выбросов углекислого газа положила начало прототипам дирижаблей нового поколения.
Так, компания Hybrid Air Vehicles разработала летательный аппарат Airlander, который использует безопасный гелий, для перевозки пассажиров и грузов на расстояние до 7,4 тыс. км. Правда, перелет по маршруту Ливерпуль — Белфаст займет 5 часов 20 минут. Самолет преодолевает это же расстояние за 50 минут.
Свои ретрофутуристические транспортные средства в стиле дирижаблей также представили компании Lockheed Martin, Flying Whales и Atlas LTA.
Несмотря на экологичность самого полета, обновленные дирижабли не приближают нас к «чистому нулю», ведь основной источник производства гелия — добыча нефти и газа.
Летающие машины
AirCar, разработка компании Klein Vision, превращается из автомобиля в самолет всего за две минуты 15 секунд. Футуристический гибрид с бензиновым двигателем BMW развивает в воздухе скорость до 170 км/ч и может пролететь около тысячи километров. Из минусов AirCar — он не умеет взлетать вертикально.
Зато это делает VoloCity — беспилотное воздушное такси с электрическим приводом от немецкой компании Volocopter. Предполагается, что аэротакси будет курсировать между аэро портами, принимающими самолеты с вертикальным взлетом и посадкой. Для решения этой задачи компания уже работает над созданием первых вертипортов на базе инфраструктуры итальянских и французских аэропортов.
Уже в 2022 году VoloCity смогут перево зить по одному пассажиру. Билет обойдется в €300. Но конечная цель компании — установить цену, сопоставимую с поездкой на такси Uber по тарифу Black.
Летающие автомобили могут появиться в продаже уже в 2024 году. Но прежде чем их повсеместное использование станет реальностью, понадобится разработать правила воздушного движения с учетом растущего числа транспортных средств, чтобы обеспечить безопасность авиапассажиров и людей на земле. Пионером в регуляторике выступил американский штат Нью-Гемпшир, где еще в 2020 году были утверждены правила пользования летающими автомобилями. Пилотам таких аппаратов разрешили полеты, но запретили взлетать и приземляться на дороги общего пользования.
Через космос быстрее
Коммерческие космические компании готовятся к выходу на новый рынок: суборбитальные полеты из одной точки Земли в другую.
Самая популярная концепция — у проекта Илона Маска Starship. В 2017 году Маск впервые представил идею суборбитального полета между космодромами, которые возникнут за пределами крупных городов. Места запуска и приземления будут располагаться друг от друга в отдалении, достаточном, чтобы снизить уровень шума при запуске и избежать последствий ударной волны, возникающей при переходе ракетой звукового барьера. Первые испытательные полеты Земля — Земля начнутся уже в 2022 году.
Первоначально в таких путешествиях должны были использоваться обе ступени ракеты — космический корабль Starship и ракета-носитель Super Heavy. Однако в 2019 году Маск показал, что суборбитальные полеты на расстояние до 10 тыс. км можно совершать и без ракеты-носителя. Вместо этого одноступенчатый корабль будет использовать дополнительные два–четыре двигателя Raptor.
В Virgin Galactic работают над проектом SpaceShipThree, технические детали которого пока не разглашаются. Предполагается, что преемник SpaceShipTwo тоже будет суборбитальным космическим самолетом, хотя изначально задумывался как орбитальный аппарат, разработанный совместно Virgin Galactic и Scaled Composites.
Scaled Composites была производителем SpaceShipOne, первого частного космического корабля с экипажем. Он выполнил два космических полета в 2004 году. Scaled Composites также построила первый SpaceShipTwo, а затем компания объединилась с Virgin Group, основав Spaceship Company.
Оба проекта рассчитаны на транспортировку людей и грузов. А вот компания Astra в рамках проекта Rocket планирует исключительно грузовые перевозки. Для этих целей будут использоваться модернизированные ракеты семейства Rocket 3 — они получили название Rocket 5. Первый такой аппарат может быть доступен для доставки грузов в 2022 году.
Впрочем, прежде чем начнутся суборбитальные путешествия на ракете, должны быть решены вопросы безопасности, связанные с возможным отказом двигателя и проблемой звуковых ударов.
Петля Hyperloop
Еще в 2013 году Илон Маск предложил футуристическую альтернативу скоростным поездам. Hyperloop — сверхскоростные капсулы, буквально летающие в вакуумной трубе за счет линейного магнитного ускорения со скоростью 1200 км/ч. Разработкой таких систем сегодня занимаются две американские компании — HyperloopTT и Virgin Hyperloop.
И пока одни исследователи сомневаются в безопасности таких путешествий, другие планируют соединить при помощи HyperloopTT Абу-Даби и Дубай и уже совершили первую успешную поездку длиной 500 м в капсуле Virgin Hyperloop.
Водителям тут не место
Еще один мировой тренд — «умный» транспорт, способный без помощи человека перевозить людей и грузы по земле, воде и воздуху.
Грузовые беспилотники
Компания Natilus представила прототип дрона для грузоперевозок размером с Boeing 747. Аппарат грузоподъемностью 700 т летит медленно, зато расходует на 50% меньше топлива, чем обычный грузовой самолет.
Беспилотные воздушные грузовики с вертикальным взлетом и посадкой от Sabrewing Aircraft Company запланированы в двух моделях: Rhaegal с грузоподъемностью около 360 кг и Wyvern — до 2 тыс. кг. Оснащенные системой обнаружения и уклонения от препятствий в воздухе машины смогут работать даже в экстремальных погодных условиях. Предполагаемый срок ввода в эксплуатацию — 2022 год.
Автономные автобусы
В 2020 году в испанском городе Малага был запущен проект интеллектуальной мобильности AutoMost, в рамках которого 12-метровый беспилотный электробус производства Irizar перевозит до 60 пассажиров.
Робопаром
Rolls-Royce совместно с финским государственным паромным оператором продемонстрировали первый в мире автономный паром FALCO. Искусственный интеллект и датчики позволяют судну создавать картину окружающего пространства в режиме реального времени, обнаруживать объекты на пути и предотвращать столкновения с ними.
Сам себе пилот
Индивидуальные транспортные средства, рассчитанные на одного-двух человек, тоже станут приметой будущего. Интерес к ним подстегнула глобальная пандемия и желание людей ограничить контакты с другими пассажирами общественного транспорта.
Яйцо на колесах
Seqway разработал S-Pod — электрическое самобалансирующее кресло в форме яйца на колесах. Устройство может проехать 70 км со скоростью до 38 км/ч без подзарядки.
Электромотоцикл с крыльями
Компания Jetpack Aviation разработала прототип летающего электромотоцикла Speeder с вертикальной тягой и крыльями, работающими на безуглеродном топливе. Планируется две версии транспортного средства: профессиональная со временем полета до 60 минут и максимальной скоростью 240 км/ч, а также модель, для которой не потребуется лицензия пилота, с ограничениями по скорости (96 км/ч) и длительности полета (15 минут). Компания рассчитывает начать продажи своих футуристических мотоциклов по цене от $385 тыс. уже с 2023 года.
Реактивный ранец
Британская компания Gravity Industries создала носимый реактивный ранец мощностью 150 л.с. Пока летать с таким ранцем могут только профессионалы, но, возможно, в будущем каждый сможет почувствовать себя супергероем. Для этого прежде всего нужно усовершенствовать систему управления и решить проблему загрязнения окружающей среды.
Минимобили
Сразу несколько компаний представили свои разработки в области городской мобильности. Infinite Mobility — это облегченный трехколесный тук-тук, работающий на солнечной энергии. Со скоростью 45 км/ч миниатюрный автомобиль проезжает до 288 км. Купить новинку можно будет за $6 тыс., но не раньше второго квартала 2022 года.
Свой двухколесный транспорт будущего представила компания Lit Motors. Электромобиль с автономной балансировкой сможет преодолеть 350 км с двумя пассажирами на одной зарядке со скоростью 160 км/ч.
Компания Nimbus предложила свою транспортную альтернативу — безопасный маневренный трехколесный электромобиль. Одноместный транспорт сможет проезжать до 190 км со скоростью до 48 км/ч. Купить машину можно будет в середине 2022 года по цене $6420.
Октокоптер со смартфоном
Стартап по воздушной мобильности Next Uas представил одноместный беспилотный октокоптер iFly, который, предположительно, сможет развивать скорость до 102 км/ч. Для запуска устройства достаточно будет ввести пункт назначения в совместимое мобильное приложение.
Фото: Aspark Owl, Lockheed Martin, Volocopter, SpaceX, David Becker / Getty Images, Natilus, Irizar Group, Falco, Seqway, Jetpack Aviation, Gravity Industries, Infinite Mobility, Next Uas