Какие тренды преобладают в индустрии внутреннего туризма

РБКBiznes

В своих пределах: как растет индустрия путешествий в России

Внутренний туризм развивается рекордными темпами и охватывает все новые регионы. В этом году в лидерах — Тыва, Чечня и Дагестан. Среди трендов — креативный туризм, изучение ремесел и наблюдение за дикими животными

Текст: Елена Шиян

Фото: Shutterstock

Количество туристических поездок внутри страны за первые девять месяцев 2024 года выросло по сравнению с тем же периодом прошлого года на 11,1%, до 65,5 млн поездок. Такие данные в конце октября представило российское правительство.

По оценке компании «СберАналитика», летний сезон этого года установил рекорд за всю историю: за июнь—август оборот внутреннего туризма достиг 917 млрд руб., что на 24% превышает результат аналогичного периода прошлого года. Число турпоездок летом, по данным сервиса, выросло по сравнению с прошлым годом на 10%. Минэкономразвития подсчитало, что с мая по сентябрь россияне совершили 42 млн туристических поездок. При этом в 20 регионах число туристов было сопоставимо с численностью трудоспособного населения или превысило ее, указано в исследовании «СберАналитики». Лидером здесь стала Республика Алтай — летом туда прибыло около 530 тыс. гостей, этот показатель в 2,5 раза превышает население региона.

Аудитория внутреннего туризма тоже растет — основной прирост турпоездок произошел благодаря молодежи, а также людям предпенсионного и пенсионного возрастов, так прокомментировал результаты исследования вице-президент «Сбера» Станислав Карташов.

Новая география

Расширяется и география поездок. Если в 2017 году только десять регионов принимали более 1 млн туристов в год, то в этом году, по данным Росстата, их уже вдвое больше. И самые быстрорастущие туристические направления в этом году, по данным правительства, это не традиционные лидеры вроде Краснодарского края, Москвы и Санкт-Петербурга, а Тува (турпоток за девять месяцев вырос на 78%), Чечня (+66%), Дагестан (+46%), Рязанская область (+46%) и Якутия (+40%).

Первое место по приросту числа турпоездок — у Сибирского федерального округа. Туристы совершили 5,5 млн поездок по регионам Сибири, что на 15,3% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Вторую позицию в рейтинге занял Южный федеральный округ. Там туристов стало больше на 14,8%, а общее число поездок превысило 12 млн. Замыкает тройку лидеров Северный Кавказ, где турпоток вырос на 13,9%, до 2,3 млн поездок.

Креативный туризм

Традиционно популярные туристические направления, такие как черноморские курорты России, просто не могут быстро расти — их инфраструктура в высокий сезон и так работает на пределе, поэтому туристы вынуждены рассматривать новые направления. По мнению основателя бюро Basis, специализирующегося на создании общественных пространств и парков, архитектора Ивана Охапкина, огромный туристический потенциал страны еще практически не освоен. «Яркая идея и хорошая организация способны привлечь туристический поток практически в любое место», — считает коммерческий директор туроператора «Алеан» Оксана Булах.

Самым востребованным видом туризма в своем регионе 71% представителей бизнеса называют культурно-познавательный, или креативный, говорится в совместном исследовании группы компаний Б1, Минэкономразвития и Агентства стратегических инициатив. Весной 2024 года авторы этого доклада опросили почти 4 тыс. туристов и около 500 представителей российских компаний, работающих в сфере туризма.

Речь о направлении, в котором акцент делается на активное участие туристов в различных культурных и творческих занятиях, то есть не просто знакомство с достопримечательностями, а погружение в культуру, ремесла и традиции места. Путешественники становятся не наблюдателями, а участниками процессов, осваивают навыки и создают что-то новое.

В ближайшие 12 месяцев в путешествия по России планируют отправиться 82% россиян, выяснила исследовательская компания Ipsos, опросившая более 3 тыс. жителей страны старше 18 лет. При этом примерно каждый шестой из них хотел бы путешествовать «с погружением». По данным Ipsos, в топ-3 самых популярных видов креативного туризма входит гастротуризм, посещение заповедных зон и погружение в атмосферу мест и жизнь местных жителей. Например, почти половина любителей креативного отдыха заинтересовались бы мастер-классом по выпечке пирога в русской печи, на иммерсивные экскурсии в музеи калача и пастилы записался бы 31% туристов, а еще 14% поучаствовали бы и в реконструкции поморских лодок.

Лидер по росту турпотока — Тува — привлекает туристов не только природными достопримечательностями — от горных озер до национальных парков, но и своей богатой культурой и шаманскими традициями. Принимая во внимание интерес путешественников к экологическому и этническому туризму, тувинские компании предлагают этнографические культурные программы — такие как фестивали горлового пения, шаманские практики и традиционные ремесла. В Дагестане турфирмы предлагают путешественникам провести время в горных аулах, где можно наблюдать за жизнью местных жителей и познакомиться с укладом жизни коренных народов региона.

Фото: Shutterstock

Животный интерес

По данным экспертов, по завершении пляжного сезона у российских туристов растет интерес к путешествиям на природу. Так, с сентября значительно вырос интерес путешественников к Дальнему Востоку: за месяц туристический трафик в этом направлении увеличился на 25%, в то время как число туристов, выбирающих южные направления, стало больше только на 17%, выяснил «МегаФон», проанализировав обезличенные данные пользователей мобильной связи о поездках. Впрочем, интерес к природе растет вне зависимости от сезона. Например, Забайкальский край стал самым динамично растущим дальневосточным регионом — путешественники приезжали сюда на 33% чаще, чем в прошлом году.

На Дальнем Востоке много особо охраняемых природных территорий, где организованы экотуры для наблюдения за природой. Среди них — Кроноцкий заповедник на Камчатке, известный своей Долиной гейзеров, Курильский заповедник и заповедник «Бикин», а также национальный парк «Земля леопарда» в Приморье, где можно увидеть редких амурских тигров и дальневосточных леопардов.

Регион предлагает и другие нестандартные возможности для наблюдения за редкими видами животных, и спрос на это растет, объясняют в Ассоциации туроператоров (АТОР). Например, на Камчатке популярны туры для наблюдения за бурыми медведями, которые ловят рыбу в реках во время нереста лосося. На побережье Сахалина и Камчатки проводятся экскурсии для наблюдения за китами и сивучами.

Транспортная доступность

Внутренний туризм летом рос, несмотря на повышение тарифов в отелях и транспортные расходы. По данным Ассоциации туроператоров, рост цен на размещение в гостиницах достиг 15–20% год к году, тарифы на железнодорожный транспорт увеличились на 15–17%, а на авиаперелеты — на 25%.

Пока эта динамика заставляет туристов выбирать вместо гостиниц частные дома и апартаменты и пересаживаться с самолетов на поезда и автомобили, но в будущем ограничит рост внутреннего туризма, опасаются эксперты АТОР. И регионам важно создавать инфраструктуру для доступного отдыха, например увеличивать количество современных гостиничных номеров в средней и бюджетной ценовой категории — этого ждут соответственно 61 и 35% респондентов исследования Б1, Минэкономразвития и АСИ.

Увеличение доступного номерного фонда — один из ключевых факторов для роста турпотока, соглашается и представитель министерства туризма Дагестана.

Помимо ценовой доступности путешественники ждут повышения качества гостиничных услуг. Среди главных потребностей — повышение уровня подготовки персонала (этого ждут 47% участников исследования), совершенствование систем бронирования в отелях (32%), также есть туристы (16%), которым нужно больше номеров, в которых разрешено селиться с животными.

Российский турист пока неприхотлив в выборе мест проживания, однако уже имеет четкий список пожеланий по улучшению сервиса, делают вывод авторы исследования.

Как показал опрос АТОР, около 70% предпринимателей из туриндустрии считают, что для развития внутреннего туризма в России прежде всего необходимо улучшить транспортную инфраструктуру. Высокие цены на авиабилеты замедляют пассажиропоток, считают эксперты Ассоциации туроператоров. «Летом перелет из Москвы в Сочи на семью стоил около 100 тыс. руб. Это очень много. Туристы пересаживаются на поезд, а другие с целью экономии едут на курорты на автомобиле», — констатирует вице-президент АТОР Сергей Ромашкин. По его данным, поездов не хватает: «Дефицит мест в них стал одной из самых серьезных проблем для туристов в этом году, купить билет в южном направлении в высокий сезон очень сложно».

Фото: Shutterstock

В целом влияние транспортной доступности на туризм значительно: например, власти Тувы связывают рост турпотока именно с развитием аэропортовой инфраструктуры республики. В декабре 2023 года аэропорту Кызыла был присвоен статус международного — он начал принимать больше типов воздушных судов, и это сделало столицу республики доступнее для туристов, в том числе для гостей из Китая и соседней Монголии. В итоге в первой половине 2024 года пассажиропоток аэропорта вырос на 23,44% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года.

В министерстве туризма Дагестана рост турпотока также объясняют расширением маршрутной сети авиарейсов в республиканском аэропорту.

Что касается автодорог, то около трети российских туристов не полностью удовлетворены возможностями для путешествия по стране на автомобиле, а еще 14% считают их неудовлетворительными, показывает опрос Б1. И прежде всего речь идет не о самих дорогах, а о сопутствующей инфраструктуре — АЗС, местах отдыха, санитарных зонах, отмечают эксперты. Это то, над чем нужно работать регионам, заинтересованным в развитии туризма.

В Минэкономразвития РФ уверены, что фокус на развитии туризма сохранится и по итогам 2024 года туристический поток по России достигнет 99 млн поездок. По оценке чиновников, к 2030 году доля туристической отрасли в ВВП страны вырастет с прошлогодних 2,8 до 5%, а турпоток по стране увеличится до 140 млн поездок в год.

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Доброе имя: как монетизируется имидж городов и регионов Доброе имя: как монетизируется имидж городов и регионов

Формирование имиджа региона позволяет привлечь туристов и инвестиции

РБК
Премиальный минимализм Премиальный минимализм

Эта ванная — пример идеального премиального минимализма

Идеи Вашего Дома
Очищают ли растения воздух в доме? Очищают ли растения воздух в доме?

Как комнатные растения могут избавить нас от избытка углекислого газа

Наука и жизнь
Дорогой лапши Дорогой лапши

Китайская лапша давно свернула с Великого шелкового пути

Seasons of life
Нейросети в «стране городов» Нейросети в «стране городов»

Как ученые изучали «Страну городов» с помощью нейросетей

Наука и жизнь
Путь к свободе Путь к свободе

Ferretti Yachts 940 заменила 920 и при всем сходстве заметно от нее отличается

Y Magazine
Медовая квартира Медовая квартира

Основным акцентом в квартире, как виделось заказчикам, должен был стать цвет

Идеи Вашего Дома
Танец не маленьких журавлей Танец не маленьких журавлей

Как подобраться к крайне осторожным серым журавлям поближе?

Наука и жизнь
В карамельной гамме В карамельной гамме

Дизайн ванной построен на контрастном сочетании материалов и цветовом единстве

Идеи Вашего Дома
ESG-принципы российских агрохолдингов ESG-принципы российских агрохолдингов

Что поможет привлечь инвестиции в устойчивое сельское хозяйство?

Агроинвестор
Что посеешь? Что посеешь?

Почему растет доля контрафактных и фальсифицированных семян

Агроинвестор
Классика жанра Классика жанра

При обустройстве ванной комнаты дизайнеру пришлось учесть множество нюансов

Идеи Вашего Дома
День мира День мира

Наш проект «День мира» родился из истории, начавшейся почти сто лет назад

Seasons of life
Нарядный лаконизм Нарядный лаконизм

Автор проекта полностью переосмыслила пространство этой квартиры

Идеи Вашего Дома
В воспитательных целях В воспитательных целях

Интересный и колоритный интерьер, отсылающий к европейским традициям

Идеи Вашего Дома
Обратная связь планеты Обратная связь планеты

Почему Арктика — самое «горячее» место на планете?

Наука и жизнь
Урожаи вырастут на поливе Урожаи вырастут на поливе

Что сдерживает распространение ирригационных технологий

Агроинвестор
Лофт для гедониста Лофт для гедониста

Элементы экстерьера получили продолжение в оформлении интерьера в стиле лофт

Идеи Вашего Дома
Почему «неправильный» язык становится нормой? Почему «неправильный» язык становится нормой?

Почему пиджины — интересное лингвистическое явление?

Наука и жизнь
«Холодный мир – это наше достояние» «Холодный мир – это наше достояние»

Что такое криосфера? Можно ли использовать знания о ней в повседневной жизни?

Знание – сила
Санчо Панса языка Санчо Панса языка

На курсах литературного мастерства учат не разводить словесные кружева

Seasons of life
Свежий взгляд Свежий взгляд

Основательница компании Trinity Yachts Анна Гончарук о том, как начался ее путь

Y Magazine
Многофакторность климата Многофакторность климата

Факторы, которые способствуют росту средней температуры в полярных областях

Знание – сила
Природная палитра Природная палитра

Интерьер ванной комнаты выдержан в спокойной природной гамме

Идеи Вашего Дома
Остаться там откуда уезжают Остаться там откуда уезжают

Как Антонио Монтальто приехал в Армению по работе, а остался из-за любви

Seasons of life
Вот так кульбаба! Вот так кульбаба!

Пик жизни кульбабы наступает именно тогда, когда все уже готовятся к зиме

Наука и жизнь
На гребне волны На гребне волны

В интерьере сохранена морская тематика, цветовые сочетания синего и оранжевого

Идеи Вашего Дома
Образование в Российской империи было доступнее, чем кажется Образование в Российской империи было доступнее, чем кажется

Каким было образование в Российской империи начала XX века?

Знание – сила
Оазис в городе Оазис в городе

Функциональный современный интерьер без привязки к стилевым решениям

Идеи Вашего Дома
Мерзлота не вечная: взгляд в будущее Мерзлота не вечная: взгляд в будущее

Какими экономическими потрясениями грозит таяние вечной мерзлоты

Знание – сила
Открыть в приложении