Вячеслав Дубынин: «Важно помнить, что кроме цифрового мира есть мир реальный»
Как человеческий мозг адаптируется к цифровой реальности, сколько информации он способен «переварить» и почему может навредить стремление быстро получить положительные эмоции? Обсуждаем эти и другие вопросы с нейрофизиологом Вячеславом Дубыниным
Спрос на навыки стресс-менеджмента
РБК: С точки зрения объемов информации XXI век стал беспрецедентным. Как человеческому мозгу живется в таких условиях?
В. Д.: Если сравнивать с прошлыми веками, то живется неплохо: интересно и комфортно, довольно безопасно, несмотря на все проблемы, с хорошей медициной и достаточным количеством питания. «Беспрецедентные объемы информации» — не самая страшная беда из возможных.
К тому же наш мозг очень пластичен. И если с детства он «плавает» в бурном потоке данных, то приспосабливается, оптимизирует соответствующие нейросети. Нередко, конечно, в ущерб другим блокам. Например, связанным с эмпатией, физической нагрузкой, абстрактным мышлением. Любую из перечисленных функций нужно тренировать, а в сутках всего 24 часа — всего не успеешь.
Не всегда уместна и нацеленность нервной системы на немедленное получение положительных эмоций. Наша лобная кора всегда готова запустить поведение, приносящее быстрое удовольствие, и отложить на потом более длительные и энергозатратные проекты.
РБК: Но информации не только много, она еще и становится триггером для тревоги. Средства массовой информации заточены на работу с сенсацией, шоком. Как это влияет на человеческий мозг?
В. Д.: Программы безопасности врожденно очень значимы для нашего мозга. У кого-то они даже сильнее прочих — и тогда человек имеет тревожный темперамент. Он больше, чем друзья, родственники, коллеги, ориентирован на выделение опасностей в окружающем мире.