Японский стартап ALE хочет ввести моду на запуск искусственных метеоров

РБКBiznes

Звездопад по заказу

Японский стартап ALE хочет ввести моду на запуск искусственных метеоров из космоса

Текст Анастасия Дергачева

«Мы называем себя первой в мире развлекательной космической компанией. Хотим, чтобы люди видели падающие звезды и задумывались: как же им это удалось?» — рассказывает Джош Роденбо, координатор спутниковых программ японской Astro Live Experiences (ALE). В 2020 году компания обещает «пролить» первый в мире искусственный метеорный поток в небе над Хиросимой. Как будет технически устроено уникальное шоу и во сколько оно обойдется?

Искусственные метеоры — это частицы диаметром 1 см. Из каких материалов они состоят, ALE не раскрывает: «Конкретный состав запатентован, мы можем лишь сказать, что это металлические сплавы», — говорит Роденбо. Уже в декабре 2018-го в космос отправится ракета Epsilon Японского агентства аэрокосмических исследований (JAXA). Она выведет на орбиту два спутника с частицами на борту — по 400 «звезд» в каждом. Специалисты ALE с Земли за два года введут спутники в эксплуатацию и организуют выброс частиц: сгорая в атмосфере, они сформируют желаемый эффект метеорного потока. «Как только мы используем все частицы, спутники будут отправлены вниз и [тоже] сгорят в атмосфере, — говорит Роденбо в интервью журналу РБК. — Они отслужат три-четыре года и поучаствуют за это время в 20–30 шоу».

Компания планирует запускать не большие телекоммуникационные спутники «размером с автомобиль», а компактные микроспутники 60х90 см и массой около 70 кг. Каждый состоит из двух частей: внешнего корпуса и контейнера с частицами. Группировку спутников ALE будет наращивать, «пока не будет довольна», подчеркивает Роденбо: «Наш флот может быть очень большим — до 30, 36 или 42 спутников». Поскольку ALE пока не научилась «перезаправлять» спутники частицами, наращивать группировку нужно будет тем быстрее, чем больше будет заказов на новое шоу и чем быстрее будут сгорать старые спутники. «Наша цель — к 2025 году запускать по пять-шесть спутников в год, а к 2030-му — по 10–12», — уточняет координатор ALE.

Первые два спутника ALE запустит в декабре 2018-го, со временем их группировка может вырасти до 42

Запуски в «игноросферу»

Спутники для компании собирают специалисты Университета Тохоку, а производство контейнеров и «звезд» происходит прямо в офисе ALE в Токио. Масштабы производства пока скромные (одновременно производится один контейнер с частицами) и ALE хватает собственной лаборатории. Со временем компания рассчитывает запустить производство на отдельном предприятии.

Тестируют «искусственные звезды» тоже в лаборатории, используя для этого специальную аэродинамическую трубу, которая создает горячий поток газа — в нем частицы оказываются примерно в тех же условиях, что при входе в атмосферу. В производстве ALE экспериментирует с разными материалами — от этого зависят цвет и яркость «звезд».

ALE планирует заниматься и научными исследованиями. «Мы можем исследовать ту часть атмосферы, которую очень сложно исследовать, — мезосферу, или, как ее в шутку называют ученые, «игноросферу». Ее и правда нередко «игнорируют»: мезосфера слишком высока для метеозондов и слишком низка для спутников», — объясняет Роденбо. ALE планирует вставлять внутрь «звезд» сенсоры, чтобы передавать информацию о мезосфере на Землю. Все данные компания планирует выложить в открытый доступ.

Высота орбиты спутника ALE — 350 км, а частицы входят в атмосферу и сгорают между 80 и 60 км. «В космосе сейчас около 1,8 тыс. спутников, — говорит Роденбо. — Но там, где находимся мы, их всего 300–400, большинство гораздо выше». Тем не менее, чтобы избежать опасных сближений, за две недели до запусков ALE будет сверяться с данными Центра совместных космических операций (JSpOC) обо всех спутниках. Компания также планирует координировать свою работу со SpaceX Илона Маска, который намерен запустить почти 4,5 тыс. спутников до середине 2020-х, и с операторами «секретных» спутников.

«Что касается частиц, мы не будем их выпускать, если есть вероятность сближения [с другими объектами] на расстоянии 100 км. Мы следим за тем, чтобы все чувствовали себя в безопасности», — заверяет координатор ALE.

Астроном из Goldman Sachs

Основательница и
CEO ALE Лина Окадзима

Идея об искусственных звездопадах пришла в голову основательнице и CEO ALE Лине Окадзиме еще в 2001 году во время ее учебы в Университете Токио. Она готовилась стать астрономом и наблюдала за метеорным потоком Леониды. «Я подумала: было бы потрясающе, если бы мы могли создать что-то подобное, — цитировал Окадзиму Forbes. — Я рассказала об идее друзьям. Они тоже были восхищены, но и представить не могли, что я правда это сделаю».

Частный космос в то время только зарождался: Blue Origin Джеффа Безоса всего год как вела свои разработки в секретном режиме, а SpaceX даже не была основана. Окадзима тоже не сразу пришла в эту считающуюся теперь перспективной индустрию. Во время учебы в университете она основала разработчика мобильных игр Reveal Laboratory и параллельно занималась исследованиями в открытой лаборатории JAXA. В 2008-м Лина получила степень кандидата наук по астрономии, но карьеру продолжила в финансах — год проработала в Goldman Sachs. В 2009-м Окадзима ушла из инвестиционного банка и основала консалтинговую компанию LS-Partners, которой владела до 2012 года.

Все эти годы она в свободное время занималась «звездным» проектом: разрабатывала технико-экономическое обоснование, подбирала команду. В 2011 году компания ALE была зарегистрирована юридически, а первые инвестиции от бизнес-ангелов в размере около $7 млн привлекла в 2015–2016 годах. Сейчас в компании работают около 20 человек. «Полтора года назад нас было десять, так что растем довольно быстро», — отмечает Роденбо. На сайте ALE и сегодня размещены посты о поиске новых сотрудников.

Космические фейерверки

По расчетам ALE, искусственный метеорный поток будет видно с Земли на определенных участках диаметром примерно 200 км. То есть «звезды» увидит огромное количество людей, гораздо большее, чем наблюдают за фейерверками. «Так же, как и естественные метеоры, искусственные очень недолговечны. Но если представить себе диаметр 200 км — внутрь поместится весь Токио или Нью-Йорк. Увидеть наши «звезды» сможет разом целый город такого масштаба», — рассказывает Роденбо.

Монетизировать звездопады компания надеется за счет крупных корпоративных клиентов. «Компании масштаба, например, Coca-Cola или Nike могли бы объявить: сегодня вечером вы увидите звездопад, который для вас организовала наша компания», — считает координатор ALE. Подобные проекты также могут реализовываться на концертах, спортивных играх и других массовых мероприятиях. О частных клиентах в ALE, по словам Роденбо, не думают, хотя и не станут отказывать заказчикам из списка Forbes.

Опасения разработчиков связаны скорее с тем, что развлечение будет доступно лишь жителям мегаполисов. «А мы хотим, чтобы нашими метеорными потоками наслаждались все», — объясняет специалист. Для расширения охвата компания сама будет проводить мероприятия с привлечением спонсоров. Первым станет шоу Shooting Star Challenge в Хиросиме в 2020-м. Спонсорами выступят Japan Airlines и FamilyMart. Представитель ALE заверяет, что шоу не связано с Олимпиадой в Токио, которая пройдет примерно в тот же период.

Рассчитать рыночную стоимость технологии пока невозможно: искусственные звездопады проходят стадию лабораторных исследований и готовятся к демонстрационным запускам, оптимальные параметры спутников и частиц и их цена будут определены позднее, говорит Роденбо. В 2016 году журнал Forbes со ссылкой на свои источники писал, что один метеор обойдется заказчику в $8 тыс.; представитель ALE конкретные цифры не комментирует.

Фото: из архива пресс-службы компании ALE

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Слуге не хватает народа Слуге не хватает народа

В конце нынешней недели — 21 июля — финиширует парламентская кампания на Украине

Огонёк
Миллиарды из трущоб Миллиарды из трущоб

Как самый богатый человек Индии зарабатывает на дешевой мобильной связи

Forbes
Интеллект для самолета Интеллект для самолета

Многофункциональная боевая машина следующего поколения

Популярная механика
В единстве сила В единстве сила

Архитекторы Александра Таранова и Юлия Шмидт оформили загородный дом

AD
Мудрая пудра Мудрая пудра

Дом, в котором много натуральных материалов, мягких тканей и пастельных оттенков

AD
Сказка странствий Сказка странствий

Дизайнер Алексей Бочков придумал эклектичный дом

AD
Юрий Мильнер Юрий Мильнер

«Есть ли места в Солнечной системе, где может существовать жизнь? Их несколько»

РБК
Переехали! Переехали!

Как российские специалисты работают в NASA

РБК
Как с помощью мануалов помогать людям, воевать с корпорациями и менять законы Как с помощью мануалов помогать людям, воевать с корпорациями и менять законы

iFixit. Мануал на любой случай: от починки ноутбука до замены лампочки

РБК
Дикие ягоды Дикие ягоды

Татьяна Бакальчук создала Wildberries — крупнейший интернет-магазин в России

Forbes
Выживший Выживший

Кто и зачем помог Роману Авдееву сохранить в кризис Московский кредитный банк

Forbes
Франсис Ольдер и макаронная фабрика Франсис Ольдер и макаронная фабрика

Как булочник из французского Лилля завоевал мировой рынок пирожных «макарон»

Forbes
Ароматы империи Ароматы империи

Как в России развивалось производство косметики и парфюмерии

Forbes
Романтики наших дней Романтики наших дней

Елена Касаткина оформила дом в Подмосковье в духе “романтического классицизма”

AD
Стальное упорство Стальное упорство

Владимир Лисин упрямо и решительно берется за любое дело

Forbes
«История любой успешной компании — это всегда история в том числе и ее ошибок» «История любой успешной компании — это всегда история в том числе и ее ошибок»

Генеральный директор «Газпромнефти» Александр Дюков поговорил с Forbes

Forbes
Долгая история Долгая история

Хозяева купили этот дом в пригороде Мельбурна в далеком 1983 году

AD
Локальный диск Локальный диск

Знаменитый певец Рики Мартин поселился с семьей в доме 1950‑х годов

AD
Родительский дом Родительский дом

Хозяйка этого дома на Французской Ривьере хорошо его знает

AD
В космос из гаража В космос из гаража

Космические стартапы делают ставку на легкие ракеты и производство в регионах

РБК
Берендеево царство Берендеево царство

Декоратор Марина Гаськова оформила деревянный коттедж на границе дремучего леса

AD
Как бывший чиновник придумал «умное» кольцо и заполучил в клиенты метро и банки Как бывший чиновник придумал «умное» кольцо и заполучил в клиенты метро и банки

PayRing. Производство колец для бесконтактных платежей

РБК
«Входной билет в космос» «Входной билет в космос»

Авиационный перевозчик S7 Group надеется стать еще и космическим

РБК
Счастье есть Счастье есть

Счастливая квартира в Минске от архитекторов бюро “Бахарев и партнеры”

AD
Никого не будет в доме Никого не будет в доме

В этом заброшенном шведском доме поселилась коллекция японской марки Ariake

Seasons of life
Пещера Пещера

Дом в скале, в котором всегда t+20

Seasons of life
Собрать совком Собрать совком

Сергей и Дмитрий Хотимские создали четвертый по размеру активов частный банк

Forbes
Городские легенды Городские легенды

Нью-йоркская квартира певца и композитора Джона Ледженда

AD
Тайнопись Тайнопись

Александр Александрович Андроханов о технологии русской мозаики по малахиту

Seasons of life
Земляне Земляне

Анна и Василий Рябовы открыли питомник растений. И теперь работают на земле

Seasons of life
Открыть в приложении