Революция дилетантов: как дерматолог и юрист устроили Кубинскую революцию
Тот случай, когда маленькая компания интеллигентов, у которых, казалось бы, сил, средств и опыта хватало лишь на рассуждения о политике, изменила жизнь целой страны
Молодой врач-дерматолог приехал в Мексику из Гватемалы, но выговор выдавал в нем аргентинца, особенно характерное «Че!» — словечко, которое в зависимости от контекста могло означать: «Эй!», «Парень», «Друг», «Привет», «Черт побери!», «Это невозможно!», «Что случилось?». Так его и прозвали впоследствии новые друзья — Че.
Июльским вечером 1955 года в Мехико в доме гостеприимной кубинки сеньоры Гонсалес Эрнесто Гевара наконец-то познакомился с другим политэмигрантом, о котором был наслышан, — 28-летним юристом из Гаваны по имени Фидель Кастро Рус.
Первый спор завязался о международной политике, и два интеллектуала не заметили, как проговорили десять часов кряду. Фидель Кастро собирался вернуться на Кубу с вооруженным отрядом, начать партизанскую войну против диктатора Фульхенсио Батисты и постепенно поднять на борьбу всю страну.
Эрнесто Гевара, мечтавший проявить себя в боях против тирании, поддержал нового друга, хотя план революции силами горстки политических ссыльных и казался ему утопией. Одна такая отчаянная операция — штурм казарм Монкада, организованный 26 июля 1953 года неопытной молодежью во главе с Фиделем, — уже закончилась провалом. Однако выжившие и освобожденные по амнистии участники акции сдаваться не собирались.
Туспан
Президент Батиста, против которого собрались воевать молодые оппозиционеры, в отличие от них имел богатый опыт насильственной смены власти. В 1933 году честолюбивый военный был главным вдохновителем «переворота сержантов», свергнувших правительство. Возглавив Генштаб, сменил нескольких марионеточных президентов; четыре года занимал пост главы государства сам. Затем, пропустив предписанные Конституцией два срока, в 1952 году собрался принять участие в выборах, но, когда убедился, что шансов на победу у него мало, снова организовал переворот. Пробыв у власти два года как временный президент, все-таки устроил выборы, на которых при 30-процентной явке победил единственного соперника, снявшего свою кандидатуру прямо перед началом голосования.