Хочу все знать
Основатель школы семейной генеалогии Елена Хэрмэнс рассказывает, что значит осознанное изучение истории семьи, для чего нам это нужно, и почему бабушкины скелеты в шкафу важно знать в лицо.
Изучение семейной истории не сводится к составлению генеалогического древа. Однажды ко мне обратился молодой человек, пианист. Показал мне замечательную фотографию: его генеалогическое древо занимало целый рулон бумаги, раскатанный на крышке рояля. И говорит: «Я не знаю, кто все эти люди». — «Как не знаете? — удивилась я. — «Вы же сами составляли это древо». — «Да, но это только имена. Я не знаю, что это были за люди, кем они были, и как сложилась их жизнь» . Это и есть осознанное изучение семейной истории: знать, сколько коров было у вашего прадеда, почему ваша бабушка была на карандаше у охранки под прозвищем Быстрая, какие отметки в гимназии получал ваш дед. Заполнить еще один квадратик дерева и продвинуться на десять поколений вглубь — не самоцель. Гораздо важнее понимать, кем были ваши предки, чем они занимались, что любили, а что ненавидели, участниками каких исторических событий они были, почему они сделали тот или иной выбор, и как это повлияло на вашу жизнь.
Проверьте себя: возьмите лист бумаги и запишите все, что вам известно о своей бабушке. Я всегда даю это задание студентам на первом занятии, и справляются с ним единицы. А ведь у многих бабушки еще живы!