Солярный круг
До 20 мая в Историческом музее открыта выставка «Русский север». Впервые в истории музея у нас есть возможность увидеть редчайшие северные иконы, изумительное строгановское шитье, кружевную резьбу по кости, рукописные жития северных святых с иллюстрациями. Многие экспонаты так драгоценны и редки, что выставить их крайне сложно: например, нельзя ярко освещать. Ляля Кандаурова сходила на выставку и поговорила с ее куратором, Людмилой Львовной Cавченковой, старшим научным сотрудником научно-экспозиционного отдела ГИМ.
Все начинается с зала, определяющего географию «Русского Севера». Территорию Вологодской, Архангельской, Мурманской областей, республик Карелия и Коми стали называть так примерно полтораста лет назад, когда «открытие» этих земель произошло в науке и искусстве. Когда же этот край только осваивали русские переселенцы, он назывался Заволочьем, а с XVI века за ним закрепилось название Поморье. Эти земли были богаты солью, смолой, рыбой, морским зверем, пушниной и пресноводным жемчугом, который добывали в северных реках, пока не выбрали весь.
Лучше, однако, начать рассматривать выставку не с первого зала, а с середины, затем вернувшись к началу. Чтобы холмогорская резьба по кости, сольвычегодская эмаль и устюжская чернь выглядели не просто чудом ремесленного производства, а ожили и согрелись человеческим теплом, стоит начать с увеличенных фотографий вековой давности, медленной каруселью крутящихся на большом экране. На них — вроде бы, сирая, но достойная, спокойная и приспособленная, безумно далекая от нас жизнь: дом, полностью покрытый сушащимся горохом, изба с окнами, забитыми на зиму так, что остались квадратные бойницы площадью в две ладони; великолепный трехэтажный кулич деревянного вокзала в Няндоме; сушка рыбацких сетей над водой; маленький мальчик с внимательным взрослым лицом, ведущий скотину; крупная худая корова, неожиданной грацией похожая на какое-то мифологическое животное; босые, косматые, курносые мужики, с трудом узнаваемая набережная в Петрозаводске, бороны — точно такие же, как на иконе XVII века в соседнем зале.