Точка роста
«На площадку! Поедем на площадку!» — радостно крича ли мои дети, когда мы ехали на съемку нового уличного пространства, спроектированного архитектором Юрием Сырковым для Seymour School. По длинной деревянной дорожке они бежали со всех ног от калитки на «площадку» и застыли в растерянности: ни горок, ни качелей — ничего этого не было.
А что было? Залитый солнцем небольшой и уютный двор. Пионы, крыжовник, вековые кедры, место, где можно жечь костер, деревянный корабль — верхняя палуба, нижняя палуба. Можно забираться на него разными способами — по лестнице, по мачтам, сидеть наверху, наблюдать, болтать, свесив ноги с кормы. Можно спрятаться в «гнездо» — тесное отверстие, куда помещается строго один человек.
Небольшое пространство двора кажется больше за счет постоянно меняющихся ракурсов и разных уровней. Деревянные дорожки прочерчивают маршрут движения — траектория замыкается в круг. «Вы замечали, что, когда дети устают, они бегают по кругу? — говорит Юра Сырков. — Это самая гармоничная форма для детских пространств».
Дорожка, выходя со двора, ведет в открытую мастерскую, а потом за каждым углом школьного здания открывается что-то новое: скамейка под раскидистой сиренью, уголок с гамаком и пианино, тайное место с идеальным деревом для лазанья.
«Работает ли детское пространство, проверить очень просто, — говорит Юра. — Вот мы сейчас будем беседовать и пить чай и посмотрим, сколько времени ребята будут играть». Мы разговаривали, пили чай. Несколько раз начинался ливень, налетал ветер, но никто из детей ни разу нас не побеспокоил.