Тугие паруса
Шкипер Александр Аксенов, как Одиссей, 25 лет ловит в паруса попутный ветер, добавляет нити в ковер своих путешествий. В июле он в очередной раз идет в Средиземное и Эгейское море — знакомить с ветром и солью детей, которых поддерживает благотворительный проект Kids4freedom.
Паруса
В трудовой книжке у меня написано — «гидронавт». Я занимался подводной геологией, руководил водолазными работами и сам погружался в батискафе «Мир» на 6000 метров. Что можно увидеть на такой глубине? Немногое. Но одно зрелище впечатляет — фосфорисцирующие микроорганизмы. Представьте, что все звезды на небе горят и движутся вокруг тебя в кромешной темноте — примерно так.
Школьником я пришел в московский яхт-клуб. Для подростков в клубе были легкие парусные лодки «Ерши». Мы больше скребли и чистили эти «Ерши», чем ходили на них под парусом: ощущения «морского волка» уже проснулись. В старших классах ходили на «Летучих голландцах», «М-ках» и других яхтах. После школы я поступил на геофак МГУ, закончил его, много времени проводил в экспедициях. Однажды нам встретился парень, который в одиночку шел под парусом на Сейшелы, и что‑то забытое во мне всколыхнулось. Это было начало 90‑х, я получил все нужные лицензии и начал ходить на крейсерских яхтах.
Яхтенный спорт — дело недешевое. Собственная яхта — это дорого. Но есть чартерные компании, у них можно взять лодку и посмотреть те места, где еще не бывал. Так я и делал. В одном из первых походов со мной была моя жена Оля и двухлетний сын Саша. Страшно не было — я уже имел опыт экспедиций и общения с морем. Сейчас у меня больше 100 000 морских миль пройдено, я даже не веду дневников всех перемещений. За 25 лет я не был только в полярных морях, покрытых льдом, в остальных, пожалуй, бывал.
Дети
Одно из самых замечательных моих приключений последних лет — проект Kids4freedom. Его придумал в 2002 году Бернхард Блаха, владелец судовой чартерной компании. Дети, оставшиеся без родителей в силу разных обстоятельств, ходят под парусами и участвуют в любительских регатах. Сто детей со всех стран мира — из России, Хорватии, Австрии, Польши, Германии, Турции на десяти лодках идут из Мармариса в дикие, зеленые бухты, как будто созданные для высадки детского «десанта». Дети очень разные, с трудными судьбами, к ним нужны разные подходы. У меня на лодке однажды были девочки из полукриминальной среды, с ними было сложно: не слышали, адекватно не воспринимали мои требования к безопасности. Но постепенно и они оттаяли, включились в команду. По дороге мы останавливаемся в дружественных маринах, вместе ходим в кафе, владельцы которых поддерживают проект, играем, учимся быть командой.