Суеверия, изменившие ход истории
Крупные исторические фигуры не раз полагались на вещие сны и знамения
Мы знаем, что у любого значимого исторического события есть объективные и рациональные причины. Забавно, что это обстоятельство никогда не мешало крупнейшим фигурам мировой истории действовать исходя из суеверий и иррациональных страхов.
Вестница смерти
В 1583 году 53-летний царь Иван Грозный был еще крепок, хотя и страдал от разных недугов. Душевный настрой царя резко переменился в январе 1584 года из-за небесного явления. Как пишет Николай Карамзин, «в сие время явилась комета с крестообразным небесным знамением между церковию Иоанна Великого и Благовещения: любопытный царь вышел на Красное крыльцо, смотрел долго, изменился в лице и сказал окружающим: вот знамение моей смерти!»
В скором времени здоровье Ивана Грозного ухудшилось — «внутренности его начали гнить, а тело пухнуть». Царь приказал собрать астрологов и колдунов со всей Руси и даже из Лапландии, числом около 60, чтобы они истолковали ему явление кометы. Те якобы предсказали монарху смерть 18 марта того же года. Болезнь прогрессировала, однако накануне роковой даты Ивану Грозному стало лучше. Наутро он тоже был бодр и собрался казнить астрологов, но те ответили, что день еще не кончился. Царь принял ванну, сел играть в шахматы, но внезапно упал и умер.
Совет богини
Наследник Юлия Цезаря Гай Октавий, будущий император Октавиан Август, был очень суеверным человеком, в частности верил в вещие сны. В 42 году до н. э., в разгар войны против Кассия и Брута, он прибыл к тогдашнему союзнику — Марку Антонию — в Филиппы. Назревало сражение, юный Октавий разболелся в дороге и хотел остаться лежать в шатре. Но его врачу Арторию во сне явилась богиня Минерва и предупредила, что жизни Октавия в грядущем бою грозит опасность. Юношу перенесли из шатра ближе к полководцу Антонию. Во время боя Брут прорвался в лагерь противника, его люди вошли в шатер Октавия и, думая, что он лежит там на носилках, изрубили их. Юноша же благодаря сну остался жив и впоследствии покончил с Римской республикой, превратив ее в империю.