В заездах Nanocar Race II принимают участие молекулярные машины

ТехИнсайдерFan

Молекулы скорости

«Гонками на выносливость» называют «24 часа Ле-Мана» и другие соревнования, заезды в которых порой длятся целые сутки без перерыва.

Текст: Роман Фишман

Таким испытанием оказалась и гонка, прошедшая весной 2022 года во Франции: участники ее оставались на трассе 24 часа, преодолев за это время до тысячи... нанометров. Впрочем, такая дистанция неудивительна: в заездах участвовали молекулярные машины. Первые соревнования Nanocar Race прошли в Центре разработки материалов и структурных исследований (CEMES) в Тулузе еще в 2017 году. Тогда победителем гонок стала австрийская команда NanoPrix, нанокар которой развил скорость 95 нм/ч. Впрочем, назвать Nanocar Race гонкой можно лишь условно: скорее, это состязание ученых-экспериментаторов, занятых разработкой методов и инструментов контроля за молекулярными машинами. Специалистам требуется не только спроектировать подходящий болид, но и синтезировать его, хранить, переносить, визуализировать под микроскопом – и конечно, управлять движением по треку.

Трассой для молекулярных машин служит золотая кристаллическая подложка, помещенная в глубокий вакуум при криогенной температуре тоннельного микроскопа. Сверхтонкая игла – зонд такого инструмента – подает слабый ток, оставаясь на небольшом расстоянии от проводящей поверхности. Это позволяет «сканировать» ее с разрешением до отдельных молекул и даже атомов или манипулировать объектами соответствующей величины. Такая энергия приводила в движение и гоночные нанокары, которые перемещались в заданном направлении, реагируя на электрические импульсы.

Заезды Nanocar Race II были запланированы на 2019 год, однако пандемия заставила отложить мероприятие на пару лет. К старту вторых гонок подошли восемь команд – представителей разных вузов и стран, которые использовали нанокары самых разных конструкций, с двумя или четырьмя колесами, всевозможных размеров и форм. Для каждого болида выделили собственный тоннельный микроскоп и золотую подложку, на которой были начерчены треки – зигзагообразные линии шириной 4–6 нм, с разворотами. Температуру на трассе довели до –268 °C, давление – до 10–19 мбар, гоночные молекулы расставили по местам – и 24 марта 2022 года гонки Nanocar Race II начались. Члены команд управляли своими болидами дистанционно, через интернет, а зрители следили за происходящим в онлайн-трансляции.

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Дальнобойщики 2:0 Дальнобойщики 2:0

Страшно ли ехать в кабине беспилотного грузовика?

ТехИнсайдер
Дьявол носит «Прага» Дьявол носит «Прага»

Гиперкар с возможностью повседневной эксплуатации

Автопилот
Слово редактора Слово редактора

На самом деле, нет более открытых миру людей, чем яхтсмены

Y Magazine
Зимние забавы за пределами земли Зимние забавы за пределами земли

Возможно ли в темноте космоса найти места для катания на коньках?

Наука и жизнь
Герой нашего премиума Герой нашего премиума

Есть автомобили-символы, которые показывают, кто мы и где находимся

Автопилот
Магия хлеба Магия хлеба

Почему хлеб — визитная карточка ресторана

Bones
Вечнодвижущаяся машина Вечнодвижущаяся машина

Вечный двигатель можно изобрести только в монастыре

Наука
Рост под санкциями Рост под санкциями

2022 год стал крайне сложным для экономики, но агросектор будет в плюсе

Агроинвестор
Часы вместо компаса Часы вместо компаса

Показываемое часами время связано с положением Солнца

Наука и жизнь
Раки: инструкция по применению Раки: инструкция по применению

Как выбрать, приготовить и съесть настоящих донских раков

Bones
Керамический гриль Керамический гриль

Я всегда любил работать с огнем — здесь важно чувствовать сам процесс

Bones
Около Погребничко Около Погребничко

Почти каждый вечер в Вознесенском переулке в Москве происходит обыкновенное чудо

Seasons of life
Стабильность в эпоху потрясений Стабильность в эпоху потрясений

Как российские и мировые компании пытаются быть устойчивыми

РБК
Бесперебойные поставки Бесперебойные поставки

Как производство сахара остается стабильным в новой реальности

РБК
Штурманы подземелья Штурманы подземелья

Маркшейдеры — специалисты, знающие, как проложить дорогу под землей

ТехИнсайдер
Фудфотография: визуальный стиль ресторана Фудфотография: визуальный стиль ресторана

За 11 лет работы фудфотографом я сталкивалась с совершенно разными проектами

Bones
Истина — в спорах Истина — в спорах

Что делать, когда руководителей двое?

Bones
Джакпот Джакпот

«Москвичи» как гости столицы

Автопилот
Сегодня отсутствуют Сегодня отсутствуют

Каких автомарок по осени недосчитались

Автопилот
Как уехать от проблем Как уехать от проблем

ТОП-10 автомобильных фильмов 2022 года

Автопилот
Последний в своем роде Последний в своем роде

Bugatti прощается с эпохой 16-цилиндровых моторов

Автопилот
«Кладовые солнца» калужской земли «Кладовые солнца» калужской земли

Болота. Много или мало их в России?

Наука и жизнь
Классика жанра Классика жанра

Глубина философии или просто утопия?

Автопилот
Бурлаки и федерация Бурлаки и федерация

Как появилась и почему исчезла ЗСФСР

Наука
Томограф, рентген и сгоревшие папирусы Томограф, рентген и сгоревшие папирусы

Рукописи из Геркуланума можно было расшифровать высокотехнологическими методами

Наука
Орфография лунных названий Орфография лунных названий

Что делать, если в названии объектов Вселенной не одно слово, а несколько?

Наука и жизнь
Станислав Дробышевский: «Человек может поменять себя в нужном направлении» Станислав Дробышевский: «Человек может поменять себя в нужном направлении»

Антрополог Станислав Дробышевский — об адаптации человека к современному миру

РБК
Улучшаем аппетит баррамунди Улучшаем аппетит баррамунди

Баррамунди — одна из наиболее ценных рыб, культивируемых в Юго-Восточной Азии

Наука и жизнь
Илья Пантелеев: Как выстроить непрерывность бизнеса в эпоху «черных лебедей» Илья Пантелеев: Как выстроить непрерывность бизнеса в эпоху «черных лебедей»

Как обеспечить непрерывность процессов в условиях неопределенности?

РБК
Полный вперед, «Политрук Бочаров»! Полный вперед, «Политрук Бочаров»!

Cемейная пара воссоздала советский теплоходик в духе 1950–60‑х годов

Y Magazine
Открыть в приложении