Новая Москва
Мы давно хотели поговорить о градостроительстве с главным архитектором столицы Сергеем Кузнецовым – и вот мечта наконец сбылась.
Архитектура и литература – две основные культурные доминанты, по которым новые поколения судят об ушедших. Архитектура даже важнее. Поэтому мы вместе с признанными авторитетами порассуждали о том, как будут выглядеть через десятилетия два совсем непохожих города – столица нашей страны Москва и столица Арктики Норильск. Получилось захватывающе.
Москва существует уже много столетий, и все это время она развивалась очень по-разному. Однако некая структура была заложена изначально. То, что мы делаем сейчас, с исторической точки зрения лишь малая часть развития города.
Мы находимся в условной середине долгого процесса. Не мы начали строить город, не мы закончим, но, конечно, хочется оставить свой след. Потому что Москва – как и любой долгоиграющий, долго существующий, долго строящийся проект – имеет разные характерные слои. Она пережила ряд серьезных потрясений, которые тем не менее всегда становились шансом на новое развитие. Российская столица несколько раз полностью выгорала, в том числе во время войны 1812 года, в 1920–1930-х годах серьезно перестраивалась – все это наложило на нее свой отпечаток.
Сейчас мы видим не просто вкрапления в плотную структуру символов того или иного времени – перед нами крупные архитектурные слои. Здесь есть и ампир, и русский авангард, и ар-деко, и ар-нуво. То, что обычно в городах равномерно перемешано, в Москве встроено заметными фрагментами. И это действительно отличительный признак российской столицы. Я не могу сказать, красивее она, чем другие, или нет: все города разные. Невозможно сравнивать, скажем, Шанхай, Нью-Йорк и Москву. Даже мегаполисы Юго-Восточной Азии – Сингапур, Токио, Гонконг, Шанхай, Пекин, – которые в целом больше друг на друга похожи, на самом деле тоже очень разные.