Полетим
Революция в авиаперевозках назначена на следующее десятилетие. В 2030-х, как полагают эксперты, уже можно будет заказать еду с доставкой беспилотником или добраться за город на летающем такси.
В России официально зарегистрировано около 50 тыс. дронов массой более 150 г, а в США – примерно 1,8 млн. Они ведут мониторинг инфраструктуры, обрабатывают поля, следят за состоянием окружающей среды... Но по-настоящему массовое применение беспилотников, тем более в густонаселенных районах, остается делом будущего. Даже невинные, казалось бы, попытки организовать доставку пиццы по воздуху не увенчались успехом, а осторожные пробные полеты нередко заканчиваются авариями. Прежде чем дроны войдут в нашу повседневную жизнь, им придется стать стопроцентно безопасными.
От дачи до ближайшего продуктового магазина минимум полчаса на велосипеде – и столько же обратно, с тяжелыми сумками. Но ехать туда необязательно: можно запустить приложение и купить все в интернет-магазине. Вскоре над участком зависает дрон и аккуратно опускает заказ на траву. И вовремя: гости как раз выбираются из прилетевшего такси… Подобные сцены мы привык ли встречать в фантастических романах, но на самом деле такое будущее совсем рядом: многие эксперты считают, что уже в следующем десятилетии начнется новая эра – эра аэромобильности. Даже сегодня беспилотных летательных систем (БАС) используется в разы больше, чем пилотируемых.
Согласованная безопасность
Разумеется, немалая часть этой работы ложится на создателей БАС, которые размещают на борту избыточный набор двигателей, надежные системы предупреждения столкновений, экстренной посадки и т.п. Многие такие решения применяются и на обычных самолетах, но это последний эшелон защиты. Они вступают в действие лишь в тех крайних случаях, когда не сработали все остальные средства, прежде всего аэронавигационные инструменты управления движением воздушного транспорта. К тому же системы предупреждения столкновений разводят самолеты только по вертикали, они адаптированы к их скоростям и возможностям маневрирования и работают на высотах от 1500 м. Но как только аппараты становятся беспилотными, небольшими, высота уменьшается, а полеты проходят над городом, все становится намного рискованнее. Именно поэтому почти любой полет требуется заранее согласовывать. Чтобы перелететь из одного города в другой, нужно получить разрешение у каждого муниципалитета, над которым проходит маршрут. В городах федерального значения – Москве, Петербурге, Севастополе – необходимо также согласие Минобороны, Ространснадзора, ФСБ и других структур; в приграничных районах и диспетчерских зонах аэропортов система еще сложнее. В зависимости от места полета план приходится подавать за трипять дней и более. И если вам в конце концов удастся занять воздушное пространство «под себя», для всех остальных на это время оно окажется закрыто. Неудивительно, что в таких условиях о массовых перевозках с помощью БАС говорить не