Четыре плюс пять
Рассматривая натюрморты, вошедшие в моду на рубеже XVI–XVII веков, образованные люди того времени не только любовались великолепием изобильной снеди, но и «разгадывали» символический смысл, заложенный художником. Что зашифровал автор хранящихся в Эрмитаже «Лавок»?

Рождение натюрморта обычно связывают с рубежом XVI–XVII веков — где-то между 1596 и 1601 годом написал «Корзину фруктов» Микеланджело Меризи да Караваджо. Не пройдет и тридцати лет, как натюрморты буквально заполонят европейскую живопись: фруктовые, цветочные, кухонные, «ученые», «роскошные», «ванитас» (напоминающие о тщете всего сущего), «лавки и рынки», восхваляющие богатство и красоту божьего мира… Одним из величайших мастеров этого жанра стал фламандец Франс Снейдерс.
Художник и искусствовед Александр Бенуа в путеводителе по Эрмитажу назвал Снейдерса «гениальным метрдотелем фламандского общества». Основной специализацией художника были рыночные и кухонные натюрморты монументальных размеров.
«Лавки» Снейдерса – вовсе не точная копия реальности: изображенная на них снедь никогда не «позировала» вся разом на одном прилавке. Компилируя разные предметы на картине, художник тем самым наполнял ее символами: религиозными, литературными, философскими.
Государственный Эрмитаж владеет пятью полотнами Снейдерса с изображениями фруктовой лавки, овощной, лавки дичи и двух рыбных, причем четыре картины, составляющие полный цикл, пришли от одного владельца – британского премьер-министра лорда Роберта Уолпола, чья коллекция была приобретена по приказу Екатерины II.
Традиционно считалось, что эта серия написана для епископа Антония Триста, но есть вероятность, что заказчиком был Жак ван Оффем, который занимался сбором пошлины с лавок, принадлежавших эрцгерцогу, и, возможно, лично составил «программу» цикла. На этих четырех картинах художник символически изобразил четыре времени года. Календарные циклы – полные и краткие – были в большой моде еще в часословах XV века, и к XVII их популярность не угасла. Оставались в моде и аллегории четырех стихий и пяти чувств. Именно их художник и «зашифровал» в своей серии.