Дбать или выгрезиться? Вот в чем вопрос!

Один из отцов-основателей Русского географического общества получил военное образование в Морском кадетском корпусе, а потом закончил медицинский факультет в университете. Но мы знаем его не как моряка или врача, а как человека, который собрал воедино тысячи слов, выражений и создал «Толковый словарь живого великорусского языка». Проверьте, смогли бы вы понять, что говорит человек, живший в 1861 году.
Работа, в результате которой появился словарь, заняла у Даля более полувека – 53 года. Везде, где бы он ни оказался, он не расставался с записной книжкой – собирал русские слова, пословицы, народный фольклор. А поездить ему довелось немало. Боевое крещение как военный врач он получил в ходе турецкой войны 1828–1829 годов, с 1833 года был чиновником особых поручений в Оренбурге при военном губернаторе, участвовал в Хивинской экспедиции 1839–1840 годов, а в 1849 году отправился в Нижний Новгород служить управляющим удельной конторой, ведавшей делами 40 тысяч государственных крестьян.
Один из министров просвещения – князь Шихматов – услышал о Владимире Дале и предложил ему внести правки в словарь, который издавала Академия наук. За каждое новое слово ему предложили 15 копеек, за дополнение или поправки к существующим – по семь с половиной копеек. «Я предложил, взамен этой сделки, другую: отдаться совсем, и с запасами, и с посильными трудами своими, в полное распоряжение академии, не требуя и даже не желая ничего, кроме необходимого содержания; но на это не согласились, а повторили первое предложение, – вспоминал Даль. – Я отправил 1000 прибавочных слов и 1000 дополнений с надписью: тысяча первая. Меня спросили, много ли их еще в запасе? Я отвечал, что верно не знаю, но во всяком случае десятки тысяч. Покупка такого склада товара, сомнительно доброты, по-видимому, не входила в расчет, и сделка оборвалась на первой тысяче».