Дерби нового света
«Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись». Не будем спорить насчет Запада и Востока, а вот Север и Юг однажды сошлись. И эта встреча имела важные и драматические последствия.
Примерно 150 миллионов лет назад Гондвана – один из двух суперконтинентов, в которые была собрана почти вся тогдашняя суша нашей планеты – раскололся на две части, западную и восточную. Восточная часть Гондваны впоследствии распалась на Антарктиду, Австралию, Индостан и Мадагаскар. Западная же примерно 100 миллионов лет назад разделилась на Африку (в состав которой тогда входила и Аравия) и Южную Америку. Щель между ними стала постепенно расширяться, превращаясь в Атлантический океан.
У каждого из этих обломков Гондваны была своя судьба, яркая и причудливая. Нас будет интересовать судьба Южной Америки. С момента отделения от Африки экосистемы этого континента оказались изолированными.
Распад западной Гондваны пришелся на середину мелового периода мезозойской эры – бурный период в истории биосферы, время окончательной победы «революции цветковых». Когда Южная Америка вступила в свою «блестящую изоляцию», в ее биоте уже присутствовали основные группы цветковых растений и связанных с ними насекомых. Были там, разумеется, и динозавры, как раз в это время переживавшие на всей планете свой последний и самый пышный расцвет. А вот млекопитающие в то время были (как и во всем остальном мире) мелкими существами – от нескольких десятков до нескольких сотен граммов. Они вели сумеречно-ночной образ жизни, среди них почти не было ни настоящих хищников, ни настоящих растительноядных – почти все они были всеядно-насекомоядными, т. е. питались всем, что легко можно было и добыть, и переварить. Плацентарные уже отделились от сумчатых, но еще не обнаружили явных преимуществ перед ними: обе группы оставались вполне успешными.