Естественный отбор
«Природа — не храм, а мастерская…» Эту мысль на свой манер воплощают кинетические скульптуры Тео Янсена, который сам учится у природы законам эволюции
«Это они позволили мне создать себя», — пишет голландский художник о своем проекте Strandbeesten, в переводе — «пляжные звери». Все началось с заметки в нидерландской ежедневной газете de Volkskrant, где колумнист Янсен, рассуждая об опасности повышения уровня моря, высказал идею сделать механических животных, чтобы рыхлить песок, который затем ветер относил бы на прибрежные дюны, наращивая их. Мысль захватила самого автора, и Янсен выделил себе год на создание пары движущихся конструкций, работающих на силе ветра. В наши дни проект Strandbeesten продолжается, и ему уже почти 30 лет.
Каждый год художник собирает новых «пляжных зверей» и выпускает их на побережье. Янсен сравнивает свою работу с эволюционным отбором, отсеивая неперспективные образцы. Имена конструкций он уподобляет бинарной номенклатуре биологических видов и выделяет несколько этапов в развитии своих созданий. Название построенных в 2012 году конструкций Animaris Adulari происходит от английского слова animal — «животное», и латинских mare — «море» и adulare — «вилять хвостом, ластиться» (по словам художника, это «существо» на побережье напоминает стаю собак). Они продолжают начатую в 2006 году серию Cerebrum («Мозг»), «звери» которой научились с помощью системы насосов и клапанов реагировать на внешнюю среду и менять «поведение». Animaris Adulari — первый «вид», способный «потеть», то есть вымывать водой попавший в трубки песок. Янсен говорит, что его создания самовоспроизводятся, как живые организмы, когда люди заказывают и печатают на 3D-принтере их уменьшенные копии.