Автор кинетических скульптур Тео Янсен учится у природы законам эволюции

Вокруг светаMadaniyat

Естественный отбор

«Природа — не храм, а мастерская…» Эту мысль на свой манер воплощают кинетические скульптуры Тео Янсена, который сам учится у природы законам эволюции

Текст Семен Мартынов

Кинетическая скульптура Animaris Adulari. Поливинилхлорид. Около 3,2 х 5 х 2 метра. 2012

«Это они позволили мне создать себя», — пишет голландский художник о своем проекте Strandbeesten, в переводе — «пляжные звери». Все началось с заметки в нидерландской ежедневной газете de Volkskrant, где колумнист Янсен, рассуждая об опасности повышения уровня моря, высказал идею сделать механических животных, чтобы рыхлить песок, который затем ветер относил бы на прибрежные дюны, наращивая их. Мысль захватила самого автора, и Янсен выделил себе год на создание пары движущихся конструкций, работающих на силе ветра. В наши дни проект Strandbeesten продолжается, и ему уже почти 30 лет.

Каждый год художник собирает новых «пляжных зверей» и выпускает их на побережье. Янсен сравнивает свою работу с эволюционным отбором, отсеивая неперспективные образцы. Имена конструкций он уподобляет бинарной номенклатуре биологических видов и выделяет несколько этапов в развитии своих созданий. Название построенных в 2012 году конструкций Animaris Adulari происходит от английского слова animal — «животное», и латинских mare — «море» и adulare — «вилять хвостом, ластиться» (по словам художника, это «существо» на побережье напоминает стаю собак). Они продолжают начатую в 2006 году серию Cerebrum («Мозг»), «звери» которой научились с помощью системы насосов и клапанов реагировать на внешнюю среду и менять «поведение». Animaris Adulari — первый «вид», способный «потеть», то есть вымывать водой попавший в трубки песок. Янсен говорит, что его создания самовоспроизводятся, как живые организмы, когда люди заказывают и печатают на 3D-принтере их уменьшенные копии.

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Усадьбы Москвы Усадьбы Москвы

Русские имения хранят множество историй, повлиявших на судьбу страны

Вокруг света
От спроса к предложению От спроса к предложению

В 2018 году обозначился поворот в направлении экономики предложения

Forbes
Слово редактора Слово редактора

На самом деле, нет более открытых миру людей, чем яхтсмены

Y Magazine
Сон в руку: 9 мифов о Дмитрии Менделееве Сон в руку: 9 мифов о Дмитрии Менделееве

Изобрел водку, а таблицу увидел во сне? Правда и мифы о Дмитрии Менделееве

Вокруг света
Кнут и пряник Кнут и пряник

15 лет назад в бизнесе было больше анархии, но и больше креатива

Forbes
Эпоха жадности Эпоха жадности

Лучшие обложки в истории журнала

Forbes
Крыло для Boeing Крыло для Boeing

Константин Иванов помогает SpaceX, Tesla и Boeing печатать детали на 3D-принтере

Forbes
Капитан пустыни Капитан пустыни

Жизнь погонщика верблюдов в марокканских песках похожа на жизнь моряка

Вокруг света
Повсюду дома Повсюду дома

Ольга Свиблова показала свой дом — памятник архитектуры 1932 года

AD
7 чудес Солнечной системы 7 чудес Солнечной системы

Путешествие по любимым достопримечательностям космических туристов

Вокруг света
Российские слоны и тигры Российские слоны и тигры

Что изобрели в СССР, история Чернобыльской катастрофы и как воруют в России

Forbes
Повелители мусора Повелители мусора

Как устроен бизнес региональных операторов

РБК
Дорога в никуда Дорога в никуда

Чем обернулся проект строительства скоростной железной дороги в Калифорнии

Forbes
Прощание с пакетом Прощание с пакетом

Чем торгуют магазины без упаковки

РБК
Из рук в руки Из рук в руки

15 лет российского футбола в историях пяти клубов

Forbes
Новый черный Новый черный

Почему индустрия моды встраивается в зеленую экономику

РБК
Приручить дракона Приручить дракона

Известны случаи, когда драконы имели реальное влияние на ход истории

Вокруг света
Своя игра Своя игра

Шарлотта Бильтген готова к компромиссам с заказчиком

AD
Утилизация с риском Утилизация с риском

Как устроена переработка опасных отходов

РБК
Гостиная Гостиная

Пять примеров гостиных, типичных для России, Франции, Испании, Америки и Англии

AD
Лондон: Туманный Вавилон Лондон: Туманный Вавилон

Николай Сванидзе — о Лондоне, где «раз сто точно был, а потом перестал считать»

Вокруг света
Пятнадцать лет спустя Пятнадцать лет спустя

Как с момента появления издания в России изменилась страна и герои Forbes

Forbes
Красиво жить не запретишь Красиво жить не запретишь

Декоратор Майлз Редд отстаивает право своих заказчиков на жизнь в роскоши

AD
Большой Большой

Слон слишком удивителен и велик, шутка ли — объять необъятное

Вокруг света
Полная чаша: 7 потрясающих бассейнов Полная чаша: 7 потрясающих бассейнов

С одной стороны — роскошь, с другой — неотъемлемый атрибут отдыха

Вокруг света
Желтый полиэтиленовый пакет Желтый полиэтиленовый пакет

Что Чичваркин вывез из России в Лондон в крепком желтом пакете «Евросети»

Forbes
Бычий рынок Бычий рынок

Братья Линники с помощью государства создали продовольственный холдинг

Forbes
Сага о Харальде Сага о Харальде

Патриотизм и романтика легенд способны создать бренд национального масштаба

Вокруг света
Карта местности Карта местности

Что есть, пить и смотреть в Милане

AD
Маттиас Шепп: «Немецкие компании были, есть и будут чемпионами локализации в России» Маттиас Шепп: «Немецкие компании были, есть и будут чемпионами локализации в России»

Что мотивирует немецкий бизнес на инвестиции в России

РБК
Открыть в приложении