Фигура замри
Любимый сюжет импрессионистов, любимые ими эксперименты с разделением цветового тона – разве можно было удивить всем этим после них и на их же выставке? У Жоржа Сёра получилось.
В самом дальнем зале, пятом, зрителей ожидала большая сенсация – живопись неоимпрессионистов. На задней стене висел шедевр Сёра, манифест нового течения – «Воскресенье на Гранд-Жатт», конструктивистски продуманный и иератически выписанный, как египетский живописный фриз», – так арт-критик Оскар Рейтерсверд охарактеризовал картину, поразившую публику на восьмой выставке импрессионистов. Сюжет «Воскресного полдня на острове Гранд-Жатт» был вполне зауряден и очень любим самими импрессионистами: парижане наслаждаются отдыхом у воды. Неожиданной оказалась техника: и фигуры, и фон написаны множеством раздельных скругленных мазков, практически чистыми, хотя и разбеленными, цветами – синим, желтым и красным. Все оттенки, обычно получаемые художниками на палитре, должны были оптически «образоваться» из этих мазков при взгляде на картину: зеленый – из синих и желтых, оранжевый – из желтых и красных, лиловый – из красных и синих. Сёра был увлечен теориями химика Мишеля Шеврёля и физика Огдена Руда о том, как разные цвета, находясь рядом, меняют восприятие друг друга человеческим глазом.
Фигуры отдыхающих горожан, написанные вибрирующей точечной мозаикой, были монументальны, декоративны и статичны, словно куклы, установленные в символичные позы: «типичная нарядная парочка», «типичный светский франт». Сёра о своем взгляде на мир говорил так: «Художник должен научиться изображать не предмет, а сущность предмета. Когда он пишет лошадь, это должна быть не та конкретная лошадь, которую вы можете опознать на улице. Камера создает фотографию; нам же следует идти гораздо дальше».