Хранители
Пока западный мир меняет природу на технологии, индонезийцы сохраняют с ней родственные связи и делают ставку на старого надежного буйвола, который поможет и поле вспахать, и жизнь прожить, и смерть умереть
Тощие ноги Ай Маде Садра погружаются в воду по колено. Непонятно, как тщедушному балийцу удается передвигаться по чавкающей топи и удерживать тяжелый деревянный плуг. Плуг тащит буйвол, покрытый кляксами высохшей глины. Солнце в зените. Залитые водой рисовые поля отражают жар, делая его тяжелым и липким. «Важно хорошо вспахать поле, подготовить землю для риса, — Маде поправляет соломенную шляпу с полями. — Земля будет мягче, сможет дышать и лучше впитывать воду».
Сила земли
К земле, воде и природе у фермеров трепетное отношение. Мы бы назвали его экологичным и ответственным, но для балийцев это образ жизни.
Оседлав длинную рукоять плуга, Маде показывает традиционную технику пахоты метекап. Буйвол идет впереди, крестьянин же, сидя на плуге, перебирает ногами, задавая направление, а весом тела контролирует глубину вспашки. «Многие торопятся. Арендуют тракторы. На двухколесном тракторе гектар земли обрабатываешь за день. С буйволом это делаешь за четыре дня. Зато вспахиваешь лучше».
Маде объясняет, что буйвол еще и разбивает крупные комки земли и рыхлит поле копытами, многократно проходя по наделу туда и обратно. Благодаря этому земля становится пористой. Вода равномернее просачивается сквозь такую почву, не размывает верхний плодородный слой. «Я не трачу воду зря. А «лишнюю» спускаю на следующее поле по этому желобу», — фермер показывает на бетонную канавку, идущую по краю поля.
На Бали действует уникальная система ирригации субак, созданная как минимум тысячу лет назад. Сеть дамб, акведуков и каналов позволяет распределять воду из горных источников и озер на тысячи полей и террас. Бесперебойная работа субака зависит от поведения земледельца на поле и его рачительного отношения к природным ресурсам.