Ильич раздора
Один из самых громких скандалов между художником и заказчиком в истории живописи случился из-за фрески Диего Риверы, которая должна была воспевать бурный научно-технический прогресс.
«Искажению моего замысла я предпочту его полное физическое уничтожение», – объявил Диего Ривера заказчику, надеясь, что тот не осмелится погубить огромный мурал, результат многих месяцев работы. Однако скандал зашел слишком далеко.
Фреску «Человек на распутье прозорливо и с надеждой созерцает выбор нового и лучшего будущего» Ривера с помощниками писал в семидесятиэтажном небоскребе, сердце «Рокфеллер-центра», который строила в 1930-е годы в Нью-Йорке богатейшая семья США. Рокфеллеры слыли не только дельцами, но и щедрыми меценатами и заказали фреску модному художнику, несмотря на его коммунистические взгляды. Современники считали движение мексиканских муралистов самым ярким расцветом монументальной живописи с эпохи Возрождения, а Ривера был главной звездой.
Рокфеллеры хотели видеть на стене своего центра оптимистичные размышления о том, к каким рубежам привел общество бурный научно-технический прогресс XX века и какие возможности он сулит. Но когда художник приступил к работе, его начали ругать с обеих сторон. Левым активистам не нравилось, что коммунист Ривера выполняет заказ за деньги капиталистов. Пресса негодовала, что «красная» пропаганда проникла в центр американского бизнеса. Вы получите настоящую пропаганду, решил художник, – и написал на фреске портрет Ленина. Шокированные Рокфеллеры потребовали убрать вождя революции. Ривера не согласился, и тогда фреску уничтожили, а от услуг художника отказались, выплатив ему причитавшуюся сумму.
Не прошло и года, как Ривере представилась возможность восстановить мурал, правда, в меньшем размере, в родной Мексике, на стене столичного Дворца изящных искусств. Живописец был доволен: теперь все увидят, шедевр какого масштаба погубили реакционеры Рокфеллеры. Он воссоздал основное по фотографиям первой версии, но доработал замысел. Эта фреска называется «Человек, управляющий вселенной». Ее главный герой выглядит куда более уверенно, а Ривере дали волю изобразить всех известных личностей, каких ему было угодно.