Ладан для народа
Запахи возбуждают, влекут, очаровывают, предупреждают и отвращают. Мы знаем, что они способны внушить симпатию и неприязнь, страх и восторг. Но на Востоке знают больше: благовония могут менять жизнь к лучшему. Даже в Йемене, одной из наиболее неблагополучных стран мира
«Потеряться в пестром хаосе на рынке Сук-аль-Мильх в Сане» — обязательная рекомендация путеводителей по столице Йемена. Торговые улочки, стиснутые «пряничными» глиняными домиками, разбегаются во всех направлениях. Что ни лавка, то пещера Аладдина с грудой сокровищ. Сокровища охраняют невозмутимые торговцы. На каждом — белая фута (традиционная мужская юбка), светлая рубашка, пиджак, за поясом — кривой кинжал джамбия, за щекой — комок листьев ката (легкий наркотик национального значения). В этом калейдоскопе товаров, людей и ощущений самый надежный навигатор — нос.
У главного, южного, входа в рыночный квартал пекут хлеб и лепешки, на огне булькают чаны с мясным рагу, кипят кастрюли с мятным чаем и кышром, который иногда называют йеменским кофе. В стране, где торговля кофе с давних пор была источником благосостояния, предприимчивые торговцы почти все зерно продают, а для личных нужд оставляют мякоть кофейных ягод, фактически отходы производства. Йеменцы заваривают мякоть с имбирем, добавляют сахар и чуть-чуть амбры, делающей аромат напитка интенсивнее и сложнее.
Ближе к центру торгового района духовитая пыль от мешков с кардамоном, зирой, куркумой, шафраном, стоящая в воздухе, становится плотнее. Продавцы специй используют все доступное пространство рынка: мешками заполняют лавки и перегораживают уличные проходы. Размах торговли заставляет вспомнить, что местные жители контролировали оборот пряностей между Азией и Европой вплоть до эпохи Великих географических открытий.
Главные, базовые ноты аромата Йемена чувствуешь в глубине Сук-аль-Мильха. В тени полотняных навесов, в полумраке лавок поблескивают россыпи застывшей благовонной смолы. Здесь продают ладан и мирру. Благовония древнего мира и сказочной Счастливой Аравии, как называли эту страну много столетий назад.